ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7159/2013 от 07.08.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шабунин Н.С.

Дело №33-7159/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

07 августа 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Веретновой О.А., Заривчацкой Т.А., при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Земского Собрания Еловского муниципального района Пермского края, Администрации Еловского муниципального района Пермского края на решение Осинского районного суда Пермского края от 20 мая 2013 года, которым постановлено:

     исковые требования ФИО1 удовлетворить,
признать незаконными:

внеочередное заседание Земского Собрания, проведенное 08.02.2013 года,

решение Земского Собрания Еловского муниципального района Пермского края от 08.02.2013 года № ** «Отчет о работе председателя Земского Собрания Еловского района за 2012 год»,

решение Земского Собрания района от 08.02.2013 года № ** «Об утверждении кандидатур в состав счетной комиссии по переизбранию председателя Земского Собрания»;

решение Земского Собрания от 08.02.2013 года № ** «Об утверждении протокола № ** счетной комиссии по выборам председателя Земского собрания» Еловского района»;

решение Земского Собрания от 08.02.2013 года № ** « Об утверждении результатов тайного голосования по выборам председателя Земского Собрания;

распоряжение Земского собрания Еловского муниципального района от 11.02.2013 г. № ** «Об увольнении ФИО1»,

Восстановить ФИО1 в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района с 12.02.2013г.

Взыскать в пользу ФИО1 за счет средств, выделяемых на содержание Земского Собрания Еловского муниципального района, денежное содержание с 12.02.2013 г. по 20.05.2013 г. за период лишения возможности исполнять депутатские полномочия на постоянной основе в сумме ** рублей.

Взыскать в пользу ФИО1 за счет средств, выделяемых на содержание Земского Собрания Еловского муниципального района удержанную материальную помощь в размере ** рублей за 2013 год.

Решение в части восстановления ФИО1 в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района с 12.02.2013г., выплате ФИО1 денежного содержания с 12.02.2013г. по 20.05.2013 г. за период лишения возможности исполнять депутатские полномочия председателя Земского Собрания Еловского муниципального района на постоянной основе в сумме ** рублей, подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., представителей Земского Собрания Еловского муниципального района Пермского края ФИО2, ФИО3, истца, представителя истца ФИО4, « заключение прокурора Левыкиной Л.Л. об отсутствии оснований для удовлетворении апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

Установила

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконными: внеочередное Заседание Земского Собрания проведенное 08.02.2013 года; решение Земского Собрания района от 08.02.2013 года № ** «Об утверждении кандидатур в состав счетной комиссии по переизбранию председателя Земского Собрания»; решение Земского Собрания от 08.02.2013 года № ** «Об утверждении протокола № ** счетной комиссии по выборам председателя Земского собрания» Еловского района»; решение Земского Собрания от 08.02.2013 года № ** «Об утверждении результатов тайного голосования по выборам председателя Земского Собрания».

В обоснование заявленных требований истцом указано, что внеочередное заседание Земского Собрания проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о его созыве. Из Протокола заседания Земского Собрания Еловского муниципального района № ** от 08.02.2013 года следует, что на протяжении всего заседания Земского Собрания вносились дополнительно в повестку дня другие вопросы, не предусмотренные сформированной повесткой дня для внеочередного заседания на 08.02.2013 года. Депутаты незаконно изменили повестку дня, включив вопрос о переизбрании его, нарушили пункт 7 статьи 4 «Выборы председателя Земского Собрания» - Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем, счетной комиссии в соответствии со ст. 20 настоящего Положения, нарушили процедуру тайного голосования (пункт 2 статьи 20 Положения). Проведенное заседание Земского Собрания 08.02.2013 не основано на законе. Протокол данного заседания подписал «новый» председатель, тем самым нарушая пункт 4 статьи 4 Положения - Избранный на должность председателя депутат слагает с себя полномочия по ранее занимаемой должности со дня, следующего за избранием. И ею же подписано уже и Решение № ** от 08.02.2013 года «Отчет о работе председателя Земского Собрания Еловского района за 2012 год» совместно с главой муниципального района С. В статье 23 Устава «Компетенция земского собрания Еловского муниципального района» не предусмотрено право утверждать либо, не утверждать, либо каким - то образом оценивать отчет о работе председателя. Земское Собрание должны были лишь «Принять к сведению» представленный им отчет. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 22 Устав в своей деятельности Земское Собрание подотчетно и подконтрольно населению Еловского муниципального района. Земское Собрание Еловского муниципального района решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях. Принятое и подписанное Решение от 08.02.2013 года за № ** незаконно, принято с нарушением, а потому недействительно с момента его принятия (пункт 2 статья 35 глава 7 Положения). Что касается Распоряжения № ** от 11.02.2013 года «Об увольнении ФИО1», то в соответствии со статьями 28, 29 Устава он наделен полномочиями по решению организационных вопросов деятельности представительного органа и не обладает собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и согласно статьи 5 Устава не входит отдельно в структуру органов местного самоуправления. На основании чего председатель Земского Собрания, в данном случае и в смысле ст. 2 Федерального Закона № 131-ФЗ не может быть признан выборным должностным лицом. Он добровольно в отставку не подавал. Исходя из положений статьи 30 Устава, допускающей возможность досрочного прекращения полномочий председателя ЗС следует, что Полномочия председателя и заместителя председателя Земского Собрания могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 33 настоящего Устава. Порядок для досрочного прекращения полномочий председателя ЗС аналогичны основаниям досрочного прекращения полномочий депутата Земского Собрания. Иные основания правовыми нормативными актами Еловского муниципального района, Уставом не предусмотрены. Обстоятельства, указанные в основании увольнения его как председателя Земского Собрания не предусмотрены статьей 33 Устава муниципального образования. Прекращение трудового договора по п. 3 ч.1 ст. 83 ТК РФ является незаконным. 08.02.2013 года на внеочередном заседании решением Земского Собрания № ** «Отчет о работе председателя Земского. Собрания Еловского муниципального района за 2012 год» он был переизбран, распоряжением Земского Собрания Еловского района от 11.02.2013 № **-был уволен с должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района по п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ в связи с переизбранием. Оспариваемое решение о переизбрании и удалении заявителя в отставку с должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района -принято с нарушением действующего законодательства, так как на момент принятия данного решения ФИО5 не являлась председателем Земского Собрания Еловского муниципального района, но решение от 08.02.2013 год № ** подписано главой Еловского муниципального района ФИО6 и вновь избранным председателем Земского Собрания Еловского муниципального района. Земским Собранием нарушена процедура избрания нового председателя Земского Собрания, так как в соответствии со ст. 30 Устава избрание нового председателя, заместителя председателя Земского Собрания проводится непозднее одного месяца с момента принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя Земского Собрания. Согласно распоряжению об увольнении полномочия его, как председателя Земского Собрания прекращены 11 февраля 2013 года. Решением Земского Собрания от 14.04.2010 № ** он избран председателем Земского Собрания сроком на 5 лет. Выборы при увольнении по указанной статье Трудового кодекса РФ должны проводиться в точном соответствии с условиями и порядка проведения выборов, установленными законом, Уставом Еловского муниципального района. Срочный трудовой договор с ним не расторгнут. Вследствие указанных причин прекращение трудового договора по п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ является незаконным. Решение принято на основе коллективной воли депутатов Земского Собрания и не может рассматриваться как обстоятельство, не зависящее от воли сторон, а это исключает возможность применения п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Просит восстановить его в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района.

Представитель ответчика просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что исковые требования истца не законные и не обоснованные. Статус председателя Земского собрания был определен кроме нормативно - правовых документов и определением кассационной инстанции Пермского краевого суда, в котором указано, что согласно ст.28, 29 Устава, ФИО1 наделен полномочиями по решению организационных вопросов и не входит в отдельную структуру местного самоуправления. Избран был как руководитель Земского собрания для решения организационных вопросов. Положение содержит возможность переизбрания председателя Земского собрания, определяет порядок переизбрания. Переизбрание произошло на внеочередном собрании, переизбрание председателя Земского собрания является внутренним делом членов Земского собрания и относится исключительно в их компетенции. Внеочередное собрание состоялось без нарушений, согласно протоколу Собрания к отчету и работе ФИО1 у Земского собрания имелись претензии, он их не оспаривал, члены Земского собрания не были согласны с подходом к работе ФИО1, что повлекло его переизбрание. Переизбрание прошло тайно, никаких нарушений не было допущено. ФИО1 нельзя восстановить на работе, так как избран другой председатель Земского собрания.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Земское Собрание Еловского муниципального района Пермского края просит решение суда отменить в удовлетворении исковых требований отказать в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Администрация Еловского муниципального района в апелляционной жалобе также просит решение отменить. Считает, что председатель Земского Собрания подотчетен Земскому Собранию и может быть переизбран на заседании Земского Собрания, если за его переизбрание проголосовало большинство депутатов. Также считает, что привлечено к участию в деле в качестве ответчика незаконно, поскольку трудовые отношения с ФИО1 у администрации не возникали.

И.о. прокурора Еловского района было подано апелляционное представление, впоследствии отозванное 05.08.2013. В возражениях на апелляционные жалобы, поданных истцом и И.о. прокурора Еловского района, приводятся доводы о безосновательности апелляционных жалоб, законности и обоснованности решения суда.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда не находит оснований для его изменения или отмены.

Из материалов дела следует, что ФИО1 был избран председателем Земского Собрания Еловского муниципального района (далее - Земское Собрание) решением Земского Собрания № ** от 14.04.2010 «Об утверждении результатов тайного голосования по выборам председателя Земского Собрания Еловского муниципального района.

На заседании Земского Собрания от 08.02.2013 заслушан и признан неудовлетворительным отчет председателя Земского Собрания, в связи с чем решено произвести перевыборы председателя, утверждены кандидатуры в состав счетной комиссии по переизбранию председателя и утвержден состав комиссии, утвержден протокол № ** по выборам председателя счетной комиссии, утверждены результаты тайного голосования и признана избранной председателем Земского Собрания ФИО5, что оформлено решениями соответственно № **, **, **, **.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

На сегодняшний день на территории Еловского муниципального района действует устав, утвержденный Решением Земского Собрания Еловского района от 28.06.2005 № 71 (далее -Устав).

Как следует из статьи 22 Устава, Земское Собрание является представительным органом местного самоуправления Еловского муниципального района, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории Еловского муниципального района.

Земское Собрание муниципального района состоит из 15 депутатов, которые избираются непосредственно населением Еловского муниципального района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, по многомандатным избирательным округам.

Порядок назначения, подготовки и проведения выборов определяется федеральным законодательством и законодательством Пермской области (края).

Срок полномочий Земского Собрания - 5 лет.

В своей деятельности Земское Собрание подотчетно и подконтрольно населению Еловского муниципального района.

Земское Собрание решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях. Заседание Земского Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного числа депутатов. Земское Собрание созывается главой муниципального района - главой администрации Еловского муниципального района не позднее чем через один месяц после избрания в правомочном составе на свое первое заседание, на котором избирается председатель Земского Собрания в порядке, установленном Уставом.

Очередные заседания созываются председателем Земского Собрания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Внеочередное заседание может созываться по письменному требованию главы муниципального образования или по инициативе не менее 1/3 от избранного числа депутатов Земского Собрания муниципального района.

Деятельностью Земского Собрания руководит председатель Земского Собрания.

Для организационного, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Земского Собрания, его комиссий, депутатов Земское Собрание формирует аппарат и самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности. Деятельность аппарата Земского Собрания регулируется Положением о Земском Собрании Еловского района.

Земское Собрание обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, лицевой счет. Финансирование деятельности Земского Собрания отражается отдельной строкой в местном бюджете.

В Земском Собрании могут создаваться постоянные и временные депутатские объединения (группы). Депутаты Земского Собрания вправе объединяться во фракции по партийной принадлежности или иным политическим интересам. Фракция должна состоять не менее чем из 3 депутатов и подлежит регистрации распоряжением председателя Земского Собрания.

Земское Собрание Еловского может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Решением Земского Собрания Еловского района от 04.03.2005 №** утверждено Положение «О Земском Собрании Еловского района».

Пунктом 6 ст. 10 указанного Положения предусмотрена возможность проведения внеочередных заседаний Земского собрания по требованию главы муниципального образования или не менее одной трети от избранного числа депутатов Земского собрания. В письменном требовании о созыве Земского Собрания на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение Земского Собрания. Требование о созыве подписывается, соответственно, главой муниципального образования или депутатами, требующими созыва внеочередного заседания.

Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается председателем Земского Собрания в срок не позднее 5 дней после вручения ему письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания. Внеочередное заседание Земского Собрания проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о его созыве.

Поскольку внеочередное заседание Земского Собрания 08.02.2013 проводилось на основании решения комиссии по социальной политике и реформам ОМС от 24.01.2013 в составе пяти депутатов Земского собрания, копия которого имеется в материалах дела, вывод суда о незаконности Земского собрания по данному основанию является неверным. Председатель комиссии И., направляя председателю Земского Собрания требование о проведении внеочередного заседания, действовал от имени комиссии по ее поручению, что отражено в пункте 2 решения, следовательно, условие п. 6 ст. 10 Положения о лицах уполномоченных требовать проведение внеочередного собрания соблюдено. Однако повестка заседания указанная в требовании о его проведении от 24.01.2013 не совпадает с повесткой состоявшегося внеочередного заседания Земского Собрания, что является основанием для признания в соответствии с п. 2 ст. 35 Положения недействительными решений, принятых по вопросам, дополнительно включенным в повестку, в том числе решение об отчете о работе председателя Земского Собрания Еловского района за 2012 год, которое содержит решение по вопросу, дополнительно включенному в повестку заседания.

Рассматривая вопрос о порядке прекращения полномочий председателя Земского собрания, суд пришел к выводу о том, что из содержания статьи 30 Устава следует, что полномочия председателя могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 33 Устава, устанавливающей основания для досрочного прекращения полномочий депутата Земского Собрания Еловского муниципального района и придя к выводу, что обстоятельства, указанные в основании увольнения истца не предусмотрены указанной статьей, признав одновременно прекращение трудового договора по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ незаконным. Судебная коллегия не согласна с данным выводом суда, поскольку статьей 33 Устава в качестве основания для прекращения полномочий депутата, а, следовательно, и председателя Земского Собрания предусмотрено - иные случаи, установленные федеральным законодательством. Так как в соответствии с п. 4 ст. 28 Устава, председатель Земского Собрания работает в Земском собрании на профессиональной основе, с ним подписывается трудовой договор, а Земское Собрание согласно ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 8 ст. 22 Устава обладает правами юридического лица, перечень оснований прекращения полномочий, предусмотренный в ст. 33 Уставе в отношении председателя Земского Собрания не может быть признан исключительным в силу существования, в том числе, ст. 279 ТК РФ. Однако, ввиду недействительности решения о переизбрании ФИО1. в связи с нарушением порядка его принятия, установленного положением о Земском Собрании, неверность данного вывода необходимость отмены решения суда не влечет. Признав прекращение полномочий истца незаконным, суд обоснованно взыскал в пользу истца денежное содержание за период незаконного отстранения от выполнения обязанностей. Довод о необоснованности взыскания денежных средств с Администрации Еловского муниципального района отклоняется, поскольку резолютивная часть решения не содержит такого указания.

Подлежащая взысканию сумма определена судом исходя из информации о средней заработной плате истца, представленной Земским Собранием (л.д. 110), в связи с чем довод о необоснованности решения суда в данной части несостоятелен.

Довод о несоответствия решения суда положениям статей 11,12 Гражданского кодекса РФ также отклоняется, ввиду отсутствия требования о признании незаконным именно факта заседания Земского Собрания. Судом были рассмотрены требования о незаконности заседания Земского собрания по причине несоответствия Уставу порядка его созыва.

Относительно доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ст. 330 ГПК РФ, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Заявление ФИО1 рассмотрено по правилам искового производства, предполагающего более широкий круг обязанностей сторон по доказыванию фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом были установлены все фактические обстоятельства на необходимость установления которых указано в апелляционной жалобе. Кроме того, рассмотрение дела в исковом порядке было обусловлено тем, что помимо действий об оспаривании нормативно-правовых актов органа местного самоуправления, истцом были заявлены требования о восстановлении трудовых прав.

Также не является основанием для отмены решения суда довод о принятии решения без привлечения к участию в деле вновь избранного председателя Земского Собрания Ф.. Решение суда не содержит выводов о правах и обязанностях указанного лица, которые подлежат урегулированию в соответствии с нормами действующего законодательства после вступления решения в законную силу. Следовательно, положения ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, в данном случае не подлежат применению. Необходимо отметить, что, как следует из материалов дела, Ф. исполняя обязанности председателя Земского Собрания подписывала документы, предъявляемые суду от имени ответчика, т.е. опосредованно участвовала в судебном разбирательтве. Следовательно, могла по своей инициативе вступить в него в качестве третьего лица, а также обжаловать решение суда от собственного имени, но правом этим не воспользовалась.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Осинского районного суда Пермского края от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Земского Собрания Еловского муниципального района Пермского края, Администрации Еловского муниципального района Пермского края без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: