Дело № 33-7142/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 31 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.
судей Титовой М.Г., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Кузьминой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ленинградского областного государственного предприятия «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» по гражданскому делу №2-717/2019 на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2019 года, которым частично удовлетворены исковые требования Чабиной Г. Г. к Ленинградскому областному государственному предприятию «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Чабина Г.Г. обратилась в Кингисеппский городской суд с иском к ЛОГП «Волосовское ДРСУ» о взыскании невыплаченной заработной платы за июль, август 2018 года в размере 83555 руб. 32 коп., компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 12582 руб. 70 коп., компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 1976 года по июль 2018 года в ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ», с 03.04.2017 назначена на должность начальника дорожно-ремонтного участка № 1. Должностные оклады работников данного предприятия рассчитываются исходя из размера минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда, которая по состоянию на 01 апреля 2015 года составляла 7600 руб., умноженной на тарифный коэффициент, соответствующий должности работника ДРСУ, утвержденный штатным расписанием. Тарифный коэффициент, соответствующей его должности составляет 4,05. Согласно п.3.1, 3.2 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2014 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года. Однако, ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» размер заработной платы не пересматривался, индексация не проводилась, не смотря на увеличение размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Оклад истца по занимаемой должности с 1 июня 2016 года составлял 8511 руб.
ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 30 мая 2018 года № 268-р и распоряжения № 129/18 от 6.06.2018 Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области реорганизовано в форме присоединения в ЛОГП «Волосовское ДРСУ».
Представитель ответчика ЛОГП «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» представил отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признал, полагая, что задолженности перед истцом не имеется. По расчету ответчика у Чабиной Г.Г. имеется задолженность перед ДРСУ.
Также указала, что в силу пункта 3.2 Федерального отраслевого соглашения, пересмотр размера минимальной тарифной ставки рабочих I разряда осуществляется не реже 1 раза в год, с 1 января каждого года. При этом, в соответствии с пунктом 4.2 коллективного трудового договора ГП «Кингисеппское ДРСУ», индексация заработной платы производится не реже 1 раза в год при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации 110 % и более, а поскольку в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области индекс потребительских цен в 2017 году и 2018 году составил 1,057 и 1,027 соответственно, что не превышает установленный коллективным трудовым договором размер индекса потребительских цен, то индексация заработной платы правомерно работодателем произведена не была.
Ссылалась на пункт 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года, полагала об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по заработной плате.
Также отмечает, что истцу все начисленные денежные средства в счет заработной платы были выплачены своевременно, в сроки, установленные трудовым договором, в связи с чем, не может быть применена мера ответственности, установленная ст. 236 ТК РФ. Вместе с тем, в случае установления судом правомерности применения к ответчику вышеуказанной меры ответственности, просит применить положения ст. 333 ГК РФ. Полагает, что требования истца о компенсации морального вреда необоснованны, но, в случае их удовлетворения, просит снизить размер заявленного к взысканию морального вреда до критериев разумности и справедливости.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскана с ЛОГП «Волосовское ДРСУ» в пользу Чабиной Г.Г. невыплаченная задолженность по заработной плате в размере 83555 руб. 32 коп., компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 12582 руб. 70 коп., компенсация морального вреда в размере 3000 руб., а всего взыскано 99138 руб. 02 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Чабиной Г.Г. отказано.
Взыскана с ЛОГП «Волосовское ДРСУ» госпошлина в доход МО «Кингисеппский муниципальный район» в размере 3384 руб.
ЛОГП «Волосовское ДРСУ» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указало, что суд не установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу положений статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Чабина Г.Г. состояла в трудовых отношениях с ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» с 01.09.1976 по 31.01.1996 работала в должности старшего дорожного мастера, в период с 23 октября 2001 по 06.07.2018 на должности мастера, начальника дорожного участка № 1, уволена в связи с выходом на пенсию.
С 09.07.2018 принята на работу на основании срочного трудового договора на срок по 31.12.2018 в ГП «Кингисеппское ДРСУ» начальником участка на участок ДРУ-1.
Согласно выписке из приказа ГП «Кингисеппское ДРСУ» с 01.06.2016 Чабиной Г.Г. установлена тарифная ставка 1 разряда 8511 руб. и тарифная ставка на месяц 34470 руб.
На основании решения Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 14 февраля 2019 года, вступившего в законную силу 06.06.2019, были удовлетворены исковые требования Чабиной Г.Г. о взыскании невыплаченной заработной платы с сентября 2017 года по июнь 2018 года в связи с увеличением тарифной ставки.
12 ноября 2013 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы», действие которого дополнительным соглашением № 1 от 30 ноября 2016 года продлено на 2017-2019 годы.
Данным Соглашением установлены общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В силу пункта 1.2 Отраслевого соглашения, сторонами Соглашения являются:- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»;
- работодатели в лице их представителей:
Федерального дорожного агентства (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союза работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей «АСПОР» и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);
Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).
В соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения, Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Соглашение распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части, не противоречащей законодательным актам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
Является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных и территориальных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 1.10 Отраслевого соглашения, Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению.
Решение о присоединении к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих I разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года.
При достижении в течение года индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики в размере 110 процентов и более, стороны региональных отраслевых соглашений (а при их отсутствии - работодатели) рассматривают вопрос о внеочередной индексации размеров минимальных гарантий по оплате труда в меру роста потребительских цен (изменения прожиточного минимума).
Действие Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы было продлено на 2017-2019 годы.
Положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок действия соглашения, в соответствии с которым в тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Согласно частям третьей и четвертой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение действует в отношении: работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В силу части седьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 16 октября 2007 г. № 723-О-О, положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по существу направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.
Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (6 декабря 2013 года № 235/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 г.), газете «Солидарность» (приложение к газете «Солидарность» № 2, 2014 г.) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Письмом Минтруда России от 14.02.2014 № 14-4/10/В-754, в соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, предложено работодателям отрасли, не участвовавшим в заключение Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы, присоединиться к нему.
С разъяснением, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключение соглашения, не будет представлен в установленном частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что положения указанного Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству распространяются на работодателя, ГП «Кингисеппское ДРСУ», со дня его официального опубликования, поскольку мотивированный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению в соответствующий федеральный орган ГП «Кингисеппское ДРСУ» не направлялся.
Также суд первой инстанции учел, что протоколом № 2 Общего собрания трудового коллектива ГП «Кингисеппское ДРСУ» от 07 июля 2016 года был утвержден коллективный договор ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» на период с 07 июля 2016 года по 07 июля 2019 года.
Из пункта 1.1 данного коллективного договора усматривается, что он заключен в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением дорожного хозяйства на 2014 - 2016 годы и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации.
Заключая коллективный договор на основании, в том числе, и вышеуказанного Отраслевого соглашения, ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» согласилось с тем, что оно обязательно для работодателя - ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ».
Пунктом 4.1 коллективного договора предусмотрено, что минимальная тарифная ставка дорожного рабочего 1 разряда принята на 01 июля 2016 года 8511 руб. 15 коп. в месяц.
Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год (п.4.2).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2017 и 2018 годах в Ленинградской области не превысил 110 % в связи с чем, пунктом 4.2 коллективного договора, работодателем не применялся. При этом из буквального толкования данного пункта следует, что пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда должен был производиться в обязательном порядке один раз в год, даже при недостижении индекса потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации 110%.
При этом в силу пунктов 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и пересмотр (увеличение) ее осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года.
В соответствии со статьей 9 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде.
В соответствии с п. 1.7 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные и трудовые договоры в организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Федеральное отраслевое соглашение дорожного хозяйства на 2014 - 2016 годы распространяет свое действие на спорные трудовые правоотношения между Чабиной Г.Г. и ЛОГП «Волосовское ДРСУ», а положения коллективного договора ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» противоречат положениям Соглашения, в связи с чем правомерно частично удовлетворил исковые требования.
Расчеты взысканных сумм недоплаченной заработной платы, компенсации за задержку ее выплаты и их подробное обоснование приведены в обжалуемом решении, проверены судебной коллегией и являются правильными, жалоба доводов относительно несогласия с размером взысканных сумм, либо с их расчетом не содержит.
При этом судебная коллегия учитывает, что обстоятельства установленные решением Кингисеппского районного суда от 14.02.2019 вступившего в законную силу имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного дела, в силу ст.61 ГПК РФ, и не подлежат доказыванию вновь.
Судебная коллегия также учитывает, что лицо вновь принятое на работу не может иметь заработную плату, устанавливаемую в соответствии с действующими тарифами у работодателя, менее тарифов действующих по аналогичной должности у других работников данной организации, поэтому судом первой инстанции обоснованно удовлетворил требования за период с 09.07.2018 по август 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленинградского областного государственного предприятия «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Мицюк В.В.