Судья: Лазарева М.И. Дело № 33-7177/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2015 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Чеботаревой М.В.,
судей: Водяной В.Ю., Усенко Н.В.,
при секретаре Тукусер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко Н.В. дело по апелляционной жалобе руководителя филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 20 февраля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» в лице филиала № 1 (далее –ФКУ Минобороны) обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала №1 ФКУ Минобороны НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, сославшись на то что, Межрегиональным управлением контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу (далее - МУ КФИ по ЮВО) проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ Минобороны, по результатам которой составлен вышеуказанный акт. Не согласившись с выводами проверки, полагая, что в оспариваемом акте с учетом протокола рассмотрения возражений содержатся обязательные к исполнению ФКУ Минобороны властные предписания, влекущие правовые последствия в виде незаконного возложения на заявителя обязанностей, изложенных в разделе акта «Предложения», заявитель просил суд признать действия по включению в акт некоторых нарушений незаконными и обязать начальника МУ КФИ ЮВО внести в акт контрольных мероприятий финансово- экономической и хозяйственной деятельности филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА следующие изменения: а) пункт 1 раздела акта «Предложения» изложить в следующей редакции: «1. В срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выявленные настоящими контрольными мероприятиями в филиале № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» нарушения с денежными средствами объявить приказом по филиалу № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» и на основании приказа занести их в книгу учета недостач филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области», а также довести до командиров воинских частей, начальников учреждении и организации о взятии на учет и занесении в книги учета недостач недостачи материальных ценностей, выявленные непосредственно в обслуживаемых филиалом №1 воинских частях», б) исключить из описательной части акта: абзацы 8-10 на стр.4, абзацы 1-2 на стр.5, абзацы 7-9 на стр.5, абзац 1 на стр.6, абзацы 5-10 на стр. 9, абзацы 5-6 на стр.6 абзацы 7-9 на стр. 6, абзацы 1-2 на стр. 7; абзацы 4- 6 на стр.7, абзац 1. на абзацы 2, 3 на стр. 8; абзацы 6-9 на стр. 8, абзацы 14 на стр. 9; абзац 11 на стр. 9, абзац 1, на стр. 10; абзац 10 на стр. 10, абзацы 1-8 на стр. 11; абзацы 3-6 на стр. 13; абзацы 6-11 на стр. 14, абзацы 1-4 на стр. 15; абзац 8 на стр. 15, абзацы 1, 2 на стр. 17; абзацы 3-5 на стр. 16; абзац 5 на стр. 17; из раздела «Выводы»: абзац 10 на стр. 20 - «нарушения правил ведения бюджетного учета на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА коп.»; абзац 7 стр. 20 - «неучтенные утраты материальных средств, числящихся за воинскими частями, учреждениями и организациями, состоявшими на финансовом обеспечении в Филиале № 1, на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА коп.»; из раздела «Предложения»: из п.2 слова «утвержденные им годовые фонды оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и организаций, состоявших в Филиале № 1 на финансовом обеспечении, на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, а также п.3, п.6; из справки о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными средствами войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (Приложение № 2 к акту): сумму нарушений в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА тыс. руб. - по строке 5 Раздела III «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого нарушений в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности» из граф 4, 5 и по строке «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отсутствие одного или нескольких регистров, ведение которых установлено соответствующим нормативным документом» из граф 4, 5; сумму нарушений в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА тыс. руб. - по строке 4 Раздела III « ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Итого упущенной выгоды (неполученных доходов) от реализации использования в интересах сторонних организации военного имущества и оказания им услуг» граф 4, 6, а также по строке 4 Раздела III «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Непредъявленные и невзысканные, предусмотренные контрактами (договорами) штрафные санкции и иски за нарушение договорных обязательств» из граф 4, 6; из справки о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными средствами Филиала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (Приложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к акту): сумму нарушений в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб - по строке -3: раздела III «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого просроченной по обязательствам, в том числе неучтенной задолженности сторонних организации за отпущенные им материальные ценности и оплаченные им, но не полученные материальные средства и оказанные услуги, в том числе платным потребителям» » из граф 4, 6; сумму нарушений в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. - по строке 8 -«НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого утрат и других нарушений с материальными ценностями (с учетом неучтенных ранее)» из граф 4, 6, а также по строке 8 «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Утраты и другие нарушения с материальными ценностями, выявленные ранее проведенными ревизиями, проверками, инвентаризациями, но не учтенные в установленном периоде» из граф 4, 6; в) уменьшить общую сумму нарушений на сумму: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. в разделе «Выводы», абзац 2 «переплаты и неположенные выплаты денежного, довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу»; в разделе «Предложения», абзац 1 пункта 4 «по переплате заработной платы гражданскому персоналу»; в справке о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными средствами (Приложение №2 к акту), по строке 4 « НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого переплат и неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы из граф 4,6, а также по строке 4 «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Сумма денежных средств, выплаченная сверх причитающихся сумм денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, премий, пособий, компенсаций и других выплат (кроме выплат, отнесенных к незаконным расходам) из граф 4,6; ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. в разделе «Выводы», абзац 2 «переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу»; в разделе «Предложения», абзац 1 пункта 4 «по переплате заработной плате персоналу»; в Справке о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными ценностями (Приложение №2 к акту) по строке 4 «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого переплат и неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы» из граф 4,6, а также по строке 4 «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Сумма денежных средств, выплаченная сверх причитающихся сумм денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, премий, пособий, компенсаций и других выплат (кроме выплат, отнесенных к незаконным расходам) из граф 4,6; ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб: в разделе «Выводы» абзац 2 «переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу»; в разделе «Предложения», абзац 1 пункта 4 «по переплате заработной платы гражданскому персоналу»; в справке о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными средствами (Приложение №2 к акту) по строке 4 «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого переплат и неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы» из граф 4,6, а также по строке 4 « НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Сумма денежных средств, выплаченная сверх причитающихся сумм денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, премий, пособий, компенсаций и других выплат ( кроме выплат, отнесенных к незаконным расходам ) из граф 4,6; ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб: в разделе «Выводы» абзац 2 «переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу»; в Справке о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными средствами (Приложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к акту), по строке 4 «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Итого переплат и неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы» из граф 4,6, а также по строке 4 « НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Сумма денежных средств, выплаченная сверх причитающихся сумм денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, премий, пособий, компенсаций и других выплат (кроме выплат, отнесенных к незаконным расходам) из граф 4,6. Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 20.02.2015 года заявление оставлено без удовлетворения. В апелляционной жалобе руководитель филиала №1 ФКУ Минобороны ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного при неправильном определении юридически значимых обстоятельств, нарушении норм материального права, выразившихся в их неправильном толковании, а также недоказанности выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт считает неправильным вывод суда относительно того, что внутренние совместители не должны включаться при определении фактической численности работников, так как, по мнению автора жалобы, фактическая численность работников должна определяться по количеству замещенных должностей согласно штатному расписанию. А поскольку выплаты премий работникам-совместителям произведены в пределах объемов бюджетных средств, выделенных воинским частям и учреждениям, состоящим на финансовом обеспечении в филиале №1 ФКУ Минобороны, выводы проверки о нанесении ущерба государству являются необоснованными и не подлежали включению в акт проверки. Автор жалобы указывает на то, что предоставление дополнительного отпуска работникам филиала №1 ФКУ Минобороны производилось в соответствии с Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работника с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 года №884 с учетом условий коллективного договора учреждения и трудовых договоров работников, в которых была предусмотрена конкретная продолжительность дополнительного трудового отпуска. Следовательно, указание в акте на нарушение вышеуказанных правил относительно дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, является незаконным. Апеллянт обращает внимание и на отсутствие у него правовых оснований для лишения работников, работавших в ночное время, денежной компенсации, вследствие чего считает, что привлечение руководителем филиала №1 ФКУ Минобороны сотрудников филиала к работе в ночное время и в выходные дни с последующей дополнительной оплатой правомерно и незаконно расценено в акте в качестве действий, причинивших ущерб государству. Заявитель указывает также, что дополнительное материальное стимулирование работника ФИО6 во ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года и в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года нельзя было причислять к нарушениям п.11 Приказа Минобороны Российской Федерации от 26.07.2010 года №1010, так как приказ руководителя филиала от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о наложении на указанного сотрудника дисциплинарного взыскания в виде замечания был издан с нарушением трудового законодательства, следовательно, не должен был иметь правовых последствий, а потому включение данного факта в акт в качестве нарушения также является незаконным. Автор жалобы считает также, что судом вообще не исследовались обстоятельства относительно незаконного включения в акт сведений о нарушении проверяемым учреждением п. 37 Порядка проведения инвентаризаций имущества в Вооруженных силах Российской Федерации, введенного в действие Приказом Министерства обороны Российской Федерации 2010 года №1365. Не согласен апеллянт и с выводами суда о том, что оспариваемый акт имеет рекомендательный характер, а, следовательно, не может нарушать законных прав и интересов заявителя. Представители ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» ФИО1, ФИО2, ФИО3 в заседание суда апелляционной инстанции явились, просили решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы. Дополнительно пояснили, что обращение в суд мотивировано опасением возможного привлечения должностных лиц Филиала № 1 ФКУ УФО МО РФ по Астраханской области к дисциплинарной, административной и, возможно, уголовной ответственности на основании оспариваемого акта. Представители Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в заседание суда апелляционной инстанции явились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам, установленным ст. 3271 ГПК Российской Федерации, приходит к следующему. Право граждан на обжалование в суде неправомерных действий (бездействия) должностных лиц установлено ст. 46 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. 254 ГПК Российской Федерации. По смыслу положений ст. 255, 258 ГПК Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к незаконным относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций, а также властные волеизъявления тех же субъектов, не облеченные в форму решения, повлекшие нарушение прав и свобод гражданина и организации. При этом незаконными могут быть признаны только такие действия (бездействие), которые одновременно не соответствуют закону и нарушают права заинтересованного лица. Конституция Российской Федерации (ч.1ст.45,46), гарантируя гражданам Российской Федерации государственную защиту прав и свобод человека, вместе с тем непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права, равно как и не предполагает возможности произвольного избрания гражданином способа и процедуры судебного оспаривания. Действующее законодательство определяет способы защиты законных прав и интересов лиц (ст.12 ГК Российской Федерации, гл.23-25 ГПК Российской Федерации, Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» и др.) и не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права, однако при наличии оснований считать свое право нарушенным лицу необходимо избрать надлежащий способ судебной защиты, который, в случае удовлетворения судом требований, приведет к восстановлению нарушенного права. Постановляя решение, суд пришел к выводу о том, что проверка финансово-экономической деятельности Филиала ФКУ Минобороны произведена в соответствии с планом контрольных мероприятий на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год и приказом начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Минобороны Российской Федерации по Южному военному округу от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и в пределах полномочий МУ КФИ по ЮВО. Оценивая доводы заявителя, суд наряду с иным пришел к выводу о том, что оспариваемый акт не носит обязательного характера, а потому законных прав и интересов заявителя нарушать не может. С таким выводом районного суда надлежит согласиться. Как установлено районным судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Межрегиональным управлением контрольно-финансовой инспекции МУ КФИ по ЮВО проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ Минобороны, по результатам которой составлен акт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о выявлении в войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН переплат и неположенных выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, неучтенных утрат материальных ценностей, числящихся за воинскими частями, учреждениями и организациями, состоящими на финансовом обеспечении проверяемого учреждения, нарушений правил ведения бухгалтерского учета, недостач и незаконного списания материальных средств в войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН неизысканные штрафы, просроченную дебиторскую задолженность, излишки материальных средств, а также отсутствие учета материальных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств. По результатам проверки ФКУ Минобороны предложено в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выявленные настоящим контрольным мероприятием нарушения с денежными и материальными средствами объявить приказом по филиалу №1 ФКУ МО РФ по Астраханской области и на основании приказа занести их в книгу учета недостач филиала №1 с доведением до командиров воинских частей, начальников учреждений и организаций, в которых выявлены нарушения. В срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истребовать установленным порядком от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета ФКУ МО РФ по Астраханской области утвержденные им годовые фонды оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и организаций, состоявших в филиале №1 на финансовом обеспечении на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, а также выписку из утвержденного вышестоящим распорядителем бюджетных средств годового фонда оплаты труда гражданского персонала ФКУ МО РФ по Астраханской области на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год в части, касающейся филиала №1. В срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установленным порядком разработать и утвердить перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющим право на дополнительный отпуск с обязательным определением конкретной продолжительности дополнительного отпуска по соответствующим должностям. В срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обеспечить принятие решений по всем выявленным настоящими контрольными мероприятиями нарушениям с денежными и материальными средствами. В срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА начальнику филиала №1 довести установленным порядком до командиров воинских частей и начальников учреждений и организаций, состоящих у него на финансовом обеспечении, суммы непринятых решений по каждой воинской части в отдельности на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб и проконтролировать мероприятия по принятию установленным порядком ими решений, в том числе по денежным средствам в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по вещевой службе – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по продовольствию, технике и имуществу продовольственной службы -ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по инженерной службе – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по топливу, мебели, технике и имуществу КЭС в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по ГСМ, технике и имуществу службы горючего -ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по технике и имуществу службы РАВ – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по службе ракетного вооружения – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по службе авиационного вооружения -ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по службе автомобильной техники и имуществу – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по имуществу и технике связи - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, по имуществу и техническим средствам медицинской службы – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. В срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истребовать установленным порядком документы о подтверждении фактов получения переданного сторонним организациям продовольствия на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. Донесение о выполнении предложений, внесенных в акт контрольных мероприятий, представить начальнику МУ КФИ по ЮВО до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года. Одновременно с донесением представить копии документов, подтверждающих выполнение внесенных предложений, а также копии платежных поручений перечисленных сумм выявленного ущерба в доход федерального бюджета и выписки из книг учета недостач. Анализ вышеуказанных предложений акта приводит к выводу о том, что они не носят императивного характера, то есть не содержат обязательных предписаний или распоряжений, влекущих юридические последствия для должностных или иных лиц. По своей природе акт контрольных мероприятий проверки хозяйственной деятельности носит информационный характер, которым фиксируются выявленные специалистами КФИ нарушения и вносятся предложения по их устранению. В случае привлечения должностных лиц к какой бы то ни было ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) оспариваемый акт подлежит оценке по правилам, предусмотренным положениями гл. 6 ГПК Российской Федерации, гл.10 УПК Российской Федерации, гл.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках возбужденных производств по гражданскому, уголовному- либо делу об административном правонарушении и не может быть предметом самостоятельного разбирательства по правилам, предусмотренным гл. 25 ГПК Российской Федерации. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при избранном заявителем способе защиты права его доводы о несогласии с выводами районного суда о допущенных учреждением нарушениях финансовой экономической дисциплины, изложенных в оспариваемом акте, правого значения по делу не имеют, вследствие чего решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит. Иных оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта ( ч.4 ст. 330 ГПК Российской Федерации) по делу не усматривается. Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
материальные ценности и оплаченные