ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7169/2021 от 30.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Бородина М.В. Дело № 33-7169/2021

УИД: 76RS0008-01-2021-001463-62

изготовлено 30.11.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.

при секретаре Тавровой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

25 ноября 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации г.Переславля-Залесского на решение Переславского районного суда Ярославской области от 13 июля 2021 года, которым постановлено:

исковые требования удовлетворить.

Обязать МДОУ «Рязанцевский детский сад», Управление образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский, администрацию г.о. г. Переславль-Залесский в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации помещения прачечной детского сада по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., возражения прокурора Бутиной М.В. по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Переславский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Рязанцевский детский сад», Управлению образования администрации г.Переславля-Залесского, администрации г.Переславля-Залесского о возложении на ответчиков обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещение прачечной детского сада по адресу: <адрес>.

Требование мотивировано тем, что Переславской межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации ОНД и ПР по Переславскому району о нарушении требований пожарной безопасности в деятельности МДОУ «Рязанцевский детский сад». В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании детского сада, расположенном по адресу: <адрес>. Предписания прокурора об устранении нарушений МДОУ «Рязанцевский детский сад» не исполнены. В деятельности МДОУ «Рязанцевский детский сад» до настоящего времени не устранены нарушения требований закона в области обеспечения пожарной безопасности и противодействия терроризму. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности и их длительное (более 2 лет) неисполнение создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об изменении решения суда путем исключения из резолютивной части решения указание на возложение обязанности по оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации помещения прачечной детского сада на Управление образования администрации г.Переславля-Залесского. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Прокурор Бутина М.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные, участвующие по делу лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены или изменения решения.

С постановленным судом решением об удовлетворении исковых требований прокурора и приведенными мотивами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Представленным доказательствам судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ и оснований для их иной оценки у судебной коллегии не имеется. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Факт необходимости оборудования помещения прачечной детского сада автоматической установкой пожарной сигнализации никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривался.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Управление образования администрации городского округа г.Переславль-Залесский является ненадлежащим ответчиком, поскольку не уполномочено выделять бюджетные средства, заключать договоры на выполнение работ, возложенные судом обязанности не входят в круг полномочий апеллянта и повлекут для него негативные последствия в связи с невозможностью исполнения решения суда.

Указанные доводы апеллянта судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ).

В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения городского округа в силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению муниципальных учреждений (пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6).

В соответствии с Уставом города Переславля-Залесского, утвержденного решением городской Думы от 23.06.2005 №49, администрация города Переславля-Залесского обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: выполняет функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункты 3, 55 части 1 статьи 43).

Из Устава МДОУ «Рязанцевский детский сад» следует, что детский сад является бюджетным учреждением. Собственником учреждения является муниципальное образование городской округ город Переславль-Залесский. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация городского округа г.Переславля-Залесского в лице Управления образования администрации г.Переславля- Залесского (п.1.3-1.8 Устава).

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Согласно решению Переславль-Залесской городской Думы от 10.12.2020 №117 «О переименовании и утверждении Положения об Управлении образования администрации города Переславля-Залесского» Управление образования администрации города Переславля-Залесского является отраслевым (функциональным) органом администрации города Переславля-Залесского, осуществляющим на территории городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области полномочия администрации города Переславля-Залесского в сфере образования. Управление входит в структуру администрации города Переславля-Залесского (п.1.1 Положения). Управление образования администрации города Переславля-Залесского реализует отдельные полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных учреждений в установленном порядке; выступает от имени муниципального образования городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области учредителем подведомственных муниципальных учреждений (п.2.2.4 Положения); обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий путем предоставления субсидий, выделенных из бюджета городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, подведомственным муниципальным образовательным организациям на выполнение муниципального задания либо на иные цели (п.2.2.29 Положения).

Таким образом, поскольку правоотношения Управления образования, образовательного учреждения и администрации в части реализации правомочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом и обеспечению финансирования являются взаимосвязанными, суд возложил обязанность по оборудованию помещения прачечной детского сада автоматической установкой пожарной сигнализации на образовательное учреждение, администрацию городского округа г.Переславля-Залесского и Управление образования.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам, а доводы жалобы Управления образования о наличии оснований для исключения его из числа ответчиков несостоятельными.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному решению, судом не допущено.

По изложенным мотивам судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по имеющимся доводам жалобы и оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Переславского районного суда Ярославской области от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации г.Переславля-Залесского – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи