Председательствующий: Командыков Д.Н. | Дело № 33-7151/2018 |
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Пшиготского А.И.,
судей Леневой Ю.А., Анфаловой Е.В.,
при секретаре Кребель В.А.
рассмотрела в судебном заседании |
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Омска от 16 августа 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 ча к филиалу БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи областного суда Леневой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Филиалу БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» (далее по тексту – многофункциональный центр), указав, что с <...> по <...> был зарегистрирован и проживал по адресу: <...>.
<...> ему было присвоено звание «Ветеран труда» федерального значения и <...> выдано бессрочное удостоверение. При обращении в многофункциональный центр назначена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилья и коммунальных услуг.
<...> в связи с продажей квартиры зарегистрировался по адресу: <...>, после чего обратился в многофункциональный центр и сообщил об изменении места жительства.
Назначенная мера социальной поддержки предоставлялась по новому адресу до мая <...> путем перечисления денежного эквивалента на счет карты, в дальнейшем выплаты были прекращены. При обращении к ответчику ему разъяснили, что предоставление меры социальной поддержки прекращено в связи с изменением места жительства с <...>, суммы, необоснованно выплаченные за прошедший период, будут зачтены в счет будущих платежей.
Не соглашаясь с действиями ответной стороны, просил признать их незаконными, возложить на БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» обязанность возобновить выплату льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг по месту жительства: <...>.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 доводы искового заявления поддержали в полном объеме.
Представитель БУ «МФЦ» ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 16 августа 2018 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 ча к Филиалу БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ча к Филиалу БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» о возложении обязанности произвести перерасчет льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг по новому месту жительства отказать».
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, указывая, что на момент его обращения за оформлением льгот в апреле 2011 года действовал Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в редакции Постановления Правительства Омской области от 23.12.2009 № 265-П, который предусматривал прекращение прав гражданина на меры социальной поддержки только в случае выезда на постоянное место жительство за пределы Омской области или смерти. Тем не менее, при отсутствии названных обстоятельств выплата денежного эквивалента предоставляемой льготы истцу была прекращена.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, представителя БУ «МФЦ» по доверенности ФИО3, которая полагала, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с <...> ФИО1 являлся получателем денежного эквивалента скидки по оплате жилья и коммунальных услуг по льготной категории «Ветеран труда». Мера социальной поддержки назначена истцу по адресу: г. Омск, <...>.
При обращении с заявлением о назначении меры социальной поддержки <...> ФИО1 принял обязательство в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований выплаты (изменение состава семьи гражданина, изменение места жительства), сообщить об их наступлении в течение 14 дней с момента наступления (<...>).
Выплата производилась по <...> года путем перечисления на расчетный счет заявителя на основании распоряжения филиала БУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» «Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот Кировского административного округа города Омска» от <...>.
Письмом от <...> БУ «МФЦ» - «МФЦ Кировского административного округа города Омска» истец уведомлен о том, что выплата денежного эквивалента скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг по адресу: г. Омск, <...> прекращена с <...> по причине утраты права на меры социальной поддержки в связи с изменением места жительства. На основании заявления ФИО1 от <...> по предоставленным платежным документам за <...> назначена мера социальной поддержки по категории «Ветеран труда» по адресу регистрации: г. Омск, <...>, <...> произведен перерасчет с <...> по <...>. Вследствие несвоевременного извещения о смене адреса за период с <...> по <...> образовалась переплата по оплате коммунальных услуг в размере <...>., по оплате жилья – <...>., по уплате взноса на капитальный ремонт – <...>. При этом определено, что неудержанный остаток с учетом начислений за <...> по оплате коммунальных услуг составляет <...> руб., по оплате жилья – <...> руб., уплате взноса на капитальный ремонт – <...>. Удержание производится в полном объеме за счет текущих начислений денежного эквивалента скидки.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что у ответчика имелись законные основания для прекращения выплаты денежного эквивалента скидки по категории «Ветеран труда», поскольку обязанность по уведомлению об изменении места жительства своевременно исполнена ФИО1 не была, специальный порядок обращения с заявлением о назначении мер социальной поддержки по новому адресу регистрации не соблюден.
