ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-715/2013 от 29.01.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Балакирева А.Ю. Дело № 33-715/2013

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 января 2013 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Параскун Т.И.

судей Дмитриевой О.С., Александровой Л.А.

при секретаре Ф.И.О.4

с участием прокурора Мылицыной Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камне-на-Оби и Каменском районе Алтайского края, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби на решение Каменского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2012 года

по делу по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Ф.И.О.1 к Управлению социальной защиты населения по г. Камень - на - Оби, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби и Каменском районе о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Каменский межрайонный прокурор в интересах Ф.И.О.1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по <адрес>, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, взыскании недополученных сумм.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что Ф.И.О.1 является пенсионером и как инвали<адрес> группы с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на социальную доплату при условии, если общая сумма ее материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума. С ДД.ММ.ГГГГ право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено ежемесячной денежной выплатой. С января 2010 года по май 2011 года Ф.И.О.1 не пользовалась правом на приобретение социального билета. Законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения Ф.И.О.1 с января 2010 года по май 2011 года не имелось. В результате предоставления Управлением социальной защиты населения по <адрес>, Главалтайсоцзащитой в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при начислении общей суммы материального обеспечения инвалида Ф.И.О.1, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Алтайского края общие суммы материального обеспечения Ф.И.О.1 в период с января 2010 года по май 2011 года определялись с учетом денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения, в результате чего Ф.И.О.1 недоначислена за период с января 2010 года по май 2011 года сумма федеральной социальной доплаты в размере <данные изъяты> руб.

Прокурор просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Камень - на - Оби, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида Ф.И.О.1 за период с января 2010 года по май 2011 года, обязать Управление социальной защиты населения по г. Камень - на - Оби, Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского края достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида Ф.И.О.1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2011 года, взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского края в пользу Ф.И.О.1 недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с января 2010 года по май 2011 года в сумме <данные изъяты> руб.

Решением Каменского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2012 года исковые требования Каменского межрайонного прокурора в интересах Ф.И.О.1 удовлетворены.

Признаны действия Управления социальной защиты населения по г. Камень - на - Оби Алтайского края, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведениях о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида Ф.И.О.1 за период с января 2010 года по май 2011 года, незаконными.

Обязано Управление социальной защиты населения по г. Камень - на - Оби Алтайского края, Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского края достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида Ф.И.О.1 с января 2010 года по май 2011 года.

Взысканы с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского края в пользу Ф.И.О.1 недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с января 2010 года по май 2011 года в сумме 804 руб. 51 коп.

В апелляционных жалобах ответчики Главалтайсоцзащита, Управление социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби просят об отмене решения с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска ввиду неправильного применении и толкования материального закона, неправильного установления значимых по делу обстоятельств.

В обоснование доводов жалоб указывают, судом не принято во внимание, что постановлением администрации Алтайского края от 01.11.2008 № 467 «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» установлена мера социальной поддержки инвалидов – право приобретения проездных билетов по льготной цене (со скидкой). Граждане, учтенные в краевом и федеральном регистрах получателей мер социальной поддержки, имеют право на приобретение проездных билетов на всех виды городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильный транспорт в пределах административного района проживания, по льготной цене <данные изъяты> рублей в месяц.

Ф.И.О.1 как инвалид имеет право на меры социальной поддержки, в частности на приобретение проездного билета по льготной цене для проезда всеми видами городского пассажирского транспорта, в установленном законом порядке включена в реестр граждан, имеющих право на получение данной льготы.

Приказами Главалтайсоцзащиты в соответствии с указанным постановлением утверждались на каждый год размеры денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования и автомобильным транспортом пригородного (внутрирайонного) сообщения.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 29.09.2009 № 415 «Об определении органов исполнительной власти Алтайского края, уполномоченных на ведение деятельности в целях установления социальной доплаты к пенсии» Главалтайсоцзащита в период с января 2010 года по май 2011 года ежемесячно предоставляла в учреждение Пенсионного фонда информацию о суммах денежных эквивалентов по оплате проезда в отношении Ф.И.О.1

Согласно п.п. «г» п.12 Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилым помещением и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и международного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 29.09.2009 № 804н, денежные эквиваленты мер социальной поддержки пересматриваются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по заявлению пенсионера, исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год.

Истец с заявлением о пересмотре денежных эквивалентов исходя из фактического объёма социальной поддержки в управление социальной поддержки населения по городу Камень-на-Оби не обращалась.

В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.

В обоснование доводов жалобы указано, что Управление устанавливало и выплачивало Ф.И.О.1 федеральную социальную выплату к пенсии в строгом соответствии с законодательством по данным, предоставляемым Главалтайсоцзащитой. Законодатель предусматривает возможность пересмотра размера денежного эквивалента меры социальной поддержки по заявлению пенсионера исходя из фактически предоставленного объема льгот за прошедший период, однако разница может быть учтена в структуре только будущих платежей, доплаты за прошлое время не предусмотрены. Ф.И.О.5 с таким заявлением не обращалась.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалоб, выслушав прокурора Мылицыну Е.Н., возражавшую против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

В соответствии с положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Ф.И.О.1, как инвалид 3 группы и пенсионер, с 01 января 2010 года имеет право на социальную доплату к пенсии при условии, если общая сумма ее материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума.

В силу п.3 указанной нормы при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. (п.4 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пп. 4 п. 5, 6 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 805н).

Величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае установлена на 2010 год в размере 4619 рублей, на 2011 год в размере - 4770 рублей, на 2012 год в размере 5147 рублей.

С 01 января 2005 года в силу ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Таким образом, законодателем право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено денежным выражением.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 01

ноября 2008 года № 467 «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» с 01 ноября 2008 года для льготной категории граждан введены проездные билеты, дающие право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования.

Таким образом, на территории Алтайского края установлена мера социальной поддержки не в виде бесплатного проезда и не в виде денежной компенсации, а в виде предоставления льготного проездного билета (со скидкой).

Согласно ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в части 3 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 настоящей статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.

В рамках предоставленных полномочий Минздравсоцразвития РФ 29 сентября 2009 года издан Приказ N 804н "Об утверждении Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера".

Указанными Правилами предусмотрено преобразование
меры социальной поддержки, предоставляемой в натуральной форме, по оплате льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, исходя из стоимости месячного проездного билета, выдаваемого льготным категориям граждан субъекта Российской Федерации, или исходя из стоимости среднего количества поездок в месяц, рассчитанных для каждого вида транспорта, с учетом размера предоставляемой меры социальной поддержки (п.8 и 9 Правил).

Другой порядок преобразования меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта не предусмотрен.

Таким образом, исходя из приведенного действующего законодательства определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если мера социальной поддержки установлена действующим законодательством в натуральном виде (бесплатный проезд или выдача бесплатных проездных билетов).

Аналогичная позиция изложена в Разъяснениях Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 "По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат".

Иное толкование случаев определения денежного эквивалента меры социальной поддержки противоречит основам оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в частности пенсионерам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.

Таким образом, при определении права пенсионера на социальную выплату учитываются только получаемые пенсионером денежные выплаты и денежный эквивалент отдельных предоставляемых мер социальной поддержки в натуральной форме. Не может учитываться денежный эквивалент такой меры социальной поддержки, которая не предоставляется пенсионеру в натуре. В противном случае сумма указанного эквивалента при зачете в общую сумму материального обеспечения пенсионера не соответствует его реальному обеспечению, так как фактически пенсионеру льгота в натуре не предоставляется.

Нарушение указанного правила приведет к завышению общей суммы материального обеспечения пенсионера и соответственно к занижению размера социальной доплаты к пенсии.

Судом установлено, что с 01 января 2010 года по май 2011 года Ф.И.О.1 не пользовалась правом на бесплатный проезд, вместе с тем денежный эквивалент меры социальной поддержки – льготного проезда в виде права на приобретение проездного билета со скидкой в нарушение Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме, учитывался при определении суммы материального обеспечения Ф.И.О.1

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень - на - Оби Алтайского края общие суммы материального обеспечения Ф.И.О.1 в период с января 2010 года по май 2011 года определялись, в том числе и исходя из сведений, предоставляемых органом социальной защиты населения о размере денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.

Правильно применив указанные выше нормы права, установив фактические обстоятельства, суд пришёл к выводу о том, что законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения Ф.И.О.1 с января 2010 года по май 2011 года не имелось.

Управлением социальной защиты населения по г.Камень-на-Оби, Главным Управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) представлены в орган пенсионного обеспечения недостоверные сведения о подлежащем учете при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида Ф.И.О.1 денежном эквиваленте по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта с целью установления суммы федеральной социальной доплаты за указанный период.

Таким образом, вывод суда о незаконности перечисленных действий с взысканием недополученной суммы социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> рублей является законным и обоснованным. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

Доводы жалобы ответчиков о недоказанности выводов суда о нарушении прав истицы, о том, что действия ответчиков соответствуют требованиям закона, судебная коллегия во внимание не принимает по вышеизложенным основаниям как несостоятельные, поскольку они направлены на иное толкование и применение материального закона.

Ссылка ответчиков в жалобах на то, что истица была включена в реестр лиц, имеющих право на данную льготу, от которой не отказывалась, о том, что не обращалась за пересмотром денежных эквивалентов, на законность принятого судом решения не влияет, поскольку по делу достоверно установлено, что данной льготой в натуральной форме истица не пользовалась, о чём ответчикам было известно, однако в пенсионные органы представлялись сведения как о фактическом пользователе указанной льготы.

Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.6 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч.3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов пенсионером не требуется. Согласно п.9 этой же статьи денежные эквиваленты мер социальной поддержки доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Таким образом, довод ответчиков о непредставлении истцом заявления том, что он не пользуется льготой, довод, что денежный эквивалент рассчитывается и учитывается независимо от того, предоставлена ли реальная льгота, признаются судебной коллегией несостоятельными как противоречащие действующему законодательству.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционные жалобы ответчиков Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камне-на-Оби и Каменском районе Алтайского края, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби на решение Каменского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: