ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7176/2015 от 13.05.2015 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Недокушева (Рябых) О.А. Дело № 33-7176/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 13 мая 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В., Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Безумовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Думе муниципального образования г. Ирбит о признании незаконным решения Думы муниципального образования г. Ирбит от ...№..., возложении обязанности на председателя Думы муниципального образования г. Ирбит расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Ирбит Х., признании незаконным решения Думы муниципального образования г. Ирбит от ...№...,

по апелляционному представлению помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А. на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 12.03.2015.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, пояснения представителя ответчика ФИО1 (председатель Думы МО г. Ирбит, действует на основании решения Думы МО г.Ирбит от ... №...№...), возражавшего относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ирбитский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Думе МО г. Ирбит о признании незаконным решения Думы МО г. Ирбит от ... №... «О назначении председателем Контрольно-счетной палаты Муниципального образования город Ирбит Х.», возложении обязанности на председателя Думы МО г. Ирбит расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит Х., признании незаконным решения Думы МО г. Ирбит от ... №... «О протесте прокурора на решение Думы №... от ... о назначении председателя Контрольно-счетной палаты Муниципального образования город Ирбит».

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной прокурором проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции установлено, что решением Думы МО г. Ирбит от ... №... на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит назначена Х. Полагает данное решение незаконным, поскольку Х. не отвечает квалификационным требованиям, установленным п. 4 ст. 8 Областного закона от 29.10.2007 № 136 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» и п. 3.1 «Положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления МО город Ирбит», утвержденного решением Думы МО г. Ирбит от ... №...№..., для замещения высших должностей муниципальной службы, а именно, на момент принятия указанного решения Х. не имела необходимого стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности. По результатам проведенной проверки прокурором 16.07.2014 был принесен протест, который рассмотрен на заседании Думы МО г. Ирбит и решением Думы от ... №... оставлен без удовлетворения.

Представитель ответчика ФИО1 иск не признал, настаивал на том, что решение Думы МО г. Ирбит от ... №... принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав жителей МО г. Ирбит. Указал, что квалификационные требования для замещения должности председателя Контрольно-счетной палаты установлены п. 6.2 «Положения о Контрольно-счетной палате МО г. Ирбит», утвержденного решением от ... №... Думы МО г. Ирбит. Данное решение принято в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающей квалификационные требования для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования. Х. указанным квалификационным требованиям соответствует, поскольку имеет высшее образование и стаж работы в области экономики более 10 лет, в том числе, более 7 лет на руководящих должностях.

Третье лицо Х. возражала против удовлетворения иска, указывала на соответствие уровня своего образования и стажа работы необходимым квалификационным требованиям.

Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 12.03.2015 исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении иска Ирбитского межрайонного прокурора. Апеллянт полагает, что судом при разрешении дела не учтены положения Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», устанавливающего дополнительные (к тем, что установлены ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ) квалификационные требования для замещения высших должностей муниципальной службы, а именно – требования к стажу муниципальной (государственной) службы и стажу работы по специальности. Кроме того, по мнению прокурора, суд первой инстанции, обосновывая свои выводы, руководствовался Положением о Контрольно-счетной палате МО город Ирбит, утвержденным решением Думы МО г. Ирбит от ... №..., которое не может быть применено к спорным отношениям, поскольку не было опубликовано в установленном законом порядке.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО1 и третье лицо Х. полагают решение суда первой инстанции законным и просят оставить его без изменения.

В заседание судебной коллегии не явилась третье лицо Х., которая о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещена надлежащим образом телефонограммой от ....

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение третьего лица и отсутствие сведений о причинах ее неявки, а также отсутствие у участников по делу ходатайств, препятствующих апелляционному рассмотрению дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора и возражений на него, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Думы МО г. Ирбит от ... №... Х. назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО город Ирбит (л.д. 9). ... с Х. заключен трудовой договор (л.д. 37-39).

Решением Думы МО г. Ирбит от ... №... отклонен протест Ирбитского межрайонного прокурора от 16.07.2014, в котором прокурор требовал отменить решение Думы МО г. Ирбит о назначении Х. на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит и расторгнуть заключенный с ней трудовой договор (л.д. 14).

Отказывая в удовлетворении искового заявления Ирбитского межрайонного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Х. соответствует квалификационным требованиям для замещения должности председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит.

Судебная коллегия считает такой вывод суда правильным, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы урегулированы Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (далее по тексту Закон № 25-ФЗ от 02.03.2007).

В силу ст. 4 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.

В статье 9 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом часть 2 указанной нормы предусматривает, что квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

На территории Свердловской области таким нормативным актом является Закон Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» (далее по тексту Закон № 136-ОЗ от 29.10.2007).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 136-ОЗ от 29.10.2007 квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и(или) государственной службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются для замещения должностей муниципальной службы муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются пунктами 2-5 настоящей статьи в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы, за исключением отдельных должностей муниципальной службы, квалификационные требования для замещения которых устанавливаются федеральными законами и(или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким исключением являются должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, квалификационные требования для замещения которых установлены ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту Закон № 6-ФЗ от 07.02.2011). При этом п. 3 ст. 5 названного Закона установлено, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 7 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта РФ и контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При этом законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для указанных должностных лиц могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы (п.3).

Квалификационные требования для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа Свердловской области установлены статьями 5-7 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области». Статьей 19 названного Закона установлено, что должности председателя, заместителя председателя, аудиторов и инспекторов контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, относятся к должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Квалификационные требования для замещения должности председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит на момент принятия решения о назначении Х. на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит были установлены п.6.2 «Положения о Контрольно-счетной палате МО г. Ирбит», утвержденного решением Думы МО г. Ирбит от ... №... В соответствии с указанным пунктом Положения на должность председателя Контрольно-счетной палаты назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и(или) государственной службы не менее шести лет либо стаж работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее семи лет, либо высшее профессиональное образование и исполнение полномочий не менее одного срока, установленного Уставом МО г. Ирбит, на постоянной или непостоянной основе лица, замещающего муниципальную должность и наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и(или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Анализ приведенных выше нормативных положений свидетельствует о том, что порядок замещения должности председателя контрольно-счетного органа (включая установление квалификационных требований для замещения указанной должности) имеет специальное правовое регулирование. В этой связи правильным является вывод суда о том, что квалификационные требования к замещению должности председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит, которая в соответствии с п. 1 параграфа 3-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований» относится к высшим должностям муниципальной службы, должны определяться не п. 4 ст. 8 Закона № 136-ОЗ от 29.10.2007, устанавливающим типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы и являющимся нормой общего правового регулирования, а специальными правовыми нормами, которыми являются ст. 7 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 и принятое в соответствии с ней решение Думы МО г. Ирбит от ... №... «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате МО г. Ирбит».

Как следует из материалов дела, на момент назначения на должность председателя контрольно-счетной палаты Х. имела высшее образование по специальности «Юриспруденция», что подтверждается дипломом серии №..., выданным ... ... на основании решения государственной аттестационной комиссии от ... (л.д. 48).

Согласно записям в трудовой книжке истца, последняя ... получила диплом ... по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», в период с ... по ... Х. работала в колхозе ...: была принята на должность экономиста, ... переведена на должность начальника отдела кадров, ... переведена на должность экономиста, ... назначена главным экономистом; в период с ... по ... Х. работала у ИП ... в должности экономиста-юриста; ... Х. была принята на муниципальную службу в администрацию МО город Ирбит, где работала до назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО город Ирбит на различных должностях (ведущим специалистом в отделе городского коммунального хозяйства, главным специалистом в отделе экономики, с ... - начальником отдела экономики) (л.д. 46, 47).

Таким образом, поскольку Х., имея на момент назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит высшее профессиональное образование и стаж работы в области экономики и юриспруденции более 10 лет, в полной мере соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством для замещения указанной должности муниципальной службы, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Ирбитского межрайонного прокурора является законным и обоснованным.

Доводы апелляционного представления прокурора о несогласии с выводом суда о том, что п. 4 ст. 8 Закона № 136-ОЗ от 29.10.2007 не распространяется на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, направлены на иное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, однако предложенное апеллянтом толкование закона судебная коллегия находит ошибочным.

Так, по мнению прокурора, дополнительные требования к образованию и опыту работы, которые в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 могут устанавливаться для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов муниципальных образований, как раз и устанавливаются в п. 4 ст. 8 Закона № 136-ОЗ от 29.10.2007, определяющим квалификационные требования для замещения высших должностей муниципальной службы на территории Свердловской области.

С таким выводом прокурора судебная коллегия согласиться не может, поскольку, во-первых, п. 1 ст. 8 Закона № 136-ОЗ от 29.10.2007 прямо предусматривает исключение из области действия данного Закона должностей муниципальной службы, квалификационные требования для замещения которых устанавливаются федеральными законами, а во-вторых, п. 3 ст. 7 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 предусматривает возможность установления на уровне субъекта РФ и муниципального образования дополнительных требований к образованию и опыту работы для замещения должностей именно председателя, заместителя и аудиторов контрольно-счетного органа. П. 4 ст. 8 Закона № 136-ОЗ каких-либо дополнительных требований к образованию и опыту работы для замещения именно перечисленных выше должностей муниципальной службы не устанавливает.

Кроме того, исходя из буквального толкования п. 3 ст. 7 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 следует, что установление дополнительных требований к образованию и опыту работы для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта РФ относится к компетенции субъекта РФ, а установление таких дополнительных требований для замещения аналогичных должностей контрольно-счетного органа муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Правильность указанного толкования п. 3 ст. 7 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 подтверждается тем, что Законом Свердловской области от 12.07.2011№ 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» установлены квалификационные требования для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа Свердловской области и не установлено таких требований для замещения аналогичных должностей контрольно-счетного органа муниципального образования.

Доводы апелляционного представления о том, что неприменение судом при разрешении спора п. 4 ст. 8 Закона № 136-ОЗ от 29.10.2007 приводит к необоснованному смягчению требований к кандидатам на должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования и вступает в противоречие с принципом единства основных требований к муниципальной службе, закрепленным в п. 7 ст. 4 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007, судебная коллегия не может быть признать состоятельными.

Урегулирование требований к кандидатам на должность председателя контрольно-счетного органа федеральным законом, т.е. правовым актом более высокого уровня по отношению к закону субъекта Российской Федерации, не может расцениваться как нарушение принципа единства основных требований к муниципальной службе.

Не свидетельствует о наличии оснований к отмене обжалуемого решения суда и довод апелляционного представления о невозможности применения к спорным правоотношениям «Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Ирбит», утвержденного решением Думы МО город Ирбит от ..., ввиду несоблюдения порядка его официального опубликования.

Указанный довод являлся одним из оснований процессуальной позиции истца в суде первой инстанции, проверялся судом и был обоснованно отклонен с изложением в решении соответствующих мотивов, не соглашаться с которыми судебная коллегия оснований не находит.

Отклоняя указанный довод, суд правильно сослался на ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Устава МО город Ирбит в редакции, действовавшей на момент принятия Думой МО г. Ирбит решения от ... №..., муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Ч. 2 ст. 47 Устава МО город Ирбит установлено, что формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть «Интернет») и другие способы (формы) обнародования муниципальных правовых актов с целью своевременного и полного ознакомления с ними максимального количества жителей МО город Ирбит.

Материалами дела подтверждено и истцом не опровергнуто, что решение Думы МО город Ирбит от ... №... «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Ирбит» обнародовано в средствах массовой информации -сети «Интернет» на официальном сайте администрации МО город Ирбит ..., что подтверждается информационной справкой Главы МО город Ирбит ... (л.д. 191), а также распечаткой с сайта администрации МО город Ирбит (л.д. 195-198).

При таком положении, поскольку населению МО г. Ирбит была обеспечена возможность ознакомления с содержанием указанного муниципального правового акта, порядок его опубликования не может быть признан нарушенным.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что указанный довод апелляционного представления правового значения для оценки законности и обоснованности обжалуемого решения суда не имеет, поскольку решение Думы МО город Ирбит от ... №... «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Ирбит» на момент рассмотрения дела судом первой инстанции утратило силу в связи с принятием Думой МО г. Ирбит решения от ... №..., которым утверждено новое «Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Ирбит» (л.д. 150-164, 193).

Решение Думы МО г. Ирбит от ... №... опубликовано ... в официальном источнике СМИ, предусмотренном ч. 1 ст. 47 Устава МО г. Ирбит, - Ирбитской общественно-политической газете «Восход». При этом содержание п. 6.2 нового Положения, предусматривающего квалификационные требования для замещения должности председателя Контрольно-счетной палаты МО г. Ирбит, аналогично содержанию п. 6.2 прежнего Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Ирбит, действовавшего на момент назначения на указанную должность Х.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционное представление прокурора не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 12.03.2015 оставить без изменения, апелляционное представление помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Кокшаров Е.В.

Редозубова Т.Л.