ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7114/2015 от 09.07.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Мысякина О.П. Дело № 33-7114/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 09 июля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулян Р.Ф.,

судей Петрушенко Ф.П., Куденко И.Е.,

при секретаре Лузине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Комитета сельского хозяйства <адрес> к Ф, Ф о взыскании социальной выплаты,

по апелляционной жалобе представителя ответчиков Ф,

на решение Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Взыскать с Ф, Ф солидарно в пользу Комитета сельского хозяйства <адрес> полученную социальную выплату на строительство жилья в сельской местности в размере <.......>

Взыскать с Ф, Ф в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по <.......>. с каждого.

Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав Ф С.В., Ф Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Ф, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство сельского хозяйства <адрес> обратилось с иском к Ф С.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ Ф С.В. обратился в администрацию Фроловского муниципального района <адрес> с заявлением о включении его и его семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий. В рамках реализации федеральной целевой программы «<.......> работал специалистом по продажам в обособленном подразделении ЗАО «<.......>», расположенном в <адрес>, которое по территориальному признаку не относится к организации агропромышленного комплекса.

Утверждая, что ответчики, являющиеся получателями социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, нарушили условия трёхстороннего договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и п.26 Типового положения, не выполнили принятое на себя обязательство отработать не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности с даты выдачи свидетельства, изменив требования, просил взыскать социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <.......>

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ответчиков Ф, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства <адрес> назначено уполномоченным органом по реализации на территории <адрес> федеральной целевой программы «<.......>».

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства <адрес>, утверждённым постановлением <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, министерство являлось органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной аграрной политики на территории <адрес> (п.1.1), министерство являлось юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета получателя бюджетных средств (п.3.7), министерство осуществляло функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесённых к ведению министерства (п.2.24).

Согласно постановлению <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства <адрес> переименовано в Комитет сельского хозяйства <адрес>, постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комитете сельского хозяйства <адрес>. Согласно п.п.3.7, 2.9 Положения комитет является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета получателя бюджетных средств, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесённых к ведению комитета.

Постановлением Правительства РФ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». В числе целей данной программы указано: создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышение престижности проживания в сельской местности. Мероприятия программы направлены на решение задач, в том числе по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Указанным постановлением утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которыми установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года» и Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.

Согласно пп.«а» п.26 раздела III Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала).

В силу п.27 Типового положения под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии с п.31 Типового положения при предоставлении молодой семье социальной выплаты орган исполнительной власти, член молодой семьи и работодатель заключают трёхсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство члена молодой семьи работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; право органа исполнительной власти истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе члена молодой семьи, если другой член молодой семьи не работает в сельской местности, в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи трудового законодательства.

Как следует из п.33 Типового положения право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи предусмотренного трёхсторонним договором обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

Из учётного дела, находящегося в делах Администрации Фроловского муниципального района <адрес>, следует: <.......>

Постановлением Администрации Ветютневского сельского поселения Фроловского муниципального района <.......>

ДД.ММ.ГГГГ Ф С.В. обратился в Администрацию Фроловского муниципального района <адрес> с заявлением о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утверждённой постановлением Правительства РФ № <...> от <.......>

Постановлением Администрации Фроловского муниципального района <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в <.......>

ДД.ММ.ГГГГ указанный дополнительный сводный список утверждён Министерством сельского хозяйства <адрес>, молодая семья Ф С.В. включена на <.......>», и полностью им получены, что ответчиками не оспаривается.

Суд первой инстанции нашел правомерными доводы истца о том, что социальная выплата на строительство жилья в сельской местности предоставлена Ф С.В. по категории <.......>

Согласно п.5 раздела II Типового положения к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесены граждане, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таких обстоятельств в отношении Ф С.В. не имелось.

ДД.ММ.ГГГГ Ф С.В. уволен по собственному желанию с <.......>

Учитывая, что Ф Н.С. супруга заявителя работала в социальной сфере, <.......>

Согласно п.1.1 <.......>

Пунктом 2.3.2 договора предусмотрено, что в случае расторжения трудового договора до истечения срока, установленного п.2.3.1, по инициативе члена молодой семьи – если другой член молодой семьи не работает в сельской местности, в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи трудового законодательства, обязан в течение 3 месяцев с момента расторжения трудового договора возвратить социальную выплату в полном объёме.

Также в п.3.1.1 названного трёхстороннего договора указано, что уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства <адрес>) имеет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты, в случае расторжения трудового договора до истечения установленного п.2.3.1 срока по инициативе члена молодой семьи – если другой член молодой семьи не работает в сельской местности, в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи трудового законодательства.

Кроме того, в п.3.3.3 трёхстороннего договора указано, что право на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи предусмотренного в п.2.3.1 договора обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

Данный договор полностью соответствует требованиям раздела III Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, как молодой семье.

Однако молодая семья <.......>

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Ф Н.С. нарушила условия трёхстороннего договора <.......>

Ф С.В. в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности не работал и в настоящее время его работа не связана с работой в сельской местности.

Предусмотренное п.33 вышеназванного Типового положения право члена молодой семьи на социальную выплату не может быть сохранено Ф С.В. и Ф Н.С., поскольку они как члены молодой семьи после увольнения в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключили трудовые договоры с другими работодателями в сельской местности и не обратились в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

При таких обстоятельствах орган исполнительной власти имеет право истребовать в судебном порядке от молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с <.......>

Судом также правомерно в соответствии со ст.103 ГПК РФ взыскана с ответчиков в доход местного бюджета государственной пошлины в размере <.......> каждого, исходя из размера удовлетворённых требований согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о том, что ответчик Ф С.В. являлся получателем указанной социальной выплаты как лицо, постоянно проживающее в сельской местности и признанное нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно разделу II вышеуказанного Типового положения, а не по категории «молодая семья», судебная коллегия считает несостоятельными.

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчиков о том, что получателем социальной выплаты являлся Ф С.В., а Ф Н.С. не являлась получателем данной выплаты и не работала на постоянной основе в социальной сфере в сельской местности.

Получателем данной социальной выплаты являлась молодая семья Ф С.А. и Ф Н.С. в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, им как молодой семье была предоставлена данная социальная выплата, при получении выплаты они дали обязательство отработать в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы не менее 5 лет. Согласно Типовому положением данное обязательство действует и в отношении одного члена молодой семьи.

По тем же основаниям являются несостоятельными доводы представителя ответчиков о том, что не изменилось положение Ф С.В. и Ф Н.С. относительно места их работы относительно момента выдачи Свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

Доводы представителя ответчиков о том, что полученные по социальной выплате денежные средства израсходованы Ф С.В. на строительство жилого дома в сельской местности не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку в качестве основания требований указано невыполнение ответчиками обязательства отработать в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы не менее 5 лет, а не целевое использование денежных средств.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчиков Ф, без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: