Судья: Кравченко О.Е. 33-7108/2020
УИД 24RS0041-01-2019-002732-42
2.065
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Баимовой И.А.,
судей - Сударьковой Е.В., Беляковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ануфриевой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В., гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Сибирское МУГАДН) о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и возложении обязанности назначить новый конкурс,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 11 октября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Сибирское МУГАДН) о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы от 01.04.2019г. и возложении обязанности назначить новый конкурс оставить без удовлетворения.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Сибирское МУГАДН) о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и возложении обязанности назначить новый конкурс. Свои требования истец мотивировал тем, что при проведении конкурса на замещение вакантной должности – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора в Республике Тыва и определении по итогам конкурса победителем ФИО3 были нарушены требования Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» в части формирования конкурсной комиссии, в которую должны быть включены представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа конкурсной комиссии, при этом 01.04.2019г. при проведении конкурса в составе комиссии отсутствовали представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой и при общем числе членов конкурсной комиссии в 7 человек, указан всего лишь один независимый эксперт - Я.Л.А., что составляет менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Кроме того, членом комиссии являлся непосредственный руководитель ФИО4 - начальник Управления - С.Ф.Г.., который ранее (в августе 2018 года) высказывал свое субъективное мнение в отношении ФИО1, при направлении служебного письма руководителю Ространснадзора Б.В.Ф. от 07.08.2019 года, а так же в представленных в суд возражениях от 13.08.2019 года, в которых усматривается наличие конфликта интересов, а так же личная неприязнь. Поскольку комиссия состояла лишь из работников управления, руководитель - представитель нанимателя мог повлиять на членов комиссии, результаты тестирования и собеседования так же нельзя признать достоверными, поскольку в данном случае предпочтение отдано иному претенденту, обладающему меньшим объемом навыков, профессиональных качеств и опытом работы на государственной гражданской службе, полагает принятое решение не законным, подлежащим отмене с проведением нового конкурса.
Просил признать незаконным решение №2 конкурсной комиссии Сибирского МУГАДН от 01.04.2019г. об отказе в назначении ФИО4 на вакантную должность – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора в Республике Тыва и определении победителем ФИО3 и отменить, возложив на ответчика обязанность, устранить допущенные нарушения, путем проведения конкурса на вакантную должность – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора в Республике Тыва правомочной комиссией.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 Указывает на то, что судом были нарушены нормы процессуального и материального права. Суд без вынесения определения перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, тогда как к производству изначально было принято административное исковое заявление. При допросе свидетеля Я.Л.А. судья перебивала представителя истца, задавала свидетелю наводящие вопросы, в решении суда показания свидетеля указаны неверно. Также суд не дал должную оценку фактам нарушениям порядка проведения конкурса, неправомочности вынесшей оспариваемое решение комиссии.
Начальник Сибирское МУГАДН ФИО5 представил письменные возражения по существу апелляционной жалобы, в которых жалобу считает не обоснованной, просит оставить решение без изменения.
В судебное заседание истец, представитель ответчика, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора ФИО3 не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Представитель истца ФИО2, действующий по доверенности от 26.08.2019 года апелляционную жалобу поддержал полностью по изложенным выше основаниям.
С учетом мнения представителя истца, судебная коллегия в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.
Как установлено судом, 28 января 2019 года Сибирским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ( далее Сибирское МУГАДН) был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, в том числе, одной вакансии ведущей группы должностей категории «руководители» - начальник территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Тыва.
Для участия в конкурсе претендентам предложено было представить комплект документов по адресу: г. Красноярск, ул. А. Киренского, 87б каб.310 и каб.318 с 12 февраля 2019 года по рабочим дням с 09 часа до 17 часов и до 17.00 часов 04 марта 2019 года либо почтой. Предполагаемая дата проведения второго этапа конкурса 01 апреля 2019 года по тому же адресу. Методы оценки в ходе конкурса – тестирование для оценки соответствия базовым квалификационным требованиям и по вопросам профессиональной служебной деятельности, очное индивидуальное собеседование конкурсной комиссии с кандидатом (л.д.91)
В соответствии с Решением №1 конкурсной комиссии Сибирского МУГАДН от 12 марта 2019 года в составе председателя комиссии У.С.В., заместителя председателя Ш.И.В., секретаря комиссии Ф.А.В., членов комиссии С.Ф.Г., Г.А.В., независимого эксперта Я.Л.А., принято решение сформировать список кандидатов допущенных к участию в конкурсе на должность начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по республике Тыва (г. Кызыл) ФИО1, ФИО3, Г.Е.С. единогласным решением комиссии (л.д.97-99)
21 марта 2019 года Сибирское МУГАДН объявило о проведении второго этапа конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по республике Тыва (г.Кызыл), который состоится 01 апреля 2019 года в 10 часов по адресу: <...> этаж, актовый зал список допущенных к участию в конкурсе ФИО1 и Г.Е.С., ФИО3 (л.д.100).
22 марта 2019 года и.о. начальника Сибирского МУГАДН было направлено приглашение ректору ФГБОУ ВО « Красноярский государственный аграрный университет» об участи двух независимых экспертов Я.Л.А. и М.Л.В. для работы 01.04.2019г. в составе конкурсной комиссии (л.д.101).
01 апреля 2019 года в результате тестовых заданий при проведении конкурса на замещение вакантной должности ФИО1 выявил из 89 вопросов 66,67 - 75% (л.д.102-103), при этом кандидат ФИО3 согласно таблице ответов показал результат 83,34 правильных ответов – 93% из 89 вопросов (л.д.104-105).
Указанные таблица в ходе судебного заседания 19.08.2019г. была предъявлена на обозрение истцу ФИО1, который подлинности указанного результата и своей подписи на тестовом задании не опровергал, доказательств иного суду сторонами в порядке ст. 56 ГПК РФ не приводилось.
Решением №2 конкурсной комиссии Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01 апреля 2019 года (л.д.94-96) по итогам первого этапа конкурса к участию во втором этапе допущены на вакантную должность начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Тыва (г.Кызыл) ФИО1, ФИО3, Г.Е.С., при этом к началу второго этапа Г.Е.С. не прибыл, результаты тестирования ФИО1 -75% и ФИО3 -93%,, в ходе индивидуального собеседования кандидатам на вакантную должность были заданы вопросы и получены ответы, которые отражены в решении в отношении обоих кандидатов, с учетом представленных кандидатами документов об образовании, оценки прохождения гражданской и иной государственной службы, осуществления другой трудовой деятельности, а также по результатам тестирования и индивидуального собеседования комиссия определила победителем по вакантной должности начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по республике Тыва (г. Кызыл) ФИО3 единогласно, истцу ФИО1 единогласным решением было отказано.
Указанное решение подписано комиссией в количестве 7 человек: председателем комиссии У.С.В., заместителем председателя комиссии Ш.И.В., секретарём комиссии Ф.А.В., и членами комиссии С.Ф.Г., Г.А.В., К.О.А., и независимым экспертом Я.Л.В..
Отказывая истцу в удовлетворении предъявленных требований суд пришел к правильному выводу о том, что установленная действующим законодательством процедура замещения должности государственной гражданской службы ответчиком соблюдена, таким образом, права истца на замещение должности государственной гражданской службы не нарушены.
Доводы жалобы представителя истца о несоблюдении ответчиком процедуры проведения конкурса, были предметом судебного исследования и обоснованно отклонены судом как несостоятельные.
Согласно ст. ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации
В соответствии Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 01.12.2017 года № 1617 « О конкурсной комиссии Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» конкурсная комиссия сформирована из 8 человек, в том числе 2 независимых экспертов. Таким образом, соблюдена установленная Указом Президента от 01.02.2005 года № 112 пропорция. Количество независимых экспертов составляет ? от общего числа членов комиссии.
Согласно п.20 Положения заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей об общего числа ее членов. Как следует из протокола заседания комиссии при проведении конкурса на замещение должности государственной гражданской службы от 01 апреля 2019 года на ее заседании присутствовало 7 человек, в том числе один независимый эксперт. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о правомочности принятого конкурсной комиссией решения и отсутствии нарушений.
Доводы жалобы представителя истца о том, что в состав конкурсной комиссии не включен представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой судебная коллегия считает не состоятельными, так как до настоящего времени в Российской Федерации не создано федерального государственного органа по управлению государственной службой, равно как и его территориального органа. Таким образом, ответчик при формировании конкурсной комиссии не имел реальной возможности включить в ее состав представителя указанного органа.
Не обоснованными судебная коллегия считает доводы жалобы в части нарушения судом норм процессуального закона при переходе к рассмотрению дела по нормам ГПК РФ.
В соответствии с частями первой, второй, третьей статьи 224 ГПК РФ судебные постановления суда первой инстанции, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений суда. Определения суда выносятся в совещательной комнате в порядке, предусмотренном частью первой статьи 15 настоящего Кодекса.
При разрешении несложных вопросов суд или судья может выносить определения, не удаляясь в совещательную комнату. Такие определения заносятся в протокол судебного заседания.
Определения суда оглашаются немедленно после их вынесения.
Как следует из протокола судебного заседания от 28 августа 2019 года (л.д.160 т.1) истец обратился к суду с ходатайством о приобщении к материалам дела искового заявления об уточнении исковых требований, ознакомившись с которым суд пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по нормам ГПК РФ, о чем вынес определение, которое было занесено в протокол судебного заседания и объявлено сторонам.
Таким образом, суд принял процессуальное решение о переходе рассмотрения дела по нормам ГПК РФ.
Доводы жалобы представителя истца о том, что независимый эксперт ФИО6 не принимала участие в заседании комиссии, проверялись судом и не нашли своего подтверждения. Я.Л.А. была допрошена судом в качестве свидетеля и подтвердила свое участие в заседании комиссии и принятии решения
Доводы жалобы о необъективном, предвзятом отношении к истцу со стороны одного из членов комиссии, его непосредственного руководителя С.Ф.Г. так же проверялись судом и не нашли своего подтверждения. Допрошенная в качестве свидетеля Я.Л.А. показала, что решение членами комиссии принималось путем голосования по итогам изучения кандидатов, их документов, результатов как письменного тестирования, так и индивидуального собеседования, с учётом профессионального уровня и т.п. данных, которое было единогласным.
Несогласие истца и его представителя с мнением С.Ф.Г. о деловых качествах истца, не свидетельствует о том, что на рассмотрение комиссии должны быть представлены только положительные отзывы в отношении лица, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и принято законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, которые в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ являются самостоятельными основаниями для отмены постановленного по делу решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 11 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца – без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи: