Судья Шиирипей А.В. № 33-709/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 03 июня 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Куулар Л.Д.,
судей Баутдинова М.Т., Дулуша В.В.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куулар Л.Д. гражданское дело по иску прокурора г.Кызыла в интересах несовершеннолетней ФИО1 к мэрии г.Кызыла о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла по апелляционной жалобе мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 марта 2014 года,
установила:
Прокурор г.Кызыла обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО1 к мэрии г.Кызыла о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла (далее – ДОУ г.Кызыла). В обоснование иска указав, что прокуратурой г.Кызыла проведена проверка обращения ФИО2 об отказе в предоставлении места в детском саду ее дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящей в общей очереди на получение места в ДОУ г.Кызыла с 14 марта 2012 года под № 537. Просил суд обязать мэрию г.Кызыла предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в ДОУ на территории г.Кызыла в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 марта 2014 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: «Обязать мэрию г.Кызыла в предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Кызыла, в группе полного дня в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Мэрия г.Кызыла в апелляционной жалобе просит отменить указанное решение в виду нарушения судом первой инстанции норм материального права, в части, указав, что частью 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 14 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории г.Кызыла, утвержденного постановлением мэра г.Кызыла от 02.06.2010 г. № 1489 предусмотрено право образовательного учреждения в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию отказать только по причине отсутствия в ней свободных мест. Суд не учел отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла, а также то, что предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с решением суда нарушает права других детей, которые поставлены на учет ранее и имеют право на устройство в дошкольные образовательные учреждения на таких же основаниях. Также указывает, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (2.4.1.3049-13), которыми определено допустимое количество детей в группах.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений статьи 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Принятый в настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет дошкольную образовательную организацию как организацию, осуществляющую в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 1 части 2 статьи 23).
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014.
Согласно указанному нормативному акту, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации установить для многодетных семей прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
Пунктом 12 раздела III Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного постановлением мэра г. Кызыла от 02.06.2010 N 1489 (ред. от 03.04.2012), установлено, что дети из многодетных семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, имеют право на первоочередное предоставление мест в МДОУ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Как следует из материалов дела, ФИО2 приходится матерью несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет также детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По состоянию на 01 июня 2013 года несовершеннолетняя ФИО1 зарегистрирована под № 2578 в списке лиц, подлежащих направлению в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. 27 августа 2013 года была включена в журнал регистрации для детей, имеющих право на первоочередное устройство в ДОУ № 537.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования для детей дошкольного возраста, проживающих на территории г. Кызыла, лежит на органе местного самоуправления - мэрии г. Кызыла, а также его структурных подразделениях. При этом детям из многодетных семей места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях предоставляются в первоочередном порядке.
Установив, что мэрией г. Кызыла обязанность по обеспечению ребенка истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено его конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование, суд обоснованно возложил на мэрию г. Кызыла указанную обязанность.
Указанные выше нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения г. Кызыла предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.
При рассмотрении дела судом в указанной части не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованным доводы жалобы о том, что в Федеральном законе «Об образовании РФ» обязанность органов местного самоуправления предоставления места в дошкольном учреждении «в группе полного дня», не предусмотрена.
Судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения слова «в группе полного дня».
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 марта 2014 года изменить, исключить из резолютивной части слова «в группе полного дня».
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Кызыла - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 июня 2014 года.
Председательствующий
Судьи