ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7079 от 23.11.2012 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-7079

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Фёдоровой Г.И.,

судей: Хуснутдиновой И.И., Герасимовой О.В.,

при секретаре: Козиной Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 23 ноября 2012 года апелляционную жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2012 года по гражданскому делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о запрете эксплуатации вагона.

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ОАО «Российские железные дороги» Епифанцевой А.А., представителя ОАО « Федеральная пассажирская компания» Колтуновой А.С., прокурора Бандурко О.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о запрете эксплуатации вагона.

В обоснование заявленных требований указал, что на балансе Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2 ОАО «РЖД» находится пассажирский вагон №, 03.10.1983 года постройки, срок службы вагона составляет 28 лет 4 месяца, последнее техническое обслуживание данного вагона состоялось 08.08.2009 года, что является нарушением требований п.3 приказа МПС РФ от 08.01.1994 года № 1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте», п.3.1.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной протоколом Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников содружества от 22.05.2009 года № 50, п.1.18 приказа МПС РФ от 04.04.1997 года № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов».

В судебном заседании Хабаровский транспортный прокурор иск уточнил исковые требования, настаивал на запрете ответчику осуществлять эксплуатацию вагона №.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2012 года исковые требования удовлетворены. ОАО «Российские железные дороги» запрещена эксплуатация железнодорожного вагона № до принятия решения о продлении срока службы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Российские железные дороги» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Как подтверждается материалами дела и установлено судом, Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Эксплуатационным вагонным депо Хабаровск-2 законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, в ходе которой выявлен факт нахождения в эксплуатации ОАО «РЖД» пассажирского вагона №, тип вагона – купейный жесткий, 03.10.1983 года постройки, со сроком службы 28 лет 4 месяца, техническое обслуживание данный вагон проходил 08.08.2009 года.

Согласно приказа МПС РФ от 04.04.1997 года № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов» периодичность проведения вагонам ТО-3 составляет 12 месяцев.

Согласно нормативным срокам службы машин и оборудования, утвержденных Министром тяжелого и транспортного машиностроения СССР 28.10.1986 года, нормативный срок службы вагонов составляет 28 лет.

Согласно сведениям, предоставленным Пассажирским вагонным депо Хабаровск-2 03.02.2012 года, срок службы данного вагона в случае его эксплуатации, до настоящего времени не продлен, что является нарушением требований п. 1.2 Руководства по капитальному ремонту, утвержденному МПС РФ от 04.09.1995 года.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 1.1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ № ЦРБ-756, утвержденных Министерством путей сообщений РФ 26.05.2000 года, обеспечение безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, безопасности перевозок груза, багажа и грузобагажа, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложена на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции.

Согласно п. 9.1 Правил технической эксплуатации железных дорог, утвержденных МПС РФ от 26.05.2000 года № ЦРБ-756, подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав должны своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда.

Как установлено судом, последнее техническое обслуживание данный вагон проходил 08.08.2009 года, что является нарушением требований п.3 приказа МПС РФ от 08.01.1994 года «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте», п. 3.1.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной протоколом Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников содружества от 22.05.2009 года № 50, п.1.18 приказа МПС РФ от 04.04.1997 года № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов».

В соответствии с ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Вывод суда о том, что эксплуатация пассажирского вагона № с истекшим сроком службы и не проведенным ТО-3 не отвечает требованиям безопасности и создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу, признается судебной коллегией правильным.

Учитывая положения приведенных выше норм права с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд пришел к обоснованному выводу о законности заявленных прокурором требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент рассмотрения дела отсутствовала какая-либо деятельность ОАО «РЖД» по эксплуатации вагона №, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, правовых оснований к отмене постановленного судом решения они не содержат.

Действительно, на основании оперативного приказа начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств Дальневосточной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» от 31.07.2012 года №, пассажирский вагон № исключен из схемы формирования поезда и запрещен к эксплуатации. Однако, данное обстоятельство не влечет отмену либо изменение решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального либо процессуального права. Решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2012 года по гражданскому делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о запрете эксплуатации вагона оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Председательствующий Фёдорова Г.И.

Судьи Хуснутдинова И.И.

Герасимова О.В.