ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-712/2022 от 02.02.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Крупкина Е.П. Дело № 33-712/2022

2-5127/2021

55RS0001-01-2021-008085-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 2 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.

судей Беспятовой Н.Н., Магденко И.Ю.,

при секретаре Рудаковой Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Успенской Е.В. на решение Кировского районного суда г. Омска от 26 ноября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Успенской Е. В. к ГУ ОПФР по Омской области о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости с 05.07.2022, об обязании произвести пересчет общего календарного стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей отказать».

Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Успенская Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Кировском АО г.Омска об обязании внести корректирующие сведения в данные индивидуального (персонифицированного) учета в стаж и в величину индивидуального пенсионного коэффициента.

В обоснование заявленных требований указала, что она является матерью ребенка-инвалида, в связи с чем ей представлено право на досрочное пенсионное обеспечение. 16.07.2021 она обратилась в ГУ - ОПФР по Омской области по вопросу досрочного пенсионного обеспечения. Решением № У-5138-8006 от 18.08.2020 установлено, что по сведениям лицевого счета стаж для целей пенсии составляет 22 года 04 месяца 04 дня, величина ИПК – 29,469 (учтено по 31.12.2020), нарушений в действиях ГУ УПФР по КАО г. Омска при проведении заблаговременной работы по подготовке документов для назначения страховой пенсии не установлено. Она является добросовестным участником гражданских правоотношений, ее трудовые, пенсионные права не должны ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателями обязанностей, возложенных на них законом.

Уточнив исковые требования, просила признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости с 05.07.2022, обязать ответчика произвести пересчет общего календарного стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебное заседание истец Успенская Е.В. не явилась, представила письменные пояснения, в которых указала, что решение об установлении или об отказе в установлении ей пенсии по достижению возраста 50 лет, то есть 05.07.2022 будет приниматься ГУ - ОПФР по Омской области на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении пенсионного органа. Цель и значение досрочного вида пенсионного обеспечения исключает возможность блокирования реализации приобретенных Успенской Е.В. пенсионных прав и позволяет одному из родителей ребенка-инвалида на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию. С 26.06.2021 на нее, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения ее страхователем своих обязательств. С 01.10.2021 на нее, как на застрахованное по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения и новым страхователем ГУ- ОПФР по Омской области своих обязательств.

Представитель ответчика ГУ- ОПФР по Омской области Ивахненко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что истец с заявлением о назначении страховой пенсии в пенсионный орган не обращалась. Соответственно решение об отказе в назначении пенсии не принималось. Истец указывает дату признания права на получение пенсии на будущее время, что является не допустимым, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер. Требование произвести перерасчет является не обоснованным. В случае если при последующем обращении будет принято решение, с которым истец будет не согласен, она вправе обратиться в суд с иском о включении периодов в страховой стаж либо заявить иные требования.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Успенская Е.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом уточненных исковых требований, возражений ответчика и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионными органами обязанности по разъяснению момента возникновения и механизма реализации права матери ребенка-инвалида с детства на досрочную страховую пенсию по старости. Однако, суд первой инстанции в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, юридически значимые обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, произвольно применил положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, чем нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском деле, а также не оценил имеющиеся по делу доказательства в совокупности (статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ). В связи с чем считает, что решение районного суда об отказе в удовлетворении уточненных исковых требований Успенской Е.В. нельзя признать правомерным.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно статье 5 указанного закона органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов). Согласно подпунктам 10, 13, 14 пункта 2 указанной статьи в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе: - периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; - суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.

В силу статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Абзацем 4 статьи 14 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» предусмотрено право застрахованного лица в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Согласно статье 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны: осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Исходя из вышеприведенного правового регулирования следует, что для застрахованных лиц, право на назначение пенсии у которых еще не возникло и которые с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда России не обращались, действующее законодательство предусматривает возможность обращения в территориальные органы Пенсионного фонда России именно с заявлениями об уточнении сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, что соответствует полномочиям территориальных органов Пенсионного фонда России по корректировке сведений персонифицированного учета и уточнению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат лишь нарушенные права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Успенская Е.В. в период с 1987 года по 1991 год проходила обучение в педагогическом училище, 01.08.1991 принята в д/к 319 воспитателем, 27.08.1994 уволена по собственному желанию, 29.08.1994 принята продавцом кассиром в магазин ТОО ТК «Хлеб», 12.01.1996 уволена по собственному желанию, 05.02.1996 принята на должность кассира-контролера в пункт обмена валюты, 01.12.1996 уволена по собственному желанию, 02.12.1996 принята продавцом в магазин-салон в ООО «Вергей», 02.09.1999 уволена по собственному желанию, 06.09.1999 принята продавцом кассиром в ООО «Тирс», 31.12.2000 уволена по собственному желанию, 01.02.2001 принята продавцом-кассиром в ООО «Игар», 31.12.2001 уволена по собственному желанию, 11.05.2004 принята на должность продавца-кассира к предпринимателю Панайотову, 01.09.2005 уволена по собственному желанию, 01.09.2006 принята на должность продавца-кассира в ООО «Латона», 31.10.2010 уволена по собственному желанию.

В системе обязательного пенсионного страхования Успенская Е.В. зарегистрирована 19.04.2000.

08.08.2019 Успенская Е.В. обратилась в ГУ - УПФР по Кировскому АО г. Омска с заявлением о заблаговременной подготовке документов на пенсию, а также с заявлением о включении в индивидуальный лицевой счет сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, предоставив свидетельства о рождении детей.

04.09.2019 по результатам рассмотрения заявления Успенской Е.В. ГУ - УПФР в Кировском АО г. Омска вынесено решение о включении в индивидуальный лицевой счет сведений об ином (иных) периодах ухода до 1,5 лет: за ребенком <...> года рождения, и ребенком <...> года рождения.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы Успенской Е.В. с 01.08.1991 по 27.08.1994 в д/к 319 воспитателем, с 29.08.1994 по 12.01.1996 в должности продавца- кассира в магазин ТОО ТК «Хлеб», с 05.02.1996 по 01.12.1996 в должности кассира-контролера в пункте обмена валюты, 02.12.1996 по 02.09.1999 в должности продавца в магазине-салоне в ООО «Вергей», с 01.02.2001 по 31.12.2001, с 01.02.2001 по 31.12.2001 в должности продавца-кассира в ООО «Игар», с 11.05.2004 по 01.09.2005 в должности продавца-кассира у предпринимателя Панайотовой, а также период ухода родителя за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 18.12.1997 по 17.06.1999, с 14.09.2009 по 13.03.2011, период ухода трудоспособным лицом за инвалидом с 06.06.2013 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020 отражены на лицевом счете, соответствуют записям в трудовой книжке.

Общая величина индивидуального пенсионного коэффициента Успенской Е.В. для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях на 01.01.2021 составляла 34,495.

Не согласившись с расчетом общего календарного стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021, произведенным органом пенсионного обеспечения, и полагая свои права нарушенными, Успенская Е.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила обязать ответчика произвести пересчет общего календарного стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для возложения на ответчика обязанности провести корректировку сведений индивидуального счета не имеется, поскольку сведения о трудовой деятельности истца в период с 01.09.1987 по 31.12.2020 на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Успенской Е.В. пенсионным органом отражены корректно, информация о периоде обучения истца с 01.09.1987 по 20.06.1991 в Омском педагогическом училище № 4 не внесена на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Успенской Е.В. правомерно, расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента ответчиком произведен верно.

При этом районным судом указано, что периоды обучения, работы, которые по мнению истца могут быть включены в общий страховой стаж при наличии определенных условий, возможно лишь при обращении последней в орган пенсионного обеспечения с соответствующим заявлением о назначении страховой пенсии по старости, с которым как следует из материалов дела истец не обращалась.

Разрешая требования истца о возложении обязанности на ответчика внести корректирующие сведения в данные индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица Успенской Е.В. с 01.01.2021 по 31.12.2021 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, на момент обращения Успенской Е.В. в суд с настоящими исковыми требованиями, отчетный календарный год по истечении которого, пенсионный орган вносит на лицевой счет застрахованного лица периоды работы и иной деятельности, не окончен.

Ввиду того, что истцом не реализовано право на подачу заявления о назначении пенсии, ответчиком не принято решение о назначении либо отказе в установлении пенсии, признание права на пенсию не устанавливается на будущее время, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания за Успенской Е.В. права на получение досрочной страховой пенсии по старости с 05.07.2022.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правильными, соответствующими собранным по делу доказательствам и действующему законодательству в силу следующих обстоятельств.

Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действующей в период возникновения спорных отношений), при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

В целях реализации статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» постановлением Правления Пенсионного фонда России от 15.10.2019 № 519п «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» (далее – Порядок) разработан Порядок, который определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пункт 2 Порядка (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определяет правила корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части сведений: о страховом стаже застрахованного лица; о заработной плате за периоды до 1 января 2002 года.

Согласно пункту 3 Порядка территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет, в том числе по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Порядка в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо (представитель застрахованного лица) представляет заявление, а также следующие документы: документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя (в случае подачи заявления представителем застрахованного лица); документы подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (за исключением документов, находящихся в распоряжении территориальных органов ПФР или иных государственных органов, органом местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях), в том числе о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж.

В случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствие сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их представлении (пункт 5).

Согласно пункта 12 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» уполномоченный территориальный орган ПФР: принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; принимает решение об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; направляет страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, Успенская Е.В. в период с 01.09.2006 по 31.10.2010 работала в ООО «Латона».

Вместе с тем, из ответа ООО «Латона» пенсионному органу в рамках документальной проверки достоверности предоставленных работодателем ИНДС о стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованного лица следует, что запись в трудовой книжке у работника Успенской Е.В. о периоде её трудовой деятельности ООО «Латона» с 01.09.2006 по 31.12.2009 в сделана некорректно, истец была уводена 31.12.2009, что подтверждается приказом об увольнении от 31.12.2019.

Таким образом, руководствуясь имеющимися сведениями о продолжительности трудовой деятельности истца в ООО «Латона», пенсионный орган правомерно отразил период работы Успенской Е.В. в ООО «Латона» на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с 01.09.2006 по 31.12.2009.

Также из материалов дела следует, что на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Успенской Е.В. период работы истца с 06.09.1999 по 31.12.2000 в должности продавца-кассира в ТОО «Тирс» ответчиком не отражен.

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, в период с 06.09.1999 по 31.12.2000 Успенская Е.В. работала в должности продавца-кассира в ТОО «Тирс», однако в дате увольнения и в дате издания приказа об увольнении внесены исправления, не заверенные надлежащим образом.

Из представленных на запрос суда первой инстанции ответов Бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» от 19.11.2021, Казенного учреждения города Омска «Муниципальный архив города Омска от 16.11.2021 следует, что документы ООО «Тирс» на хранение в архив не поступали, поэтому предоставить указанные в обращении документы и сведения не имеют возможности.

В соответствии с ответом ГУ - ОПФР по Омской области от <...> в региональной базе данных на зарегистрированное лицо Успенскую Е.В., <...> года рождения, за период с 06.09.1999 по 31.12.2000 нет сведений, составляющих пенсионные права.

Из изложенного следует, что пенсионным органом правомерно не внесены сведения о работе истца с <...> по <...> в должности продавца-кассира в ТОО «Тирс» на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Успенской Е.В.

Также на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Успенской Е.В. отсутствуют сведения о периоде обучения истца с 01.09.1987 по 20.06.1991 в Омском педагогическом училище № 4.

Однако, обращаясь в суд с требованиями о возложении на ответчика обязанности произвести корректировку сведений индивидуального счета, истец полагала, что сведения о периоде её обучения должны быть отражены на индивидуальном лицевом счете.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 1339 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать форму сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В связи с этим Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 09.01.2019 издан приказ №2н, зарегистрированный в Министерстве Юстиции Российской Федерации 05.03.2019 (регистрационный номер 53957) и опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации, которым утверждена новая форма СЗИ-ИЛС «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

Как следует из материалов дела, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Успенской Е.В. не отражен период обучения истца, при этом форма предоставленных ответчиком сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Успенской Е.В. выполнена в соответствии с требованиями вышеприведенного Приказа.

Кроме того, отражение этих сведений в названной форме СЗИ-ИЛС «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» не предусмотрено действующим законодательством.

Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения этих периодов в свой индивидуальный лицевой счет.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом, в статье 12 названного Закона приведен исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы, где период обучения отсутствует.

В данной связи, поскольку сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица сформированы с учетом действующего в настоящее время законодательства, оснований для произведения корректировки этих сведений и внесения такого периода в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица у органа пенсионного обеспечения не имелось.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица Успенской Е.В. за период с 01.09.1987 по 31.12.2020, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Как следует из искового заявления, истец также просила возложить на ответчика обязанность внести корректирующие сведения в данные индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица Успенской Е.В. с 01.01.2021 по 31.12.2021 (уход за ребенком инвалидом).

Принимая во внимание то, что пенсионный орган ведет учет периодов работы и иной деятельности, которые в свою очередь вносятся на лицевой счет застрахованного лица в 1 квартале следующего года за отчетным периодом, а на момент обращения Успенской Е.В. в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности на ответчика внести корректирующие сведения в данные индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица Успенской Е.В. с 01.01.2021 по 31.12.2021, отчетный календарный год по истечении которого, пенсионный орган вносит на лицевой счет застрахованного лица периоды работы и иной деятельности, не окончен, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.

Обращаясь с исковыми требованиями о перерасчете величины индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021, Успенская Е.В. настаивала на том, что величина её индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021 рассчитана не верно.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный коэффициент (ИПК) включается в расчет при определении размера страховой пенсии по старости.

Государственная услуга по информированию заявителей о состоянии и индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования предоставляется в соответствии с утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 21.05.2020 № 292п административным регламентом предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»,.

В связи с необходимостью информирования гражданина о формируемых его пенсионных правах в целях назначения пенсии используется форма «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-ИЛС)», утвержденная приказом Минтруда России от 09.01.2019 № 2н.

Сведения о величине индивидуального пенсионного коэффициента, отраженные в форме СЗИ-ИЛС, рассчитанным по сведениям, полученным от работодателей, а также по сведениям о периодах осуществления другой социально значимой деятельности (прохождения военной службы по призыву, ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет (с коэффициентом 1,8), ухода за инвалидом, иное), отраженным в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, исходя из условий назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях и могут быть уточнены при назначении пенсии с учетом выбранного варианта пенсионного обеспечения.

В соответствии с частью 10 статьи15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 в размере 64,10 руб.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости согласно положениям Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (на 31.12.2014 для пенсии на общих основаниях - 228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Как следует из пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионный капитал (ПК) состоит из 3-х основных составляющих: (ПК1) - пенсионные права, приобретенные застрахованным лицом до 01.01.2002 в денежном выражении, то есть расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002, порядок подсчета которого определен в статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ»; (СВ) - сумма валоризации (статья 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ»); (ПК2) - общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после 01.01.2002.

Так, статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» определен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - ПК1 - по пункту 3 или 4, в зависимости от того, какой является более выгодным для пенсионера, с учетом сведений, имеющихся в распоряжении Управления, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

По материалам дела в рамках заблаговременной подготовки документов для установления страховой пенсии по старости Успенской Е.В. наиболее выгодным вариантом оценки пенсионных прав истца является оценка по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Расчетный пенсионный капитал (РП) на 01.01.2002 при конвертации по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле: РП = СК х ЗР, где СК - стажевый коэффициент, ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица, определенный на основании представленных документов.

Стажевый коэффициент устанавливается в размере 0,55 при наличии 20 лет (для женщин) общего стажа до 2002 года. В случае, если продолжительность стажа менее 20 лет, расчет производится из коэффициента 0,55 и далее пропорционально отработанному стажу.

Продолжительность общего стажа Успенской Е.В. с учетом сведений, имеющихся в распоряжении ответчика, составляет 12 лет 8 месяцев 29 дней.

Общий стаж истца пенсионным органом учтен в полном объеме, за исключением периода работы с 06.09.1999 по 31.12.2000 в ООО «Тирс».

Таким образом, продолжительность общего стажа Успенской Е.В. с учетом сведений, имеющихся в распоряжении ответчика, составила 12 лет 8 месяцев 29 дней.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 1,8, за вторым ребенком — 3,6.

При этом в соответствии с положениями части 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанный период может быть учтен при определении суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год «нестраховых» периодов, имевших место до 01.01.2015 в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если они не учитываются при исчислении размера страховой части пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, при установлении коэффициентов за периоды ухода за детьми до полутора лет в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы, совпадающие по времени с периодами ухода, подлежат исключению из общего трудового стажа.

При оценке пенсионных прав истца в качестве наиболее выгодного варианта при заблаговременной работе выбран вариант исчисления коэффициентов за периоды ухода за детьми, <...>, в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и исключении из общего стажа периодов работы, совпадающих по времени с периодами ухода.

Продолжительность периодов работы, совпадающих по времени с периодом ухода за ребенком, <...> года рождения, до полутора лет, составила 1 год 6 месяцев 0 дней.

Следовательно, при исключении из общего стажа периодов работы, совпадающих по времени с периодом ухода за ребенком, продолжительность общего стажа Успенской Е.В. на 01.01.2002 для конвертации пенсионных прав составила 11 лет 3 месяца 0 дней (135 месяцев), что соответствует стажевому коэффициенту — 0,55.

Для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица с учетом коэффициентов осовременивания за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002.

В распоряжении стороны ответчика имелись сведения о заработной плате Успенской Е.В. за периоды с августа 1991 года по август 1994 года и с февраля по октябрь 1996 года. Для расчета величины ИПК по наиболее выгодному варианту учтена заработная плата за период работы на Омском Сибзаводе им. Борцов Революции с августа 1991 года по июль 1994 года. Осовремененный среднемесячный заработок за указанный период составил 405,80 руб. Таким образом, расчетный размер пенсии истца на 01.01.2002 определен: 0,55 х 405,80 = 223,19 руб.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» при определении расчетного размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного закона к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31.12.2001 (для жителей Омской области - 115 рублей). С учетом изложенного, расчетный размер пенсии Успенской Е.В. на 01.01.2002 составил: 223,19 руб. + 115 руб. = 338,19 руб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660,00 руб. С учетом изложенного, для расчета применен расчетный размер пенсии в сумме 660 руб.

Исходя из полученного расчетного размера пенсии определяется расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 по следующей формуле: ПК = (РП - 450 руб.) х Т, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Пенсионный капитал на 01.01.2002 составил: ПК на 01.01.2002 = (660 - 450) х 228 = 47 880 руб.

Далее подлежит определению капитал с учетом фактически имеющегося стажа путем деления полученной суммы на число месяцев полного общего трудового стажа (для женщин - 240 месяцев) и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа (135 месяцев). Таким образом, расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 за имеющийся общий трудовой стаж составил: 47 880/240 мес. х 135 = 26 932,50 руб. С учетом индексаций (суммарный коэффициент 5,61481644885) на 31.12.2014 ПК1 составил 151 221,07 руб.

Сумма валоризации составляет 10% величины ПК1 и дополнительно по 1% за каждый полный год работы до 01.01.1991.

Продолжительность стажа Успенской Е.В. до 1991 года составляет 3 года 4 месяца 1 день, соответственно процент валоризации составил 13%, сумма валоризации — 19 658,74 руб.

ПК2 — сумма страховых взносов, учтенных на лицевом счете за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Согласно сведениям индивидуального лицевого счета Успенской Е.В., сумма страховых взносов составила 16 221,66 руб.

Так как у истца имеется период работы с 01.01.2009 по 31.12.2009 в ООО «Латона», совпадающий по времени с периодом ухода за ребенком, 14 сентября 2009 года рождения, и более выгодным вариантом оценки пенсионных прав является установление коэффициента за период ухода за указанным ребенком в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сумма страховых взносов за период работы, совпадающий по времени с периодом ухода, подлежит исключению из расчета размера пенсионного капитала.

Сумма взносов за период с 14.09.2009 по 31.12.2009 составила 377,35 руб., с учетом индексации на 31.12.2014 - 541,68 руб. Таким образом, для расчета учтена сумма страховых взносов 15 679,98 руб.

ПК истца на 31.12.2014 составил 186 559,79 руб. (151 221,07 + 19 658,74 + 15 679,98).

Ожидаемый период выплаты - 228 месяцев.

Страховая часть пенсии (СЧ) без учета базового размера на 31.12.2014 составила 818,24 руб. (186 559,79 / 228).

Исходя из полученного размера страховой части без учета базового размера на 31.12.2014 определяется величина ИПК за периоды до 01.01.2015 путем деления на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленную по состоянию на 01.01.2015 в размере 64,10 руб. Таким образом, ИПК Успенской Е.В. за периоды до 01.01.2015 составил 818,24 / 64,10 = 12,765.

Величина ИПК за периоды ухода за детьми до полутора лет составила 8,1, в том числе 2,7 — за ребенком, <...>, 5,4 — за ребенком, <...> рождения.

Также согласно сведениям, имеющимся в распоряжении пенсионного фонда, Успенская Е.В. с 06.06.2013 по 31.12.2020 осуществляла уход за <...>, являющейся ребенком-инвалидом. Общая продолжительность периода ухода по состоянию на 01.01.2021 составила 7 лет 6 месяцев 26 дней. Согласно части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» коэффициент за полный календарный год периода ухода составляет 1,8. Таким образом, величина ИПК за период ухода за ребенком-инвалидом составила 13,63.

Согласно сведениям индивидуального лицевого счета Успенской Е.В. ИПК за периоды после 01.01.2015 отсутствует.

Таким образом, общая величина индивидуального пенсионного коэффициента Успенской Е.В. для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях на 01.01.2021 составила 34,495.

В случае назначения досрочной страховой пенсии по старости, в том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как матери инвалида с детства по достижению возраста 50 лет, расчет величины ИПК будет производится с учетом ожидаемого периода выплаты 252 месяца вместо 228 месяцев, в результате величина ИПК составит 34,393.

Согласно представленному в материалы дела ответу ГУ-УПФР в Кировском АО г.Омска от 20.09.2021 № 7-01/819 общая величина индивидуального пенсионного коэффициента Успенской Е.В. дня назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях на 01.01.2021 составила 34,95. При этом ИПК за периоды ухода за детьми до полутора лет составил 8,1, в том числе 2,7 – за ребенком, <...> года рождения, 5,4- за ребенком, <...> года рождения, являющейся ребенком – инвалидом. Согласно части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», коэффициент за полный календарный год периода ухода составляет 1,8.

С учетом вышеприведенного правового регулирования, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что произведенный ответчиком расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента за период с 01.09.1987 по 31.12.2021, является верным, оснований для его перерасчета не имеется. Каких-либо обоснованных возражений относительно правильности представленного расчета с указанием на допущенные пенсионным органом ошибки при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента, истцом не приведено.

При этом, судебная коллегия отмечает, что поскольку истец на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции продолжала осуществлять уход за ребенком инвалидом, величина индивидуального пенсионного коэффициента будет пенсионным органом пересчитываться при вынесении решения о назначении пенсии.

Окончательный расчет размера пенсии, в том числе величины индивидуального пенсионного коэффициента, производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ при вынесении решения о назначении страховой пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении.

Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» к иным периодам отнесены, в том числе, периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Согласно с части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из изложенного следует, что право на страховую пенсию носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.

При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, на момент обращения в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями, истец не подавала в орган пенсионного обеспечения заявление о назначении пенсии, ответчиком решение о назначении либо отказе в установлении пенсии Успенской Е.В. не выносилось.

Учитывая изложенное, а также то, что признание права на пенсию не устанавливается на будущее время, Успенской Е.В. ответчиком разъяснен порядок назначения пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и перечень документов, необходимых для ее назначения, у суда первой инстанции не имелось оснований полагать права истца на пенсионное обеспечение нарушенными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как они основаны на неверном применении и толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении ответчиком норм пенсионного законодательства при расчете общего календарного стажа, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента при проведении заблаговременной работы ответчиком по подготовке документов для назначения пенсии Успенской Е.В., в жалобе не приведено, в связи с чем доводы жалобы не могут явиться основанием для отмены решения суда.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит иных правовых доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Омска от 26 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2022.

Председательствующий: Крупкина Е.П. Дело № 33-712/2022

2-5127/2021

55RS0001-01-2021-008085-07