ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7069 от 01.07.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья - Соломников К.Э.

Дело № 33-7069

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Фомина В.И.

судей Петуховой Е.В., Пьянкова Д.А.

при секретаре Корякине М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 1 июля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1, /дата рождения/, удовлетворить.

Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в пределах территории Муниципального образования г. Пермь по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.

В части заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району - отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения ФИО1, прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Очерского района Пермского края в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о возложении на Правительство Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилого фонда» обязанности предоставить истице жилое помещение по договору социального найма на территории Очерского муниципального района Пермского края либо с согласия истца на территории Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств краевого бюджета, выделяемых на строительство жилья на указанные цели.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что ФИО1 является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении. Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края по Очёрскому муниципальному району № 23 от 15 августа 2014 г. ФИО1, /дата рождения/, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, МУП «Верещагинское БТИ» ФИО1 имеет в общей долевой собственности 1/5 долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: ****.

Заключением МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края № 17 от 15 августа 2014 г. установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом помещении в связи с несоответствием учетной нормы площади жилого помещения на одно лицо.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы на иск.

КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилого фонда» в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения гражданского дела.

Представитель МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю по Очерскому муниципальному району ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.

Правительство Пермского края со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, поэтому истице жилое помещение должно быть предоставлено на территории Пермского края.

Указывает на то, что первоначально прокурор обращался с иском о предоставлении ФИО1 жилого помещения на территории Очерского муниципального района либо с согласия истца на территории Пермского края; уточненных требований о предоставлении жилого помещения конкретно на территории г. Перми прокурор в судебном заседании не заявлял, требования не изменял; соответствующее уточненное исковое заявление в адрес Правительства Пермского края до судебного заседания не направлялось, поэтому у Правительства не имелось возможности подготовить свою позицию по требованиям о предоставлении жилого помещения конкретно на территории г. Перми. В связи с чем заявитель считает, что суд при рассмотрении спора нарушил нормы процессуального права: ст. 150 ГПК РФ, ст. 196 ГПК РФ, вышел за пределы заявленных прокурором требований, предоставив ФИО1 жилое помещение на территории г. Перми.

Помимо этого, заявитель указывает, что ФИО1 включена в список лиц, поставленных на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда в Очерском районе, предоставление жилья должно осуществляться на территории субъекта, в котором истец ранее был поставлен на учет, предоставление жилья на территории г. Перми нарушит права иных лиц данной категории, поставленных на соответствующий учет в г. Перми.

Заявитель также приводит довод о том, что согласно справке № 2403 ФИО1 обучается в ГАОУСПО «***»; срок окончания колледжа 30.06.2016 г., следовательно, истица находится на государственном обеспечении, между тем в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ жилые помещения данной категории граждан предоставляется по завершению профессионального образования. Таким образом, ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда только после завершения обучения, т.е. после 30.06.2016 г.

От прокуратуры Очерского района поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

В суде апелляционной инстанции ФИО1, прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражали против отмены решения суда. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. От Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1, /дата рождения/ (л.д. 34), является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Заочным решением Очерского районного суда Пермского края от 22 мая 2008 года мать ФИО1 в отношении дочери ФИО1 лишена родительских прав, запись об отце внесена в свидетельство о рождении со слов матери (л.д. 30-31).

Постановлением администрации Очерского муниципального района Пермского края № 800 от 20 июня 2008 года ФИО1 передана на воспитание в приемную семью, приемным родителем назначена Ш. (л.д.29).

Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, МУП «Верещагинское БТИ» ФИО1 имеет 1/5 долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: **** (л.д.21).

Заключением МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края № 17 от 15 августа 2014 г. установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом помещении, в связи с несоответствием учетной нормы площади жилого помещения на одно лицо (л.д. 17,18).

Решением МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края по Очёрскому муниципальному району № 23 от 15 августа 2014 г. ФИО1, /дата рождения/, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 16).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что ФИО1 на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.

В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что истице должно быть предоставлено жилье на территории Пермского края.

Эти доводы апелляционной жалобы не влекут отмену постановленного судом решения.

Из буквального содержания и системного толкования положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п, следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Поэтому представление истице жилого помещения на территории Пермского края не соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Не влекут отмену постановленного судом решения доводы апелляционной жалобы заявителя о нарушении судом при рассмотрении спора норм процессуального права, выходе за пределы заявленных прокурором требований.

В исковом заявлении прокурор ставит вопрос о восстановлении нарушенных жилищных прав ФИО1, как лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей; заявляет требование о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Именно это исковое требование и рассмотрено судом. Предмет иска, его основания прокурором не изменялись. Уточнение населенного пункта, в котором ФИО1 должно быть предоставлено жилое помещение, не свидетельствует об изменении (уточнении) заявленных требований. Таким образом, довод заявителя о невозможности удовлетворения заявленных требований о предоставлении истице жилого помещения в отсутствие измененного требования в письменном виде (в части места предоставления жилого помещения) не соответствует положениям ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, поскольку, как следует, из материалов дела и обжалуемого решения суда данное требование прокурором было заявлено, оно соответствовало положениям Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, а также Порядку предоставления жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п. В связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что истица в настоящее время находится на государственном обеспечении и в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда только после завершения обучения, т.е. после 30.06.2016 г.

Из содержания п.1 ст.8 Федерального закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что указанным категориям лиц жилые помещения предоставляются немедленно по достижении ими возраста 18 лет (абз.2 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ).

Основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у указанных категорий лиц позже наступления совершеннолетия при наличии отдельного заявления является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (абз.3 п.1 ст.8 Закона № 159- ФЗ). Волеизъявления на предоставление ей жилого помещения по окончании обучения ФИО1 не выражала. Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением у ФИО1, состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента совершеннолетия и не может быть поставлено под условие окончания обучения в образовательном учреждении. То обстоятельство, что ФИО1 обучается в ГКАОУ СПО «***» по очной форме обучения само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Судебная коллегия также считает не заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы заявителя об отсутствии оснований для предоставления ФИО1 жилого помещения на территории г. Перми.

Действительно из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: **** (л.д. 8). Однако, из пояснений ФИО1 в судебном заседании 3 апреля 2015 г. (л.д. 77-78) и в судебном заседании в Пермском краевом суде; справки № 2403 ГАОУСПО «***» следует, что ФИО1 учится в Краевом колледже ***; проживает в общежитии, а в летний период времени - у подруги в г. Перми, т.к. общежитие закрывается; в жилом помещении по адресу: ****, где ей принадлежит 1/5 доля в праве, она проживать не может в связи с несоответствием учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на 1 лицо, и сложившимися неприязненными отношениями с родственниками. В деле также имеется договор найма жилого помещения в общежитии № ** от 01.09.2012 г., заключенный между КГАУ «Управление общежитиями Пермского края» и ФИО1 на срок до 30.06.2016 г., согласно которому ФИО1 предоставлена за плату во владение и пользование часть жилого помещения - комнаты № ** в общежитии по адресу: ****. Указанные обстоятельства свидетельствуют о сложившихся устойчивых социальных связях истца в данном муниципальном образовании (г. Перми), поэтому, по мнению судебной коллегии, именно г. Пермь в соответствии со ст. 20 ГК РФ является местом жительства ФИО1 В связи с чем обеспечение ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Перми отвечает ее интересам и требованиям закона не противоречит. Кроме того, заявителем жалобы - ответчиком по делу фактическое проживание истца на территории г. Перми не опровергнуто.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Очерского районного суда Пермского края от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: