ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7154/2022 от 28.07.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Родина Е.Б.

Докладчик: Макарова Е.В.

Дело №33-7154/2022 (2-1770/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2022 года г.Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Хомутовой И.В.,

судей Макаровой Е.В., Долматовой Н.И.,

при секретаре Амосовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Е.В.

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Кемерово Арышевой А.И.

на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 мая 2022 года

по иску прокурора города Кемерово в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Кемерово об обязании совершить действие,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Кемерово в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Кемерово об обязании совершить действие.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Кемерово в рамках рассмотрения обращения Назарова В.М. и надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка соблюдения администрацией города Кемерово указанного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией города Кемерово комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения на автомобильной дороге по не разработаны. По результатам проведённой проверки прокурором города Главе города Кемерово 21.07.2021 внесено представление.

В обоснование своей позиции об исполнении органом местного самоуправления исполнения требований действующего законодательства, последними в прокуратуру города Кемерово представлены схемы организации дорожного движения по , указанные схемы отображают лишь расстановку технических средств на участках автомобильных дорог и не содержат обязательной информации, регламентированной положениями Правил . Представление рассмотрено Главой города Кемерово, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона не устранены, тем самым не обеспечивается соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения.

Вместе с тем, решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 05.03.2019 №217 утверждена Комплексная схема организации дорожного движения на территории Кемеровской городской агломерации.

В соответствии с вышеназванным решением под комплексной схемой организации дорожного движения (далее – КСОДД) понимается проектная документация по организации дорожного движения, формирующая набор комплексных решений по организации дорожного движения на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, с населением более 10000 жителей, представляет собой целостную систему технически, экономически и экологически обоснованных мер организационного характера, взаимоувязанных с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.

Проект организации дорожного движения (далее – ПОД) – проектная документация, содержащая инженерно-технические, технологические, конструктивные и иные решения и мероприятия по организации дорожного движения, детализирующая мероприятия КСОДД, или самостоятельный документ по ОДД без предварительной разработки КСОДД.

Из ответа администрации города Кемерово следует, что согласно постановлению администрации города Кемерово от 11.10.2021 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Кемерово» количество улиц и дорог на территории города Кемерово составляет 1464, на большую часть которых отсутствуют проекты организации дорожного движения.

Истец просил суд обязать администрацию города Кемерово обеспечить выполнение требований Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих разработку и утверждение проектов организации дорожного движения в городе Кемерово в отношении автомобильной дороги от

Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 31.12.2023.

Решением Центрального районного суда города Кемерово от 11.05.2022 исковые требования прокурора города Кемерово в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Кемерово об обязании совершить действие удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Кемерово Арышева А.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 05.03.2019 №217 («Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры I Кемеровской городской агломерации на период до 2032 года, Комплексной схемы организации дорожного движения на территории Кемеровской городской агломерации, Комплексной схемы транспортного обслуживания населения общественным транспортом на территории Кемеровской городской агломерации, в том числе учитывающей пригородные перевозки» утверждена комплексная схема организации дорожного движения на территории Кемеровской городской агломерации (опубликовано в газете «Кемерово», №10, 07.03.2019). (далее по тексту – КСОДЦ).

Согласно части 10 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализация утверждённых комплексных схем организации дорожного движения осуществляется путём осуществления мероприятий, предусмотренных такими документами, за счёт средств бюджетных и внебюджетных источников. КСОДЦ не предусматривает разработку и утверждение проектов организации дорожного движения по г.Кемерово. Возложенные законодательством обязанности в области безопасности дорожного движения, предусматривающие разработку и утверждение проектов организации дорожного движения до 05.03.2019 администрацией города Кемерово исполнены в полном объёме. Ссылается на то, что администрация города в рамках действующего бюджетного, налогового и иного законодательства, и определённых в соответствии с этим законодательством источников налоговых и иных поступлений в бюджет города не имеет законной и реальной возможности осуществить выполнение решения суда. Указывает на то, что срок для исполнения данного решения 31.12.2023 необоснованно короткий, с учётом того, что решение первой инстанции было вынесено 11.05.2022 (в окончательной форме 16.05.2022), то есть половина 2022 года уже прошла, а бюджет города решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.12.2021 «О бюджете города Кемерово на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» сформирован с дефицитом.

На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, Бирюковой Н.Г. принесены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Кемерово Арышева А.И. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выслушав представителя администрации города Кемерово Арышеву А.И., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентированы правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно статье 11 Устава города Кемерово дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам городского значения.

Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, регулирует Федеральный закон от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: 1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 2) ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 4) осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу статьи 9 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утверждённой в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены статьёй 16 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; непосредственные требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 №274.

Документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учётом положений настоящего Федерального закона, что закреплено в части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1 статьи 17 Федерального закона №443-ФЗ).

Частью 9 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесение изменений в утверждённый проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже, чем один раз в три года.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, прокуратурой города Кемерово в рамках рассмотрения обращения Назарова В.М. и надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка соблюдения администрацией города Кемерово указанного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией города Кемерово комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения на автомобильной дороге по не разработаны.

В 2015 году разработаны проекты организации дорожного движения на следующие участки:

В отношении автомобильной дороги от

Учитывая изложенное, суд первой инстанции на основании анализа действующего законодательства пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. Выводы суда, изложенные в решении, и установленные судом обстоятельства дела основаны на совокупности исследованных доказательств, оценённых по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом не нарушены.

Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Оснований к иной оценке представленных доказательств судебная коллегия не усматривает, требования статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом выполнены. Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, оценка доказательств и отражение её результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 №13-П).

Доводы заявителя о недостаточности срока с даты вступления в законную силу судебного решения для его исполнения, подлежат отклонению, поскольку доказательств того, что исполнение решение суда до 31.12.2023 невозможно, материалы дела не содержат. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылки ответчика на недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку законом не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств отсутствие финансирования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор.

Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Кемерово от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Кемерово Арышевой Алёны Игоревны – без удовлетворения.

Председательствующий: И.В. Хомутова

Судьи: Е.В. Макарова

Н.И. Долматова

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.08.2022.