Судья: Доценко И.Н. гр. дело № 33-7147/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 16 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Калинниковой О.А.,
Судей – Черкуновой Л.В., Улановой Е.С.,
при секретаре Булановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 01 марта 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования ТСЖ «Стара Загора 50» удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с ФИО3, ФИО1 в пользу ТСЖ «Стара Загора 50» задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги за период с 29.11.2012 года по 30.11.2015 года в размере 63386 рублей 54 копейки, пени в размере 2000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2161 рубль 60 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей, всего взыскать 75 548 рублей 14 копеек (семьдесят пять тысяч пятьсот сорок восемь рублей 14 копеек).
В удовлетворении остальной части исковых требований ТСЖ «Стара Загора 50» отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ «Стара Загора 50» обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг.
В обоснование иска указано, что ответчики, являясь собственниками квартиры №* в доме №* по ул. *** г. Самара, управление которым осуществляет ТСЖ «Стара Загора 50», на протяжении длительного времени надлежащим образом не выполняют обязанности по внесению платежей за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, в связи с чем образовалась задолженность. Требование о погашении задолженности не исполнено.
Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточнения требований, ТСЖ «Стара Загора 50» просило суд взыскать с ФИО5 задолженность за содержание жилья и коммунальные услуги за период с 29.11.2012 по 30.11.2015 гг. в размере 63 386,54 рублей, пени за просрочку оплаты в размере 14 181,17 рубль, расходы по оплате государственной пошлины 2 101 рубля, расходы на услуги представителя в размере 8 000 рублей, НДФЛ в размере 1 195 рублей, страховой взнос в размере 1 839 рублей и почтовые расходы в размере 48,60 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО2 просит решение суда отменить, постановить новое решение, которым отказать ТСЖ «Стара Загора 50» в удовлетворении исковых требований. Считает решение незаконным, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение постановлено с нарушением норм материального права. Полагает, что задолженность по оплате за ХВС, ГВС и электроэнергию необоснованно начислена без учета показаний индивидуальных приборов учета, задолженность перед ТСЖ отсутствует.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков ФИО1, ФИО3 – ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ «Стара Загора 50» - ФИО4 просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность оспариваемого решения в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Положениями ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Положениями ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых/коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно п. 81 постановления № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
На основании п. 81(14) указанного постановления, ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 -81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Согласно п.п. «б» п. 59 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60).
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: *** осуществляет ТСЖ «Стара Загора 50».
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.01.2016 г., квартира по адресу: ***, общей площадью 73 кв.м находится в общей совместной собственности ФИО1 и ФИО3 с даты государственной регистрации – 28.11.2012 г. (т. 1 л.д. 39).
Согласно Уставу товарищества, целью создания товарищества, в том числе, является содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (п. 3.1).
В соответствии с действующим законодательством, в целях осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, ТСЖ «Стара Загора 50» заключило договоры с ресурсоснабжающими и иными организациями (т. 1 л.д. 31-32, 80-150).
Решениями общих собраний ТСЖ «Стара Загора 50» утверждались сметы расходов на содержание общего имущества (т. 1 л.д. 184-199).
Установлено, что обязанность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги ответчики исполняют ненадлежащим образом, оплату производят нерегулярно и не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность по оплате данных услуг за период с 29.11.2012 по 30.11.2015 гг. (т. 1 л.д. 7, 8-9, 228).
Неоднократно, в адрес ответчиков, направлялись требования о необходимости погасить образовавшуюся задолженность (т. 1 л.д. 23-26), которые не исполнены, что послужило основанием для обращения ТСЖ в суд.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчики ссылались на то, что расчет задолженности по коммунальным услугам, а именно за ХВС, ГВС и электроэнергию, необоснованно произведен по нормативам потребления, поскольку в их квартире установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии, приборы учета введены в эксплуатацию, опломбированы, в 2014 году прошли поверку, при расчете необоснованно учтена общая площадь квартиры 73 кв.м, обязательства по предоставлению показаний приборов учета ими исполняются.
В подтверждение своих доводов ответчиками представлены: акт приема в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения на кухню и ванную комнату, с заводскими номерами №*, №*, №*, №* в квартире по адресу ***, принадлежащей Т., составленный ООО «Техно-Волга» 11.05.2010 г. (т. 1 л.д. 206); акты поверки указанных приборов учета от 30.04.2014 г. (т. 1 л.д. 207-208); накладная к наряду на замену электрического счетчика (2-х тариф.) от 08.10.2014 г. (т. 3 л.д. 34); квитанции по оплате коммунальных услуг, содержание жилья и листки показаний приборов учета (т. 2 л.д. 1-350, т. 3 л.д. 23-31).
Разрешая исковые требования, суд, обоснованно исходил из того, что ответчиками не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг.
Установлено, что расчет задолженности за горячее и холодное водоснабжение - ТСЖ «Стара Загора 50» произведен исходя из нормативов потребления на всех (4) проживающих в квартире лиц.
При этом, судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчиков о необходимости расчета платежей по данным индивидуальных приборов учета, поскольку доказательств передачи показаний счетчиков в бухгалтерию товарищества не представлено, напротив в ходе судебного разбирательства установлено, что показания счетчиков не передаются длительное время. В связи с этим, расчет по нормативу потребления не противоречит п.п. 59, 60 постановления Правительства № 354.
Кроме того, суд правильно учел, что акт ввода ИПУ на холодное и горячее водоснабжение в ТСЖ «Стара Загора 50» отсутствует, подлинный экземпляр акта не представлен, в нарушение установленного порядка после проведения поверки приборов учета сведения об этом в ТСЖ не подавались, представитель ТСЖ для опломбирования приборов учета не приглашен, что по существу не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Своевременность проведения поверки приборов учета не подтверждена.
При проведении ТСЖ комиссионной проверки правильности показаний и работоспособности ИПУ на ХВС, ГВС и электроэнергию, в связи с неподачей показаний более чем за 6 месяцев, собственники квартиры №* К-вы членов комиссии в квартиру не допустили, что зафиксировано в акте от 28.01.2014г. (т. 3 л.д. 52).
Также правомерно судом не приняты доводы ответчиков о неправильности произведенного расчета задолженности за содержание жилья и коммунальные услуги, исходя из площади квартиры 73 кв.м, поскольку допустимых доказательств иной площади квартиры, суду не представлено.
Расчет задолженности ответчиками не опровергнут, контррасчет не представлен.
Ссылки представителя ответчиков на платежные документы от 19.03.2013 г., 15.05.2013 г., 16.05.2013 г., 25.06.2013 г., как на доказательства внесения в счет оплаты коммунальных услуг и содержание жилья денежных средств, судом обоснованно не приняты в качестве допустимых доказательств, поскольку не представлены оригиналы этих документов, поступление указанных в них сумм не отражено на счете и в кассе ТСЖ.
При указанных обстоятельствах, учитывая изложенные выше требования жилищного законодательства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ТСЖ «Стара Загора 50», взыскав с К-вых задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги в размере 63 386,54 руб.
Установив ненадлежащее исполнение ответчиками обязательств по оплате за коммунальные услуги, с учетом положений ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, суд правомерно взыскал с ответчиков пени за несвоевременное и неполное внесение платежей, уменьшив их размер на основании ст. 333 ГК РФ, до 2 000 рублей.
В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела и фактической занятости в нем представителя истца, объемом проделанной им работы, а также исходя из требований разумности, суд правомерно взыскал с ответчиков в пользу ТСЖ документально подтвержденные расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 руб. (т.1 л.д. 10-13).
При решении вопроса о несении расходов по оплате государственной пошлины суд правильно применил положения ст. 98 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика ФИО1 сводятся к несогласию с размером исчисленной истцом задолженности.
Ссылки ответчика на то, что задолженность по коммунальным платежам необоснованно исчислена ТСЖ на основании нормативов потребления, а не по показаниям индивидуальных приборов учета ХВС, ГВС и электроэнергии, которые были установлены еще предыдущим собственником квартиры и введены в эксплуатацию 11.05.2010 г., счетчик учета электроэнергии – 08.10.2014 г., являются необоснованными.
В ходе судебного разбирательства представитель истца не отрицал наличие в квартире ответчиков индивидуальных приборов учета (т. 3 л.д. 2), при этом пояснив, что ответчики показания ИПУ в бухгалтерию не предоставляли, в допуске в квартиру представителей ТСЖ препятствуют, в связи с чем начисления производились по нормативу потребления.
Не могут быть приняты во внимание ссылки в жалобе на то, что показания индивидуальных приборов учета предоставлялись в бухгалтерию путем опускания их в специальный ящик, поскольку указанные обстоятельства объективными данными не подтверждены.
С требованиями о перерасчете платежей ответчики не обращались.
Ссылки на то, что в трех квитанциях, отражающих показания приборов учета потребления холодной и горячей воды за март-май 2015г., стоит подпись работника ТСЖ «Стара Загора 50» В. о приеме показаний ИПУ (т. 3 л.д. 29,30), не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Данные показания не могли быть учтены, поскольку не соблюден предусмотренный порядок ввода в эксплуатацию и опломбирования приборов учета после их поверки.
Ссылки ФИО1 на то, что при отсутствии показаний ИПУ товарищество должно было направить в ее адрес извещение о необходимости проведения проверки ИПУ, основанием к отмене решения суда не является, поскольку собственниками жилого помещения не исполнена обязанность по извещению ТСЖ, как исполнителя услуг, об установке и поверке приборов учета.
При этом, направляя в 2015 году в адрес ТСЖ заявления о наличии в квартире приборов учета, ФИО1 не известила товарищество о возможном доступе в жилое помещение (квартиру) с целью их опломбирования и проверки показаний ИПУ.
Ссылки в жалобе на то, что в расчет заложенности необоснованно включены расходы на ТО ВДГО, лифт, вывоз мусора, а также расходы на иные общедомовые нужды, несостоятельны.
Взимание оплаты за содержание жилья и коммунальные услуги ТСЖ «Стара Загора 50» основаны на заключенных договорах с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями. Расходы ТСЖ «Стара-Загора 50» по содержанию жилья, а также понесенные при расчетах с ресурсоснабжающими организациями подлежат возмещению лицами, потребляющими данные услуги.
Доказательств тому, что ТСЖ необходимые услуги по содержанию жилья и поставке коммунальных услуг не были оказаны либо были оказаны услуги ненадлежащего качества, ответчиками не представлено.
При указанных обстоятельствах оснований полагать необоснованным начисление товариществом платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и выставление счетов на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов (мусора), обслуживанию лифтов, техническому обслуживанию ВДГО, у суда первой инстанции не имелось.
Основания для освобождения ответчиков от несения расходов на общедомовые нужды отсутствуют.
Указание в апелляционной жалобе на необоснованность включения в расчет задолженности расходов по строке «фонд капитального ремонта», поскольку решение о создании фонда капитального ремонта по ТСЖ не принималось, а вопрос о создании такого фонда на общих собраниях товарищества не выносился, нельзя признать обоснованным, поскольку указанные расходы в силу закона входят в состав платы собственников за жилое помещение, вынесение данных расходов в отдельную строку не свидетельствует о взимании платы, не связанной с оплатой за содержание жилья.
Ссылки ответчиков на то, что протоколы общих собраний членов ТСЖ «Стара-Загора 50» об утверждении смет расходов отменены решениями суда, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание. Оснований полагать, что применяемые ТСЖ «Стара Загора 50» при расчете оплаты предоставляемых услуг тарифы завышены и не соответствуют либо превышают тарифы, установленные органом местного самоуправления, не имеется.
Правильность расчета задолженности ответчиками не опровергнута, собственного мотивированного расчета не представлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что расчет за содержание жилья и коммунальные услуги необоснованно произведен исходя из общей площади квартиры 73 кв.м, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку данная площадь жилого помещения указана в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с этим оснований для расчета платежей из указанной ответчиками площади жилого помещений 68, 5 кв.м. не имеется.
Судебная коллегия полагает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 01 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя ФИО2- без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: