Судья Тюрин А.С. Дело № 33-708/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Бритвич Ю.С., Маньковой Е.Н.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 16 марта 2015 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Ярославля на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 19 ноября 2014, которым постановлено:
«Иск прокурора Ленинского района г. Ярославля удовлетворить частично.
Обязать МДОУ детский сад № 106 в срок до 1 сентября 2015 года устранить нарушения требований противопожарного законодательства в помещениях здания детского сада по адресу: <адрес>, путем выполнения работ: по покрытию пола в помещении подготовительной группы № 2 негорючими материалами не ниже КМ2; покрытию пола в музыкальном зале негорючими материалами не ниже КМ2; отделке стен в музыкальном зале негорючими материалами не ниже КМ1; обеспечению высоты эвакуационного выхода из лестничной клетки (помещение № 19 по техническому паспорту -тамбур) в свету 1,9 м.
В удовлетворении иска в остальной части отказать».
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского района г. Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, Департаменту образования мэрии г. Ярославля и МДОУ детский сад № 106 об устранении нарушений противопожарного законодательства.
В обоснование иска указано, что органами пожарного надзора в январе 2013 года были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 106, не устраненные до настоящего времени.
Прокурор просил суд обязать мэрию города Ярославля выделить денежные средства МДОУ детский сад № 106 для устранения нарушений противопожарного законодательства в виде выполнения работ: по покрытию пола в помещении подготовительной группы № 2 негорючими материалами класса пожарной безопасности не ниже КМ2; покрытию пола в музыкальном зале негорючими материалами класса ПБ не ниже КМ2; отделке стен в музыкальном зале негорючими материалами класса ПБ не ниже КМ1; оборудованию дополнительного эвакуационного выхода из помещений групп, расположенных на первом этаже здания; обеспечению высоты эвакуационного выхода из лестничной клетки (помещение № 19 по техническому паспорту - тамбур) в свету 1,9 м;
обязать Департамент образования мэрии города Ярославля распределить и перечислить указанные денежные средства МДОУ детский сад № 106 для выполнения указанных работ;
обязать МДОУ детский сад № 106, расположенный по адресу: <адрес>, после поступления денежных средств на финансирование указанных мероприятий в полном объеме устранить нарушения требований противопожарного законодательства путем выполнения указанных работ.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен прокурор. В апелляционном представлении прокурора Ленинского района г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения в части отказа в возложении обязанности на МДОУ детский сад №106 выполнить работы по оборудованию дополнительного эвакуационного выхода из помещений групп, расположенных на 1 этаже здания, о возложении на мэрию обязанности по финансированию указанных мероприятий в МДОУ детский сад № 106 и принятии в указанной части нового решения. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.
На апелляционное представление мэрией города Ярославля поданы письменные возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционного представления и возражений на него, выслушав прокурора Лазареву Е.А. в поддержание апелляционного представления, возражения заведующей МДОУ детский сад № 106 ФИО1, объяснения представителя ГУ МЧС России по Ярославской области по доверенности ФИО2, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в иске к мэрии города Ярославля подлежит отмене с принятием в данной части нового решения.
Суд пришел к выводу о том, что лицом, обязанным выполнить данные работы, является только МДОУ детский сад № 106, и отказал в иске к мэрии города Ярославля и департаменту образования мэрии города Ярославля.
Судебная коллегия считает неправильными выводы суда в части отказа в иске к мэрии города Ярославля, т.к. они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и правильному применению норм материального права. В данной части доводы представления прокурора заслуживают внимания.
Отказывая в иске к мэрии, суд исходил из того, что в данном случае требования прокурора направлены на возложение обязанности по внесению изменений в бюджет города Ярославля, а вмешательство суда в бюджетные отношения недопустимо.
Однако прокурором не заявлялись требования о внесении изменений в бюджет города, а касались возложения обязанности по выполнению противопожарных мероприятий в здании детского сада для обеспечения пожарной безопасности. В материалах дела содержатся письма руководителя МДОУ Детский сад № 106 в Департамент образования мэрии г. Ярославля о выделении денежных средств для выполнения предписания органов пожарного надзора, направлявшиеся в 2011, 2013, 2014 гг., поскольку детский сад не может осуществить данные мероприятия самостоятельно по причине отсутствия необходимого финансирования.
Возражая против иска и апелляционного представления прокурора, мэрия города Ярославля ссылается на следующие обстоятельства и доводы.
МДОУ детский сад № 106 является бюджетным учреждением.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином "финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания" (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", статья 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»), имея в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 6 названного Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, пункта 4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 19.10.2010 № 4140, муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формируются и утверждаются соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утверждаются после утверждения бюджета города на очередной финансовый год и плановый период и доводятся до муниципальных учреждений не позднее начала очередного финансового года.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания согласно данному закону, а также согласно пункту 6 Закона о некоммерческих организациях осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Согласно пункту 15 названного выше Порядка формирования и финансового обеспечения от 19.10.2010 г. финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению включает в себя нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Субсидия в части нормативных затрат на содержание муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением (автономным или бюджетным) включает в себя, в том числе, текущее содержание зданий и сооружений, текущее содержание и текущий ремонт особо ценного движимого имущества.
В случае, если муниципальные учреждения не обеспечили (не обеспечивают) выполнение муниципального задания в полном объеме либо выполняют с качеством, не соответствующим установленному в муниципальном задании, главный распорядитель (учредитель) обязан в пределах своей компетенции принять меры по обеспечению выполнения муниципального задания.
Таким образом, выделить денежные средства учреждению может только главный распорядитель бюджетных средств (учредитель). Мэрия не является ни главным распорядителем бюджетных средств, ни учредителем муниципальных образовательных организаций. Полномочия органа местного самоуправления, органа, осуществляющего управление в сфере образования, учредителя муниципальных образовательных организаций, а также функции главного распорядителя бюджетных средств согласно пунктам 3.4, 3.17 Положения о департаменте образования мэрии города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета г. Ярославля от 05.12.2008 N 36, осуществляет департамент образования мэрии города Ярославля.
Приведенные выше доводы мэрии города Ярославля не могут быть приняты во внимание для освобождения мэрии от участия в выполнении мероприятий, указанных в решении суда, по обеспечению пожарной безопасности в здании детского сада №106 с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, указанный иск прокурора возник в связи с тем, что уже несколько лет не выполняются предписания органа государственного пожарного надзора, т.к. действуя в рамках Порядка, предусмотренного названным выше постановлением мэрии от 19.10.2010 N 4140 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания" детский сад не получает достаточных финансовых средств для выполнения указанных противопожарных мероприятий.
Из материалов дела видно, что прокурор при предъявлении исковых требований о возложении обязанности на мэрию города Ярославля по выделению денежных средств на указанные мероприятия преследовал цель обязать мэрию как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Ярославля и уполномоченного представителя собственника муниципального имущества, обеспечить надлежащее противопожарное содержание здания МДОУ детский сад № 106 в условиях отсутствия такой возможности непосредственно у самого муниципального бюджетного учреждения.
В соответствии со статьей 9.1 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и дополнениями) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Из пункта 3 названной статьи следует, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 названного закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 2 этой же статьи бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В силу пункта 3 этой же статьи государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии с пунктом 6 названной статьи финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Устава МДОУ детский сад № 106, утвержденного приказом департамента образования мэрии г. Ярославля от 01.12.2011 г. № 5918, детский сад компенсирующего вида № 106 является бюджетным учреждением.
В силу пункта 1.4 Устава учредителем и собственником имущества данного учреждения является городской округ город Ярославль. Функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляют департамент образования мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии его представительств; комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля - в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом.
Согласно пункту 1.5 Устава функции и полномочия собственника имущества в отношении бюджетного учреждения от имени города Ярославля осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
Учредитель в силу раздела 4 Устава осуществляет в отношении детского сада полномочия по формированию и утверждению муниципального задания и его финансовому обеспечению, определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности детского сада.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава имущество детского сада является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Согласно пункту 5.4. Устава источниками формирования финансовых ресурсов детского сада являются финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в виде субсидий из городского бюджета, субсидии из бюджета города на иные цели, предоставляемые в установленном порядке, инвестиции из бюджета города, предоставляемые в установленном порядке, доходы бюджетного учреждения, полученные от разрешенных уставом видов деятельности, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В силу части 1 статьи 51 названного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 93 Устава города Ярославля постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является мэрия города Ярославля.
Из статьи 95 Устава города Ярославля следует, что в структуру мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения. Однако сами по себе они не являются органами местного самоуправления. Исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления является только мэрия города Ярославля, а не её структурные подразделения, через которые она осуществляет свои полномочия.
В статье 98 Устава города Ярославля предусмотрены полномочия мэрии по различным вопросам.
Так, по вопросам бюджетной и налоговой политики мэрия города Ярославля, в частности, устанавливает порядок составления проекта бюджета города, осуществляет составление проекта бюджета города, составление отчета об исполнении бюджета города, обеспечивает исполнение бюджета города; устанавливает расходные обязательства города путем принятия муниципальных программ, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципалитета города и исполняет расходные обязательства города; устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, организует исполнение муниципальных заданий; устанавливает порядок предоставления и осуществляет предоставление субсидий в соответствии с решением о бюджете города; устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города, предусмотренных в составе бюджета города. По вопросам управления муниципальным имуществом мэрия осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; создает муниципальные предприятия в порядке, установленном муниципалитетом города, а также муниципальные учреждения, в том числе определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы; назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений в порядке, установленном муниципалитетом города, заслушивает отчеты об их деятельности.
Анализ приведенных выше положений федеральных законов, Устава города Ярославля, Устава МДОУ детский сад № 106, свидетельствует о том, что в данном случае - наряду с обязанностью самого муниципального учреждения - для обеспечения надлежащего содержания здания детского сада с учетом требований противопожарных норм обязанность по выполнению мероприятий, поименованных в решении суда, необходимо возложить также на мэрию города Ярославля как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, осуществляющий от имени города Ярославля права собственника в отношении муниципального имущества, а также имеющий полномочия на создание и финансирование муниципальных бюджетных учреждений.
По указанным основаниям решение суда в части отказа в иске к мэрии города Ярославля подлежит отмене с принятием в данной части нового решения о возложении на мэрию города Ярославля наряду с МДОУ детский сад № 106 обязанности по выполнению противопожарных мероприятий, указанных в решении суда.
Также подлежит изменению срок устранения нарушений требований пожарной безопасности на 1 октября 2015 года, поскольку указанный срок установлен предписанием ГУ МЧС России по Ярославской области № 51/1/00038 от 18 апреля 2014 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В остальной части отказ в иске является обоснованным.
Отказ в иске прокурору о возложении на ответчиков обязанности оборудовать дополнительный эвакуационный выход из помещений групп, расположенных на первом этаже, является правильным, соответствует представленным суду доказательствам. В данной части мотивы, приведенные судом первой инстанции, являются верными.
Судебная коллегия считает данный отказ обоснованным с учетом того, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу достоверно и убедительно не доказана техническая возможность – без проведения капитального ремонта и реконструкции - столь значительного вмешательства в основные конструкции зданий детского сада, построенного в 1951 году, без нанесения зданию несоразмерного ущерба, с исключением угрозы обрушения. Соответственно, не доказана необходимость защиты права указанным способом.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.08 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений указанного закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования указанного закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 42 указанного закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные указанным законом, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
Системный анализ норм действующего законодательства о пожарной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* зданий данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в указанном СНиПе требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что здание детского сада по адресу, расположенного <...> введено в эксплуатацию в 1951 году.
Нарушение требования пожарной безопасности, в части отсутствия дополнительного эвакуационного выхода из помещений групп, расположенных на первом этаже, относится к планировочным решениям здания. Его устранение требует проведения реконструкции и капитального ремонта здания.
Сведения о том, что в здании детского сада проводилась реконструкция или капитальный ремонт после вступления в силу требований пожарной безопасности, на которые указывает орган пожарного надзора в предписаниях от 25.01.2013 г. и 18.04.2014 г. отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчиков обязанности оборудовать дополнительный эвакуационный выход до проведения капитального ремонта или реконструкции здания не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 19 ноября 2014 года отменить в части отказа в иске к мэрии города Ярославля.
Принять в указанной части новое решение, изложив абзац второй резолютивной части указанного решения в следующей редакции:
«Обязать мэрию города Ярославля и МДОУ детский сад № 106 в срок до 1 октября 2015 года устранить нарушения требований противопожарного законодательства в помещениях здания детского сада по адресу: <адрес>, путем выполнения работ: по покрытию пола в помещении подготовительной группы № 2 негорючими материалами не ниже КМ2; покрытию пола в музыкальном зале негорючими материалами не ниже КМ2; отделке стен в музыкальном зале негорючими материалами не ниже КМ1; обеспечению высоты эвакуационного выхода из лестничной клетки (помещение № 19 по техническому паспорту - тамбур) в свету 1,9 м».
В остальной части апелляционное представление прокурора на указанное решение суда оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи