ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7130/2015 от 21.12.2015 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Шустикова С.П. дело № 33-7130/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе: председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н,

при секретаре Глобу Н.В.

с участием прокурора Чершкуте Я.В.,

рассмотрев в судебном заседании 21 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда от 31 августа 2015 года, которым

иск прокурора г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен частично;

На администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность в срок до <Дата обезличена> организовать проведение работ по приведению дорожного покрытия автомобильных дорог в соответствии с требованиями п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 по нижеперечисленным улицам <...> от перекрестка с ул.Ленина до перекрестка с б-ром Пищевиков; ул.Суворова, д.1; ул.Гагарина в районе УСЗК «Олимп»; ул.Димитрова от д.4 до перекрестка с ул.Яновского; ул.Ленинградская (Дамба) от перекрестка с ул.Яновского до перекрестка с ул.Ломоносова; перекресток ул.Ломоносова – ул.Ленинградская; ул.Ленинградская от перекрестка ул.Ломоносова до перекрестка ул.Мира; перекресток ул.Ленинградская – ул.Мира; ул.Ленинградская от перекрестка ул.Мира до пл.Кирова;

В удовлетворении исковых требований прокурору г.Воркуты к УГХиБ АМО ГО «Воркута, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», отказано.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., заключение прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

прокурор г.Воркуты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АМО ГО «Воркута», Управлению городского хозяйства и благоустройства АМО ГО «Воркута», МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» о возложении обязанности в срок до <Дата обезличена> привести дорожное покрытие автомобильных дорог <...> от перекрестка с ул.Ленина до перекрестка с б-ром Пищевиков; ул. Суворова, д.1; ул.Гагарина в районе УСЗК «Олимп»; ул.Димитрова от д.4 до перекрестка с ул.Яновского; ул.Ленинградская (Дамба) от перекрестка с ул.Яновского до перекрестка с ул.Ломоносова; перекресток ул.Ломоносова – ул.Ленинградская; ул.Ленинградская от перекрестка ул.Ломоносова до перекрестка ул.Мира; перекресток ул.Ленинградская – ул.Мира; ул.Ленинградская от перекрестка ул.Мира до пл.Кирова в соответствии с требованиями п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, указав, что проведенной прокурорской проверкой установлено нарушение ответчиками законодательства о безопасности дорожного движения в части наличия ям и выбоин на проезжей части указанных объектов.

Суд постановил приведенное решение, об отмене которого просит администрация МО ГО «Воркута» в своей апелляционной жалобе, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В частности, п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93).

Судом установлено, и из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой г.Воркуты и ОГИБДД ОМВД России по г.Воркуте совместной проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО ГО «Воркута» <Дата обезличена> был составлен акт, согласно которому установлено нарушение требований п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93, а именно: поверхность проезжей части дороги по ул.Яновского от перекрестка с ул.Ленина до перекрестка с бульваром Пищевиков имеет многочисленные повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см; поверхность проезжей части дороги у д.1 по ул.Суворова имеет многочисленные повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см; поверхность проезжей части дороги в районе УСЗК «Олимп» по ул.Гагарина имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см; поверхность проезжей части дороги по ул.Димитрова от д.4 до перекрестка с ул.Яновского имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями с образованием колейности глубиной более 5,0 см. Верхний слой проезжей части дороги состоит из щебня (либо другого материала), по своей фракции (размеру) визуально отличающийся от материала, из которого выполнено покрытие далее по ул.Димитрова в сторону ул.Чернова; поверхность проезжей части дороги по ул.Ленинградская (Дамба) от перекрестка с ул.Яновского до перекрестка с ул.Ломоносова на всем протяжении участка имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см; поверхность проезжей части дороги на перекрестке ул.Ломоносова – ул.Ленинградская имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см. Ряд выбоин ликвидирован путем заделки кирпичом. Верхний слой половины проезжей части дороги состоит из щебня (либо другого материала), по своей фракции (размеру) визуально отличающийся от материала, из которого выполнена другая половина проезжей части на перекрестке; поверхность проезжей части дороги по ул.Ленинградская от перекрестка ул.Ломоносова до перекрёстка ул.Мира имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями с образованием колейности в жесткой одежде глубиной более 5,0 см. Верхний слой проезжей части дороги от дома 26 по ул. Ленинградской до перекрестка с ул. Мира состоит из щебня (либо другого материала), по своей фракции (размеру) визуально отличающийся от материала, из которого выполнено покрытие по ул. Ленинградской в сторону ул. Ломоносова; поверхность проезжей части дороги на перекрестке ул.Ленинградская – ул.Мира имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см; поверхность проезжей части дороги по ул.Ленинградская от перекрестка ул.Мира до пл.Кирова, в районе домов 9-11, имеет повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более 5,0 см. Верхний слой проезжей части дороги в районе домов 9 и 11 по ул.Ленинградской до перекрестка с ул.Мира состоит из щебня (либо другого материала), по своей фракции (размеру) визуально отличающийся от материала, из которого выполнено покрытие по ул.Ленинградской в сторону ул.Мира и пл.Кирова.

Выявленные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 закреплены в фототаблице, приложенной к акту, подтверждены пояснениями специалиста <Фамилия обезличена>, свидетельскими показаниями <Фамилия обезличена>, не оспаривались ответчиками.

Указанные в акте участки автодорог, расположенные в границах г.Воркуты, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, являются собственностью МО ГО «Воркута», находятся на балансе на праве оперативного управления МБУ «СДУ».

Установив приведенные обстоятельства по делу и проанализировав представленные сторонами и добытые в ходе рассмотрения дела доказательства относительно положений ст.ст.3, 5, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст.3, 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.16, 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, ст.ст.15, 52 Устава МО ГО «Воркута» и учитывая наличие нарушений, описанных в акте от 30.06.2015, и отсутствие доказательств, свидетельствующих о их устранении, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих вопросы местного значения, к которым, в том числе, относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, определив круг полномочий каждого из ответчиков, возложил обязанность по приведению спорного участка дороги в соответствие с нормативными требованиями на АМО ГО «Воркута».

Оснований полагать данные выводы суда первой инстанции ошибочными судебная коллегия не усматривает.

Суд правомерно и обоснованно определил, что субъектом гражданско-правовой ответственности в данном случае является именно АМО ГО «Воркута», поскольку именно на нее возложены обязанности по решению соответствующих вопросов местного значения. Передача дорог на баланс МБУ «СДУ» сама по себе не освобождает АМО ГО «Воркута» от необходимости осуществления контроля (надзора) за выполнением данным Учреждением ремонтных работ и их качеством, и в целом за сохранностью автомобильных дорог.

Учитывая вышеизложенное и отсутствие доказательств принятия АМО ГО «Воркута» всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Воркутинского городского суда от 31 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Воркута» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: