ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7132/2014 от 29.05.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

  Судья М.М. Гильмутдинова дело № 33-7132/2014

 учет № 65

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 мая 2014 г. г. Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

 председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,

 судей И.И. Багаутдинова, Э.С. Каминского

 при секретаре судебного заседания Л.Р. Галиуллиной

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 г. по гражданскому делу по заявлению Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан», Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан об обязании установить устройства, препятствующие началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях на автобусах, которым заявленные требования прокурора удовлетворены, постановлено:

 обязать муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» установить устройства, препятствующие началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях на автобусах: «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2008 года выпуска государственный регистрационный знак .... 116 RUS.

 Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан – С.И. Надыршиной, возражавшей апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Бавлинский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан», Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о приостановлении перевозки детей школьными автобусами «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2008 года выпуска государственный регистрационный знак .... 116 RUS до устранения устройства, препятствующего движению при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.

 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бавлинской городской прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка исполнения муниципальным казенным учреждением «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., по результатам которой установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 51160-98 вышеуказанные школьные автобусы для перевозки детей не оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях, что в свою очередь представляет угрозу безопасности перевозки детей.

 В связи с изложенным, прокурор просил суд приостановить перевозку детей школьными автобусами «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2008 года выпуска государственный регистрационный знак .... 116 RUS до установления устройства, препятствующего началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.

 В ходе судебного разбирательства прокурор заявленные требования уточнил, просил суд обязать муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» установить устройства, препятствующие началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях на вышеназванных автобусах.

 В судебном заседании в суде первой инстанции представитель Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан – Д.Н. Чуркин уточненные заявленные требования поддержал.

 Представитель Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан - Р.А. Кагиров заявленные прокурором требования не признал.

 Представитель муниципального казенного учреждения «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» Р.С. Зверева в судебном заседании в суде первой инстанции заявленные прокурором требования не признала, пояснила, что данные автобусы переданы Министерством образования Республики Татарстан для перевозки детей.

 Представитель общества с ограниченной ответственностью «Транс Групп» - Ф.Р. Шафиков в судебном заседании в суде первой инстанции с заявленными требованиями не согласился.

 Городским судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке, заявленные требования прокурора удовлетворены.

 Исполнительный комитет Бавлинского муниципального района Республики Татарстан не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, вынесении нового решения.

 В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что у муниципального казенного учреждения «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» отсутствует лицензия на осуществление транспортных перевозок в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 На основании аукциона от 03 декабря 2013 г., проводимого в электронной форме № .... осуществляет перевозки учащихся и воспитанников образовательных учреждений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в 1 полугодии 2014 г. общество с ограниченной ответственностью «Транс Групп», что подтверждается муниципальным контрактом № 140 от 17 декабря 2013 г.

 Согласно пункту 1.1 данного контракта общество с ограниченной ответственностью «Транс Групп» обязалось оказывать услуги по осуществлению перевозки учащихся и воспитанников образовательных учреждений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на 1 полугодие 2014 г. Автобусы находятся в оперативном управлении общества с ограниченной ответственностью «Транс Групп».

 Также в материалах прокурорской проверки отсутствуют пояснения и разъяснения механика или иного уполномоченного должностного лица общества с ограниченной ответственностью «Транс Групп», Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.

 В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан - С.И. Надыршина апелляционной жалобе возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

 Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, судом о времени и месте рассмотрения дела должным образом извещались.

 Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан – С.И. Надыршиной, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

 Согласно пункту 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 Судом по делу установлено, что проведенной Бавлинской городской прокуратурой Республики Татарстан проверкой соблюдения исполнения муниципальным казенным учреждением «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в нарушение норм действующего законодательства школьные автобусы для перевозки детей «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак .... 116 RUS, «<данные изъяты>», 2008 года выпуска государственный регистрационный знак .... 116 RUS не оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях, что в свою очередь представляет угрозу безопасности перевозки детей.

 Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора, исходя из того, что обстоятельства, на которые ссылается прокурор в обоснование своих доводов, подтверждаются материалами дела, не устранение вышеуказанных нарушений представляет угрозу безопасности перевозки детей.

 Вместе с тем, соглашаясь с допущенными муниципальным казенным учреждением «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» нарушениями законодательства при эксплуатации школьных автобусов для перевозки детей Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

 Согласно статье 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

 Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

 В силу пункта 2 Положения об организации перевозок учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03 августа 2006 г. № 400 «О мерах по эффективному использованию школьных автобусов в Республике Татарстан», автобус должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», введенного в действие с 01 января 1999 г.

 Согласно пункту 4.5.5 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.

 В силу пункта 4 Положения об организации перевозок учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03 августа 2006 г. № 400 «О мерах по эффективному использованию школьных автобусов в Республике Татарстан», орган местного самоуправления муниципального образования Республики Татарстан обеспечивает перевозку учащихся и эксплуатацию школьных автобусов в соответствии с действующими нормативными актами и требованиями безопасности дорожного движения.

 Согласно муниципальному контракту № 140 от 17 декабря 2013 г., заключенному между муниципальным казенным учреждением «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» и обществом с ограниченной ответственностью «Транс Групп», последнее обязуется оказать услуги по осуществлению перевозки учащихся и воспитанников образовательных учреждений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на 1-е полугодие 2014 г.

 При этом общество с ограниченной ответственностью «Транс Групп» не является собственником данных школьных автобусов, а лишь осуществляет перевозку учащихся и воспитанников образовательных учреждений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.

 При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о надлежащем лице, допустившим нарушения законодательства при эксплуатации школьных автобусов для перевозки детей Судебная коллегия не может согласиться с тем, что заявителем верно выбран способ защиты нарушенного права.

 Требования прокурора о возложении обязанности установить устройства, препятствующие началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях на автобусах, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Таким образом, гражданским законодательством не предусмотрена возможность понуждения к осуществлению гражданских прав.

 Не допускает такого способа защиты прав как присуждение к осуществлению права и статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, прокурором не предоставлено доказательств наличия технической возможности установления таких устройств в упомянутых выше автобусах, используемых муниципальным казенным учреждением «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» для перевозки детей.

 В связи с изложенным, в соответствии со статьями 12, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор был вправе заявить требования о запрещении муниципальному казенному учреждению «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» эксплуатации школьных автобусов, не оборудованных устройствами, препятствующими началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 г. по данному делу отменить, принять новое решение.

 В удовлетворении заявления Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан», Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан об обязании установить устройства, препятствующие началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях на автобусах отказать.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 Председательствующий

 Судьи