Судья Денщик Е.А. | Дело № 33-711/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО3, |
судей | Полозовой А.А., ФИО4, |
при секретаре | ФИО5, |
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 13 мая 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО6, ФИО7 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского краяот 28 декабря 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО7, ФИО6 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 к Министерству строительства и жилищной политики Камчатского края о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения представителя ФИО7, ФИО6 – адвоката Количевой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края ФИО8, считавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, объяснения представителя КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии» ФИО9, считавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7, ФИО6, ФИО1 в лице законного представителя ФИО6, предъявили иск к Краевому государственному автономному учреждению «Камчатский театр драмы и комедии» (далее – КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии», театр) о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований указали, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в 1993 году была приобретена в собственность ответчика по договору купли-продажи. В последующем, на основании постановления градоначальника города Петропавловск-Камчатский указанной квартире присвоен статус общежитие. ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии», проживает в спорном жилом помещении с семьей с 1998 года, зарегистрированы в нем с 2003 года. С марта 2003 года с ней и ее супругом ФИО7, который никогда не являлся сотрудником театра, как с нанимателями были заключены договоры коммерческого найма квартиры. В апреле 2018 года спорное жилое помещение передано в собственность субъекта Российской Федерации – Камчатского края, за КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии» с 9 февраля 2016 года зарегистрировано право оперативного управления спорным жилым помещением. В удовлетворении их неоднократных обращений о передаче квартиры в собственность либо по договору социального найма ответчиком отказано. Считали отказ незаконным, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». На основании изложенного просили признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и возложить обязанность заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.
По ходатайству истцов произведена замена ответчика КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии» на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, в последующем в связи с реорганизацией на Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края.
ФИО7, ФИО6 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Несовершеннолетняя ФИО1 в судебном заседании участие не принимала.
Представитель Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края ФИО8 полагала исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Указывала на пропуск истцами срока исковой давности по заявленным требованиям.
Представитель КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии» ФИО9 считала исковые требования неподлежащими удовлетворению.
Третьи лица Министерство имущества и земельных отношений Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Министерство культуры Камчатского края своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО10, ФИО7, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить, ссылаясь на его незаконность, нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывают на то, что в период действия договора коммерческого найма от 24 марта 2003 года, заключенного с ФИО6, театр заключил 16 марта 2004 года договор коммерческого найма (аренды) спорного жилого помещения с ФИО7 бессрочно, вместе с тем, данному обстоятельству суд первой инстанции оценки не дал. Оспаривают вывод суда о недоказанности факта вселения и проживания истцов в жилом помещении, наделенном статусом «общежитие». Ответчик и третьи лица не оспаривают факт того, что ордер выдан в 1993 году без указания конкретной фамилии заселяющихся в квартиру, что не свидетельствует о незаконности выдачи ордера и не подтверждает факт того, что семья М-вых заселена в спорное жилое помещение на основании ордера (отметка в договоре найма от 16 марта 2004 года). Оспаривают выводы суда о том, что спорным жилым помещением Камчатский театр драмы и комедии распоряжался на основании оперативного управления в соответствии с пунктами 3.2, 5.5 Устава, полагая, что на дату возникновения спорных правоотношений (в 1993 и 2003 годах) театр распорядился принадлежащим ему имуществом, передав его в для присвоения статуса «общежитие» в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа. Считают ошибочным вывод суда о том, что право собственности на спорное жилое помещение возникло у субъекта Российской Федерации – Камчатского края, как у собственника и учредителя 3 марта 1993 года, так как в спорный период театр учредителя не имел, являлся самостоятельным в праве распоряжения имуществом, имел собственный баланс и счет. Указывают на то, что на дату отчуждения жилого помещения, а именно регистрации права оперативного управления 9 февраля 2016 года и права собственности 5апреля 2018 года, помещение было занято правами третьих лиц – семьей М-вых, при этом, распорядительные документы о передаче квартиры от Камчатского театра драмы и комедии в Камчатский край и обратно не издавались, следовательно, фактически регистрационные действия произведены незаконно. Документы, подтверждающие владение спорным жилым помещением с 1993 года Камчатским краем, материалы дела не содержат, постановление градоначальника, а также документы по передаче жилого помещения в собственность субъекта и в оперативное управление театра отсутствуют. Указывают, что КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии» в рамках гражданского дела № 2-5574/2019 года предоставил ордер на спорное жилое помещение, в котором отражено, что квартире присвоен статус «общежитие», то есть данное жилое помещение является жилым помещением специализированного жилищного фонда Камчатского края, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В представленном суду мнении на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края полагает требования истцов необоснованными.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со статьей 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно статье 109 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие с 1 марта 2005 года ЖК РФ, общежития использовались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 328 от 11 августа 1988 года было утверждено Примерное положение об общежитиях, пункт 10 которого было предусмотрено, что жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан являющиеся малоимущими.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии» создан в соответствии с приказом Управления культуры Камчатского областного совета народных депутатов от 1сентября 1991 года № 105 и считался правопреемником Камчатского ордена Дружбы Народов областного драматического театра.
В связи с образованием нового субъекта Российской Федерации – Камчатского края и в соответствии с постановлением губернатора Камчатского края от 25 октября 2007 года № 130 «О временной системе управления Камчатским краем и временной структуре органов исполнительной власти Камчатского края» учредитель учреждения – управление культуры администрации Камчатской области преобразовано в Министерство культуры Камчатского края. Театр является государственным автономным учреждением (пункт 1.1, 1.2 Устава КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии», утвержденного Министерством культуры Камчатского края 28 августа 2012 года – далее по тексту Устав).
Согласно пунктам 1.5, 1.6, 3.1 Устава учредителем и собственником имущества театра является Камчатский край. Полномочия собственника имущества театра от имени Камчатского края осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Источником формирования имущества является: имущество, закрепленное за театром на праве оперативного управления в установленном законом порядке; имущество, приобретенное за счет доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности; средства, выделенные в виде субсидий из краевого бюджета и иные.
В силу пункта 2.4 Устава театр имеет право осуществлять виды деятельности, приносящие доход, в том числе оказанию услуг по аренде недвижимого имущества.
Пунктом 3.5 Устава установлено, что театр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имущества в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Театр без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным театром за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, театр вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (пункт 3.6 Устава)
Ранее действующий Устав Камчатского театра драмы и комедии, созданного в соответствие с приказом Управления культуры Камчатской области от 1 сентября 1991 года № 105, предусматривал, что Театр имел право совершать сделки и иные юридические акты, в том числе с отдельными лицами. Театр на праве полного хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжается зданиями, сооружениями, оборудованием, сырьем и материалами, денежными средствами, ценными бумагами и другим имуществом (пункты 3,3, 5.5 Устава).
3 марта 1993 года Камчатским театром драмы и комедии приобретена по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением градоначальника города Петропавловска-Камчатского № 2013 от 30 июня 1993 года по ходатайству Камчатского театра драмы и комедии спорной квартире присвоен статус «общежитие».
Согласно ордеру на жилое помещение № 1688 от 15 июля 1993 года, администрацией города Петропавловска-Камчатского был выдан ордер на данную квартиру с указанием ее статуса «общежитие Камчатского драмтеатра» без ее распределения кому-либо для вселения.
ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с Камчатским театром драмы и комедии в должности <данные изъяты> (КГАУ «Камчатский театр драмы и комедии»). Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из копии поквартирной карточки на спорное жилое помещение следует, что в период с 9 октября 2002 года по 31 марта 2004 года по адресу данной квартиры был зарегистрирован наниматель ФИО2., 2апреля 2003 года, временно, до 24 марта 2006 года, а в последующем без ограничения срока проживания – ФИО6, 2 апреля 2004 года – ее супруг ФИО7 (с указанием основания регистрации – договор найма), 28 июля 2004 года - их дочь ФИО1
24 марта 2003 года между театром и ФИО6 был заключен договор аренды спорного жилого помещения на срок до 24 марта 2006 года.
16 марта 2004 года указанное жилое помещение было передано по договору аренды ФИО7 и членам его семьи – ФИО11 бессрочно.
1 марта 2009 года с ФИО7 был заключен договор найма жилого помещения на состав семьи – супруга ФИО6, дочь ФИО1 на срок по 1 марта 2014 года.
26 февраля 2016 года, в связи с истечением срока найма жилого помещения по договору от 1 марта 2009 года, театр направил ФИО6 уведомление с предложением заключить договор найма квартиры на новый срок, от которого ФИО6 отказалась, указав на то, что по истечению срока действия договора найма с ее супругом 1 марта 2014 года договор пролонгирован еще на 5 лет.
21 сентября 2017 года ФИО6 было направлено уведомление с предложением заключить договор служебного найма квартира, поскольку ФИО7 не состоит с театром в трудовых отношениях и нанимателем квартиры являться не может, от заключения которого ФИО6 также отказалась, указав на наличие действующего договора найма с ее супругом, а также на свое право требовать передачи данной квартиры в собственность.
В последующем театр неоднократно предлагал ФИО6 заключить договор служебного найма на спорное жилое помещение, но получал отказ истца по тем же основаниям.
В судебном заседании истцы пояснили, что в спорной квартире они фактически проживают с 1998 года с устного разрешения директора театра, который передал ФИО6 ключи от квартиры. Какого-либо документа на право вселения ей выдано не было. Регистрация оформлена только в 2003 году на основании заключенного договора найма жилого помещения. До этого договоры найма жилого помещения не заключались. В последующем по просьбе директора театра заключен договор найма квартиры на срок до 1 марта 2014 года с супругом ФИО6 – ФИО7, который сотрудником театра никогда не был, являлся военнослужащим. В 2015 году ФИО7 обеспечен жильем по линии Министерства обороны по завершению военной службы по избранному после увольнения месту жительства в г. Хабаровске на состав семьи: супруга ФИО6, дочь ФИО1 Иного жилья семья в собственности не имеет.
Доказательств тому, что истцы в установленном порядке признаны нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма и поставлены на соответствующий учет, в материалах дела не имеется.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд верно исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцам, в установленном действующим законодательством порядке, после присвоения жилому помещению статуса общежития (специализированного жилого помещения) и в последующем в муниципальную собственность указанная квартира не передавалась. Кроме того, исходя из положений статей 49, 51, 57 ЖК РФ истцами не представлено доказательств того, что они и члены их семьи признаны малоимущими, состоящими в порядке, определенном действующим законодательством, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, то есть, не подтверждены основания, свидетельствующие о возможности предоставления истцам жилого помещения на условиях договора социального найма, с 2015 года истцы обеспечены жилым помещением по линии Министерства обороны по избранному после увольнения ФИО7 месту жительства в г. Хабаровске, что не оспаривается истцами.
В настоящее время статус специализированного жилья с общежития не снят, помещения в общежитии предоставляются для временного проживания граждан на период трудовых отношений, в связи с чем, основания для удовлетворения настоящих требований у суда первой инстанции отсутствовали.
В этой связи, оснований не согласиться с решением суда, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и верном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» несостоятельны, поскольку положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» распространяются только на тех лиц, которые на законном основании были вселены в специализированное жилое помещение собственником либо уполномоченным им лицом до передачи жилого помещения в муниципальную собственность и фактически проживали в нем. В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, ФИО6 была вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях уже после отнесения его к специализированному жилищному фонду, в последующей указанная квартира в муниципальную собственность не передавалась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент приобретения квартиры театр учредителя не имел, самостоятельно распоряжался принадлежащим ему имуществом, в том числе спорным жилым помещением, а не на праве оперативного управления, передав его в для присвоения статуса «общежитие» в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что в период действия договора коммерческого найма от 24 марта 2003 года, заключенного с ФИО6, театр заключил 16 марта 2004 года договор коммерческого найма (аренды) спорного жилого помещения с ФИО7 бессрочно, не влечет отмены обжалуемого решения, поскольку указанные действия не свидетельствуют о возникновении права социального найма истцов на данную квартиру в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
По существу доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы суда, а потому не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного решения. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи