Судья Мысякина О.П. Дело № 33-7114/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 09 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулян Р.Ф.,
судей Петрушенко Ф.П., Куденко И.Е.,
при секретаре Лузине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Комитета сельского хозяйства <адрес> к Ф, Ф о взыскании социальной выплаты,
по апелляционной жалобе представителя ответчиков Ф,
на решение Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Взыскать с Ф, Ф солидарно в пользу Комитета сельского хозяйства <адрес> полученную социальную выплату на строительство жилья в сельской местности в размере <.......>
Взыскать с Ф, Ф в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по <.......>. с каждого.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав Ф С.В., Ф Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Ф, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства <адрес> обратилось с иском к Ф С.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.
В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ Ф С.В. обратился в администрацию Фроловского муниципального района <адрес> с заявлением о включении его и его семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий. В рамках реализации федеральной целевой программы «<.......> работал специалистом по продажам в обособленном подразделении ЗАО «<.......>», расположенном в <адрес>, которое по территориальному признаку не относится к организации агропромышленного комплекса.
Утверждая, что ответчики, являющиеся получателями социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, нарушили условия трёхстороннего договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и п.26 Типового положения, не выполнили принятое на себя обязательство отработать не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности с даты выдачи свидетельства, изменив требования, просил взыскать социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <.......>
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ответчиков Ф, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства <адрес> назначено уполномоченным органом по реализации на территории <адрес> федеральной целевой программы «<.......>».
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства <адрес>, утверждённым постановлением <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, министерство являлось органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной аграрной политики на территории <адрес> (п.1.1), министерство являлось юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета получателя бюджетных средств (п.3.7), министерство осуществляло функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесённых к ведению министерства (п.2.24).
Согласно постановлению <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства <адрес> переименовано в Комитет сельского хозяйства <адрес>, постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комитете сельского хозяйства <адрес>. Согласно п.п.3.7, 2.9 Положения комитет является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета получателя бюджетных средств, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесённых к ведению комитета.
Постановлением Правительства РФ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». В числе целей данной программы указано: создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышение престижности проживания в сельской местности. Мероприятия программы направлены на решение задач, в том числе по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Указанным постановлением утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которыми установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года» и Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.
Согласно пп.«а» п.26 раздела III Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала).
В силу п.27 Типового положения под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с п.31 Типового положения при предоставлении молодой семье социальной выплаты орган исполнительной власти, член молодой семьи и работодатель заключают трёхсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство члена молодой семьи работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; право органа исполнительной власти истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе члена молодой семьи, если другой член молодой семьи не работает в сельской местности, в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи трудового законодательства.
Как следует из п.33 Типового положения право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи предусмотренного трёхсторонним договором обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Из учётного дела, находящегося в делах Администрации Фроловского муниципального района <адрес>, следует: <.......>
Постановлением Администрации Ветютневского сельского поселения Фроловского муниципального района <.......>
ДД.ММ.ГГГГ Ф С.В. обратился в Администрацию Фроловского муниципального района <адрес> с заявлением о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утверждённой постановлением Правительства РФ № <...> от <.......>
Постановлением Администрации Фроловского муниципального района <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в <.......>
ДД.ММ.ГГГГ указанный дополнительный сводный список утверждён Министерством сельского хозяйства <адрес>, молодая семья Ф С.В. включена на <.......>», и полностью им получены, что ответчиками не оспаривается.
Суд первой инстанции нашел правомерными доводы истца о том, что социальная выплата на строительство жилья в сельской местности предоставлена Ф С.В. по категории <.......>
Согласно п.5 раздела II Типового положения к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесены граждане, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таких обстоятельств в отношении Ф С.В. не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ Ф С.В. уволен по собственному желанию с <.......>
Учитывая, что Ф Н.С. супруга заявителя работала в социальной сфере, <.......>
Согласно п.1.1 <.......>
Пунктом 2.3.2 договора предусмотрено, что в случае расторжения трудового договора до истечения срока, установленного п.2.3.1, по инициативе члена молодой семьи – если другой член молодой семьи не работает в сельской местности, в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи трудового законодательства, обязан в течение 3 месяцев с момента расторжения трудового договора возвратить социальную выплату в полном объёме.
Также в п.3.1.1 названного трёхстороннего договора указано, что уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства <адрес>) имеет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты, в случае расторжения трудового договора до истечения установленного п.2.3.1 срока по инициативе члена молодой семьи – если другой член молодой семьи не работает в сельской местности, в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи трудового законодательства.
Кроме того, в п.3.3.3 трёхстороннего договора указано, что право на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи предусмотренного в п.2.3.1 договора обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
Данный договор полностью соответствует требованиям раздела III Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, как молодой семье.
Однако молодая семья <.......>
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Ф Н.С. нарушила условия трёхстороннего договора <.......>
Ф С.В. в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности не работал и в настоящее время его работа не связана с работой в сельской местности.
Предусмотренное п.33 вышеназванного Типового положения право члена молодой семьи на социальную выплату не может быть сохранено Ф С.В. и Ф Н.С., поскольку они как члены молодой семьи после увольнения в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключили трудовые договоры с другими работодателями в сельской местности и не обратились в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
При таких обстоятельствах орган исполнительной власти имеет право истребовать в судебном порядке от молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с <.......>
Судом также правомерно в соответствии со ст.103 ГПК РФ взыскана с ответчиков в доход местного бюджета государственной пошлины в размере <.......> каждого, исходя из размера удовлетворённых требований согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о том, что ответчик Ф С.В. являлся получателем указанной социальной выплаты как лицо, постоянно проживающее в сельской местности и признанное нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно разделу II вышеуказанного Типового положения, а не по категории «молодая семья», судебная коллегия считает несостоятельными.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчиков о том, что получателем социальной выплаты являлся Ф С.В., а Ф Н.С. не являлась получателем данной выплаты и не работала на постоянной основе в социальной сфере в сельской местности.
Получателем данной социальной выплаты являлась молодая семья Ф С.А. и Ф Н.С. в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, им как молодой семье была предоставлена данная социальная выплата, при получении выплаты они дали обязательство отработать в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы не менее 5 лет. Согласно Типовому положением данное обязательство действует и в отношении одного члена молодой семьи.
По тем же основаниям являются несостоятельными доводы представителя ответчиков о том, что не изменилось положение Ф С.В. и Ф Н.С. относительно места их работы относительно момента выдачи Свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Доводы представителя ответчиков о том, что полученные по социальной выплате денежные средства израсходованы Ф С.В. на строительство жилого дома в сельской местности не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку в качестве основания требований указано невыполнение ответчиками обязательства отработать в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы не менее 5 лет, а не целевое использование денежных средств.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчиков Ф, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: