ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-711/2016 от 26.04.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат Л.Б. дело № 33-711/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 26 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Баутдинова М.Т.,

судей Дулуша В.В., Кунгаа Т.В.,

при секретаре Кара-оол О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Н.П. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по доверенности Д.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 октября 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Н.П. обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении доплаты к трудовой пенсии, указав, что решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минтруд РТ) от 05 октября 2009 г. ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по возрасту. С 22 мая 2012 года выплата доплаты к пенсии прекращена в связи с принятием Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее Указ № 145). Считает действия Минтруда РТ по прекращению выплаты доплаты к пенсии незаконными, так как Указ № ** не имеет обратной силы, принят в нарушение законодательства Российской Федерации. На момент прекращения выплаты доплаты размер её составлял ** руб. Просила взыскать за счёт казны Республики Тыва в лице Министерства труда и социальной политики Республике Тыва задолженность по доплате к трудовой пенсии с 22 мая 2012 года по июнь 2015 года в размере ** рублей, обязать продолжить ежемесячную выплату доплаты к пенсии с июля 2015 года.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 октября 2015 года иск удовлетворён частично. Суд постановил взыскать с Минтруда РТ в пользу Н.П.** руб. в счёт задолженности по доплате к трудовой пенсии. Обязал Минтруд РТ с 01 июля 2015 года возобновить начисление и выплату Н.П. ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва".

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика по доверенности Д.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что суд при вынесении решения не выяснил обстоятельства, имеющие значение для решения дела, кроме того, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Доплата к пенсии устанавливалась Республикой Тыва самостоятельно в связи с наличием дополнительных средств в республиканском бюджете, а не во исполнение требований федерального закона и являлась правом, а не обязанностью Республики Тыва, была дополнительным обеспечением, адресной социальной поддержкой гражданам, ранее состоявшим на государственной службе Республики Тыва. Доводы истца не могут служить основанием для изменения начала течения срока исковой давности, поскольку Указ № 145 обнародован, т.е. доведён до всеобщего сведения путём опубликования в газете «Тувинская правда» 12 мая 2012 года. Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Указ № 205) предусматривал, что размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определённой с учётом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва. Указом № 145 Указ № 205 признан утратившим силу. Таким образом, при последующих индексациях пенсии или перерасчёте пенсии, сумма выплаты, определённая с учётом минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством, действующим до 1 января 2002 года, не увеличивается и постепенно поглощается. В связи с чем, выплата доплаты к государственной пенсии истице была прекращена с июня 2012 года, несмотря на имеющийся необходимый стаж работы на должностях государственной гражданской службы Республики Тыва. Суд, удовлетворяя исковые требования, фактически вынуждает Минтруд РТ к совершению незаконных действий, обязывая предоставить истице доплату на основании недействующего нормативного правового акта, действие которого прекращено. Более того, утративший силу Указ № 205 не предоставлял истице право на получение доплаты пожизненно, т.е. бессрочно. Тем не менее, согласно решению суда, выплата Н.П. доплаты к государственной пенсии по старости в размере не ниже базовой части трудовой пенсии по возрасту, сумма которой увеличивается каждый раз при ежегодных индексациях, приведёт к пожизненному получению Н.П. настоящей доплаты, что в свою очередь повышает нагрузку на высокодотационный республиканский бюджет.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика – Минтруда РТ Д.С., Ю.Л. просили отменить решение суда с принятием нового решения об отказе в иске.

Истец Н.П. просила оставить решение суда без изменения.

Представитель ответчика – Минфина РТ, надлежащим образом уведомлённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также ст. 25 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 N 1739 ВХ-1 (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений) "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22.06.2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

В соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, утверждённым Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. N 204, должность заместителя министра Республики Тыва включена в перечень главной группы должностей в Министерствах и государственных комитетах Республики Тыва.

Должности государственной гражданской службы - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статья 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

К должностям государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации относятся должности, указанные в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 N 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие на лиц, замещающих эти должности, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

И коль скоро приведённые законоположения о компетенции субъекта Российской Федерации распространяются и на установление материально-финансовых гарантий деятельности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, в том числе при прекращении ими служебных полномочий, то законодатель Республики Тыва не был лишён возможности предусмотреть своим законом, иным нормативным актом материально-финансовую выплату лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации государственного органа республики или упразднения соответствующей должности Республики Тыва за счёт республиканского бюджета в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта РФ, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта РФ. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта РФ, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъектов РФ правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и Н.П.

Из материалов дела следует, что истец занимала различные должности государственной гражданской службы с 05 января 1984 года в Министерстве культуры Тувинской АССР, с 08 января 1998 года в Министерстве культуры и кино Республики Тыва, с 07 августа 2003 года в Министерстве культуры и по делам национальностей Республики Тыва, с 11 мая 2007 года по 18 сентября 2009 года в Министерстве культуры и информационной политики Республики Тыва.

Решением Минтруда РТ от 05 октября 2009 г. № ** в соответствии с действовавшим на тот момент Указом № 205 на основании решения государственного органа от 21 сентября 2009 г. № ** истцу назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 21 сентября 2009 г. в размере ** руб., которая составляла ** % прежнего месячного денежного содержания истца. Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с 22 мая 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с введением Указом №145 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовал.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Н.П., суд первой инстанции исходил из того, что Указ № 145, принятый после назначения Н.П. трудовой пенсии, не подлежит применению к спорным отношениям сторон, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, тогда как истец замещала государственную должность более 25 лет, а право на доплату к государственной пенсии у неё возникло до вступления в законную силу Указа № 145.

С таким выводом судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.

Как Указ № 205, так и Указ № 145 разграничивали основания для назначения и порядок расчётов доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва.

Ссылка суда первой инстанции на то, что Указ № 145 не должен распространяться на истца, поскольку в нём отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, не основана на законе.

Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением государственных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и государственным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом государственной власти правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших государственные должности государственных служащих данного субъекта РФ независимо от момента назначения им указанной пенсии.

В контексте выше приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия исходит из того, что применение Указа № 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило: старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.

С 2007 года выплата доплаты к пенсии стала регулироваться Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее – Указ №205), который отменил действие прежнего Указа.

Согласно п. 2 Указа № 205, лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Указ от 12 ноября 2007 года № 205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее – Указ № 145), пунктом 2 которого было установлено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 «О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (в ред. постановлений Правительства РТ от 30.01.2013 N 41г от 07.08.2013 N 494) утверждены: Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и её состав.

Пунктом 21 постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 было закреплено, что выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, приостанавливается при поступлении на регулярную оплачиваемую работу в предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Стороны не оспаривали того факта, что истец имеет стаж государственной гражданской службы более 25 лет, но не имеет государственных наград Российской Федерации и (или) Республики Тыва, выплата доплаты к трудовой пенсии ей прекращена с 22.05.2012 года.

В соответствии со сведениями из трудовой книжки истец с 09 февраля 2011 года принята на должность ** ГУ Редакция газеты «Тувинская правда». В судебном заседании она подтвердила, что по настоящее время продолжает работу в указанном учреждении.

С 12.07.2015 года Указ № 145 утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Тыва от 24.06.2015 N 108 (публикация в газете "Тувинская правда", N 70, 02.07.2015 года).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента введения в действие и по день окончания действия Указа № 145 у Минтруда РТ имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии, ранее установленной Указом № 205.

Также судебная коллегия исходит из того, что право субъекта РФ на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определённые ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.

Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.

При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного кодекса и означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

Порядок установления уровня расчётной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определён правовыми предписаниями Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 131 которого такой показатель определяется соотношением между расчётными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учётом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объёма государственных и муниципальных услуг в расчёте на одного жителя.

Исходя из изложенного, показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как нуждаемость региона в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.

Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, приведённые выше обстоятельства являются тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, и их размера после прекращения государственной службы.

Из законов об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2013, 2014, 2015 годы следует, что в указанные периоды расходы республиканского бюджета превышали доходы.

Судебная коллегия, проанализировав бюджетное законодательство Республики Тыва, отражающее основные показатели бюджета республики за период с 2013 по 2015 годы, приходит к заключению, что продолжительный период времени бюджет республики является дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в доходной части бюджетов которых доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 40-60 процентов, в связи с чем республика ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.

Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищённости населения, а также приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов № 205, № 145, установленные ими дополнительные материальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва, не согласуются с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивают баланс частных и публичных интересов, и противоречат требованиям приведённого федерального законодательства.

Доводы жалобы о пропуске истцом сроков исковой давности судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку спорные правоотношения касаются реализации социальный гарантий и предполагают ежемесячные выплаты гражданам, на которые распространяется общий трёхлетний срок исковой давности.

Поскольку решение судом первой инстанции принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Минтруда Республики Тыва, оно подлежат отмене в части удовлетворения требований к указанному ответчику с принятием нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 октября 2015 года отменить в части удовлетворения требований о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу Н.П. задолженности по доплате к государственной пенсии, возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, начиная с 01 июля 2015 года, производить начисление и выплату Н.П. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, принять в этой части новое решение следующего содержания:

«Отказать в удовлетворении исковых требований Н.П. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии, возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, начиная с 01 июля 2015 года, производить начисление и выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости».

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2016 года.

Председательствующий

Судьи