В связи с этим, по убеждению районного суда, с момента истечения 14-дневного срока для уведомления ответчика о смене места жительства и до фактического прекращения выплат меры социальной поддержки истцу были предоставлены необоснованно. Учитывая, что право заявителя на получение мер социальной поддержки не оспаривается, после удержания полной суммы переплат выплата льгот возобновится, суд пришел к выводу, что оспариваемые действия ответчика права и законные интересы ФИО1 не нарушают.
С такими выводами районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан ветеранам труда предоставляются, в том числе, следующие меры социальной поддержки: денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области утвержден Постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 № 229-п, в который неоднократно вносились изменения и дополнения, в том числе в части оснований предоставления мер социальной поддержки и их прекращения (далее по тексту – Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Как установлено пунктом 3 названного Порядка (в редакции Постановления Правительства Омской области от 23.03.2016 № 65-п), для назначения мер социальной поддержки гражданин предъявляет в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, по месту жительства (пребывания) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и вместе с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области, представляет документы, подтверждающие право на назначение мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданину с даты обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.
Гражданину, обратившемуся за предоставлением мер социальной поддержки по новому месту жительства (пребывания) на территории Омской области, которому ранее их предоставление было прекращено по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 17 настоящего Порядка, меры социальной поддержки предоставляются с даты возникновения права на получение мер социальной поддержки, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения гражданина с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по новому месту жительства (пребывания) на территории Омской области, при условии представления им документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3.1.1 настоящего Порядка. (пункт 12 в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2017 № 35-п).
Основания приостановления и прекращения предоставления мер социальной поддержки в настоящее время определены разделом IV Порядка в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.08.2016 № 247-п, вступившей в законную силу <...>, согласно подп. 2 пункта 17 которого предоставление мер социальной поддержки прекращается в случае изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки.
В этом случае гражданин вправе обратиться за предоставлением мер социальной поддержки вновь на общих основаниях.
Предоставление мер социальной поддержки прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления вышеназванных обстоятельств. Об их наступлении гражданин обязан сообщить в учреждение в течение 14 календарных дней <...>).
При неисполнении этой обязанности суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке (пункт 20 Порядка).
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 имеет статус «Ветеран труда», и с <...> являлся получателем денежного эквивалента скидки по оплате жилья и коммунальных услуг. Мера социальной поддержки назначена по адресу: г. Омск, <...>.
С <...> истец зарегистрирован и проживает в <...> в г. Омске. Фактически выплата денежной компенсации производилась Кубарю А.А. по март <...>
Принимая решение о прекращении выплаты, БУ «МФЦ» - «МФЦ Кировского административного округа города Омска» посчитал, что в связи с изменением места жительства истец утратил право на меры социальной поддержки с <...>, а поскольку обращение с заявлением об их назначении по новому месту жительства последовало лишь в <...>, постольку суммы денежного эквивалента скидки, выплаченные в период с <...> по <...>, следует считать переплатой, которая подлежит удержанию за счет текущих начислений.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, такая позиция, основанная на неправильном применении норм материального права, состоятельной быть признана не может по следующим основаниям.
Пунктом 14 Порядка предоставления мер социальной поддержки (в ред. Постановления Правительства Омской области от 13.04.2011 № 59-п, действующей до 04.04.2016) было установлено, что в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований предоставления мер социальной поддержки (изменение состава семьи гражданина, изменение места жительства), производится перерасчет размера мер социальной поддержки со дня их наступления.
Исчерпывающий перечень оснований прекращения предоставления мер социальной поддержки содержался в пункте 15 Порядка, к которым относились: утрата гражданином права на меры социальной поддержки, в том числе в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Омской области; смерть гражданина, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Предоставление мер социальной поддержки прекращалось с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение права гражданина на их получение.
В соответствии с пунктом 16 Порядка от 02.12.2009 № 229-п (в ред. Постановления Правительства Омской области от 24.11.2010 № 231-п) в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований предоставления мер социальной поддержки либо их прекращение (пункт 14, абзац второй пункта 15), граждане обязаны были сообщить о таких обстоятельствах в учреждения по месту жительства в течение 14 дней с момента их наступления.
При неисполнении обязанности суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежали учету при последующих выплатах либо взысканию в судебном порядке.
Постановлением Правительства Омской области от 31.08.2016 № 247-п раздел IV Порядка изложен в новой редакции, вступившей в законную силу <...>.
С указанного времени подпунктом 2 пункта 17 названного раздела установлено, что изменение места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки, является основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки.
В этом случае гражданин вправе обратиться за предоставлением мер социальной поддержки вновь на общих основаниях (в редакции Постановления Правительства Омской области от 15.02.2017 № 35-п).
Предоставление мер социальной поддержки прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления вышеуказанного обстоятельства (пункт 18 Порядка).
В силу пункта 19 Порядка об изменении места жительства гражданин обязан сообщить в учреждение в течение 14 календарных дней.
При неисполнении данной обязанности суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке (пункт 20 Порядка).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод, включая право на социальное обеспечение.
Исходя из вышеуказанных положений, в рассматриваемом случае применению подлежал порядок предоставления мер социальной поддержки, действующий на момент изменения ФИО1 места жительства, то есть по состоянию на 09.11.2013 года, в соответствии с которым изменение места жительства не влекло прекращение предоставления мер социальной поддержки, а являлось лишь основанием перерасчета их размера со дня наступления этого обстоятельства. Не регламентирован был и порядок сообщения гражданином об изменении места жительства.
При этом раздел II Порядка от 02.12.2009 № 229-п не ограничивал временными рамками период, за который перерасчет мог быть произведен, и устанавливал, что перерасчет размера мер социальной поддержки производится за период времени, указанный в заявлении гражданина или в сведениях, полученных от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Иная редакция названного раздела, предусматривающая в пункте 10, что во всех случаях перерасчет производится не более чем за 12 месяцев, предшествующих месяцу представления в учреждение соответствующих сведений (документов), принята постановлением Правительства Омской области от 31.08.2016 № 247-п и вступила в законную силу 12.09.2016 года.
Необходимость обращения за предоставлением меры социальной поддержки вновь на общих основаниях в случае прекращения ее предоставления в связи с изменением места жительства установлена лишь пунктом 14 раздела IV Порядка в редакции, применяемой со 12.09.2016 года.
Поскольку Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области в редакции, действующий на момент изменения ФИО1 места жительства, не предусматривал прекращение предоставления меры социальной поддержки при наступлении названного обстоятельства, истец обладает статусом «Ветеран труда», право на меру социальной поддержки не утратил, постольку правовые основания для прекращения предоставления меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.11.2013 года у ответчика отсутствовали. В данном случае ответной стороне следовало произвести перерасчет меры социальной поддержки.
Применение к спорным правоотношениям нормативного акта в редакции, вступившей в законную силу после наступления вышеуказанных обстоятельств, вступает в противоречие не только с общим (основным) принципом действия закона во времени, но и с требованиями стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предоставление гражданам возможности адаптироваться к вносимым изменениям и который должен соблюдаться при изменении ранее установленных условий социальной защиты.
С выводами районного суда, признавшего действия многофункционального центра обоснованными, коллегия согласиться не может и полагает, что состоявшееся по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ в связи с неправильным применение норм материального права.
Между тем, определяя период, за который следует произвести перерасчет, коллегия учитывает не только действующее правовое регулирование, в соответствии с которым изменение места жительства влечет прекращение предоставления меры социальной поддержки, но и факт неисполнения ФИО1 обязанности сообщить об изменении места жительства, что не оспаривалось им в суде апелляционной инстанции.
Позиция исковой стороны относительно извещения многофункционального центра о смене места жительства заявлением от <...> (<...>) состоятельной не признается, поскольку это заявление содержит просьбу ФИО1 перечислять меру социальной поддержки через кредитную организацию, что нельзя расценивать как надлежащее исполнение обязанности сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих изменение оснований предоставления меры социальной поддержки.
Принимая во внимание, что перерасчет меры социальной поддержки добровольно произведен лишь с мая 2017 года, новым решением на БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» следует возложить обязанность в связи с изменением места жительства произвести перерасчет Кубарю А.А. размера мер социальной поддержки по льготной категории «Ветеран труда» в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с <...>, датой окончания периода, за который следует произвести перерасчет, коллегия определяет <...> – дату, предшествующую дате вступления в законную силу изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки, внесенных Постановлением Правительства Омской области от 31.08.2016 № 247-п, в соответствии с которым изменение места жительства является основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Омска от 16 августа 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» в связи с изменением места жительства произвести перерасчет Кубарю А. А.чу размера мер социальной поддержки по льготной категории «Ветеран труда» в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <...> по <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи