ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7083/2016 от 29.09.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Литвинова А.А. дело № 33-7083/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Шкилёва П.Б.

судей: Гавриленко Е.В., Гудожникова Д.Н.

при секретаре Кузнецовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания,

по апелляционной жалобе Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

«исковое требование (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО - Югры удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО - Югры об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» (ФИО)1.

Обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры присвоить (ФИО)1 звание ветерана труда.

Взыскать с Департамента социального развития ХМАО - Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300, 0 рублей».

Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия

установила:

(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание, ссылаясь на то, что ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по мотиву, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п.

Гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Судом постановлено изложенное выше решение суда.

В апелляционной жалобе представитель Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа – Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Субъект РФ имеет право самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отсутствует.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.

С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Как установлено судом и видно из материалов дела, 05.08.2009 года приказом Министерства образования и науки РФ № 1094/к-н, за многолетний добросовестный труд истец награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (л.д.7).

Общий трудовой стаж истца составляет более 29 лет (л.д. 8-16).

Решением Комиссии Департамента социального развития ХМАО - Югры по присвоению звания «Ветеран труда» от 11.03.2016г. (протокол № 7), истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 г. № 103-п (л.д.17).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

На основании пункта 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона № 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона № 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Согласно п. 1 Приказа Министра образования и науки Российской Федерации N 84 от 6 октября 2004 года «О знаках отличия в сфере образования и науки», действовавшего на момент награждения истицы Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам.

Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 03 июня 2010 года № 580 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отнесена к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания «Ветеран труда».

Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания «Ветеран труда».

Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона № 5-ФЗ, определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года № 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ). Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры без удовлетворения.

Председательствующий: Шкилёв П.Б.

Судьи: Гавриленко Е.В.

Гудожников Д.Н.