ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7108/19 от 31.07.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Колесников Д.Ю. Дело № 33-7108/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Тертишниковой Л.А., Юрьевой М.А.,

при секретаре Горской О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 апреля 2019 года по делу

по иску ФИО1 к администрации г. Барнаула о признании отказа незаконным, о признании незаконным исключение молодой семьи из муниципальной программы.

Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Барнаула о признании отказа незаконным, признании незаконным исключение молодой семьи из муниципальной программы.

В обоснование заявленных требований указала, что семья Л-вых является участником программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011-2021 годы». Истец обратилась о пролонгации действия соглашения о предоставлении субсидии на 2017 год. Однако субсидия на расчетный счет не поступила. В июле 2018 ФИО1 обратилась за разъяснениями причины не поступления денежных средств в качестве субсидии. На обращение был дан ответ о непредставлении субсидии в связи с отсутствием заявки. Полагает отказ незаконным.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, истец просила суд признать незаконным исключение молодой семьи Л-вых из программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011-2021 годы», признать незаконным отказ администрации г. Барнаула в предоставлении семье Л-вых субсидии на погашение части банковской процентной ставки по ипотечным кредитам в рамках долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011-2021 годы» на 2017 и 2018 год.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 апреля 2019 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов указывает, что при включении в программу семья Л-вых не была ознакомлена с условиями программы в полном объеме, в том числе со сроками подачи заявки для пролонгации действия соглашения о предоставлении субсидии и о сроках заключения с администрацией города соглашения о выдаче субсидии. За весь период действия программы с Л-выми были заключены соглашения от 19.12.2012, 26.02.2014, 18.12.2014, 20.12.2016. Вопреки выводам суда, соглашение о выплате субсидии в 2017 году с истцами не заключалось. Кроме того, при обращении в комитет по делам молодежи требовалась справка о выплаченных суммах за прошедший год, на основании которой производился расчет, данная справка предоставлялась семьей Л-вых в комитет в начале каждого финансового года и принималась комитетом для расчета размера субсидии. Также усматривается нарушение администрацией г.Барнаула сроков приема заявок для пролонгации действия соглашения о предоставлении субсидии и заключения соглашения о предоставлении субсидии.

В суде апелляционной инстанции представитель истца настаивала на доводах жалобы; представитель ответчика просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула Алтайского края от 13.07.2011 № 887 семья Л-вых в составе трех человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГ г.р., Л.Ю.П., ДД.ММ.ГГ г.р., Л.П.Ю., ДД.ММ.ГГ г.р., признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в число участников краевой целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы».

На основании постановления администрации Октябрьского района г.Барнаула от 29.08.2011 № 1139 «Об изменении состава семьи Л-вых» в связи с рождением дочери по состоянию на 29.08.2011 семья Л-вых состоит из четырех человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГ г.р., Л.Ю.П., ДД.ММ.ГГ г.р., Л.П.Ю., ДД.ММ.ГГ г.р., Л.У.Ю., ДД.ММ.ГГ. г.р.

19.07.2011 Л-вы обратились в Комитет по делам молодежи администрации г.Барнаула с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

На основании указанного заявления 19.12.2012 администрация г.Барнаула заключила с семьей Л-вых соглашение на предоставление субсидии из бюджета города на погашение части банковской процентной ставки по ипотечных жилищным кредитам для приобретения жилого помещения в рамках долгосрочной целевой Программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г.Барнауле на 2011-2021 годы».

Согласно данному соглашению администрация города предоставляет молодой семье субсидию за счет средств бюджета города на погашение части банковской процентной ставки для приобретения жилого помещения на основании договора ипотечного жилищного кредитования от 24.02.2012 № БИ-33/2012-АЖИК, заключенном между молодой семьей и ОАО «АлтайБизнес-Банк».

В соответствии с п. 3.1 соглашения администрация обязана на основании справки об уплаченных процентах за прошедший год до 1 апреля планируемого года предоставить единовременным платежом субсидию на банковский счет, открытый молодой семье.

Впоследствии аналогичные соглашения были заключены с Л-выми 26.02.2014, 18.12.2014, 18.12.2015, 20.12.2016.

Семье Л-вых выплачена субсидия в 2013 году – 82419, 81 руб., в 2014 году – 91275, 79 руб., в 2015 году – 90214, 78 руб., в 2016 году – 89037, 60 руб., в 2017 году – 97554, 10 руб.

В 2018 году субсидия семье истца не была предоставлена.

Из ответа Комитета по делам молодежи администрации г.Барнаула от 27.07.2018 следует, что правовые основания для предоставления субсидии семье Л-вых в 2018 году отсутствуют, поскольку заявка о предоставлении субсидии до 20.10.2017 в комитет Л-выми не подавалась.

Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения ФИО1 в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что причины отказа ответчика в заключении соглашения с семьей Л-вых о предоставлении субсидии в 2018 году являлись обоснованными, поскольку заявка об участии в программе на 2018 год от истца в комитет до 20.10.2017 не поступила.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", постановления Администрации Алтайского края от 31.10.2014 № 503 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы", постановления администрации города от 25.05.2011 № 1626 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2011 - 2021 годы" администрацией г.Барнаула принято постановление от 19.07.2011 № 2134 "Об оказании поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям в рамках муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 - 2021 годы".

Приложением 1 к указанному постановлению утвержден Порядок формирования списков молодых семей - участников муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 - 2021 годы (далее – Порядок).

Согласно п. 2.1. Порядка участником муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 - 2021 годы" (далее - Программа) может быть молодая семья, включенная в список участников государственной Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы (далее - государственная программа), в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим требованиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент подачи заявления;

семья признана нуждающейся в жилом помещении;

наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и не получающая социальную выплату в планируемом году.

В соответствии с п. 2.2 Порядка список молодых семей - участников Программы для предоставления субсидий за счет средств бюджета города на погашение части банковской процентной ставки по ипотечным кредитам, полученным молодыми семьями на приобретение жилого помещения, формируется из числа молодых семей, включенных в список участников государственной Программы, в которых возраст супругов (или одного из супругов) на момент формирования списка молодых семей - участников Программы достигнет 36 лет, и включенных в список участников государственной Программы не менее чем за два года до даты утверждения списка молодых семей - участников Программы.

Для участия в Программе молодые семьи до 20 октября года, предшествующего планируемому, предоставляют в комитет по делам молодежи администрации города Барнаула (далее - комитет) необходимые документы:

копию договора ипотечного жилищного кредитования;

копию договора купли-продажи жилого помещения;

заявление об отказе от участия в государственной программе;

информационный расчет ежемесячных платежей, заверенный специалистами банка, с которым заключен договор ипотечного жилищного кредитования;

документ, подтверждающий наличие у молодой семьи банковского счета.

Ежегодно, до 1 февраля планируемого года, молодые семьи предоставляют выписку с лицевого счета молодой семьи - участника Программы и справку об уплаченных процентах за прошедший год.

Как следует из п. 3.2 Порядка для внесения изменений в список молодых семей - участников Программы на получение субсидии в планируемом году комитет в течение 5 дней со дня получения письменного заявления об отказе от участия в Программе или непредоставления документов, предусмотренных в п. 2.2 Порядка в установленный им срок, предоставляет в комиссию по отбору молодых семей - участников Программы, созданную при администрации города Барнаула, информацию о замене.

Таким образом, участие молодых семей в муниципальной программе в целях получения субсидии является добровольным и носит заявительный порядок. Лица, желающие принимать участие в программе, обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган документы, указанные п. 2.2 Порядка, тем самым выражая свое волеизъявление и подтверждая наличие оснований состоять в списке молодых семей, нуждающихся в предоставлении субсидии на погашение части банковской процентной ставки по ипотечным кредитам, полученным на приобретение жилого помещения.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявление на участие в муниципальной программе в 2018 году семья Л-вых до 20.10.2017 в комитет не предоставила, в связи с чем, как обоснованно указал суд первой инстанции, оснований для включения Л-вых в списки молодых семей на 2018 год не возникло. Исковые требования удовлетворению не подлежали.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с условиями участия в муниципальной программе Л-вы не были ознакомлены, судебной коллегией отклоняются, поскольку противоречат материалам дела.

При подаче заявления на включение в состав участников муниципальной программы Л.Ю.П. и ФИО1 указали, что с условиями участия в программе ознакомлены и обязуются их выполнять.

То обстоятельство, что истец была осведомлена о необходимости ежегодно подавать заявление для продолжения участия в программе до 20 октября года, предшествующего планируемому, подтверждается, в частности имеющемся в учетном деле Л-вых заявлением ФИО1 от 16.10.2013, адресованным администрации г.Барнаула, в котором она просила заключить с ее семьей соглашение о предоставлении субсидии на 2013 год.

Также не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что субсидия семье ФИО1 за 2017 года не предоставлялась.

Распоряжением администрации г.Барнаула от 26.06.2017 № 204-р утвержден список молодых семей – участников муниципальной программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г.Барнауле на 2015-2021 годы» на получение субсидии в 2017 году (т. 1, л.д. 107-113). Под номером 37 в списке указана семья Л-вых.

Согласно распоряжению администрации г.Барнаула от 26.06.2017 № 204-Р ФИО1 выплачена субсидия в 2017 году в размере 97554,10 руб. (т. 1, л.д. 122).

При этом ссылка в жалобе на то, что в 2017 году соглашение о предоставлении субсидии не заключалось, не свидетельствует о невыплате субсидии в 2017 году, поскольку по смыслу Порядка и заключенных ранее соглашений с администрацией субсидия предоставляется на погашение части банковской процентной ставки по ипотечным кредитам, уплаченной заемщиками за прошлый год.

Доводы жалобы о том, что ответчиком нарушались сроки приема заявок, необходимых для пролонгации действия соглашения о предоставлении субсидии, на законность постановленного судом решения не влияют, поскольку действия администрации связанные с приемом и оформлением заявок на участие в муниципальной программе истцом в установленном законом порядке не оспаривались.

Иных доводов, которые бы могли повлиять на законность постановленного решения, апелляционные жалобы не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 апреля 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...