ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-717/2018 от 13.03.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Макарова К.М. Дело № 33-717/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,

при секретаре Будяковой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска, Департементу Смоленской области по образованию и науке, МБДОУ <данные изъяты>» об обязании произвести выплату денежной компенсации,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 06 декабря 2017 года.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истицы ФИО1, представителя ответчика – Управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска ФИО2, представителя ответчика – МБДОУ <данные изъяты>» ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска о возврате денежных средств на счет материнского (семейного) капитала, подлежащих возврату в качестве компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

С учетом характера заявленных требований к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент Смоленской области по образованию и науке, МБДОУ <данные изъяты>», и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г.Смоленска.

Уточнив требования, истица просила обязать ответчиков Управление образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска, Департамент Смоленской области по образованию и науке, МБДОУ <данные изъяты>» возместить ей денежные средства в сумме 20199 рублей 60 копеек, подлежащие возврату в качестве компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении за период с февраля 2016г. по май 2017 года.

В обоснование своих требований истица указала, что является получателем компенсации платы, взимаемой с родителей, за присмотр и уход за ребенком в дошкольном образовательном учреждении в размере 50%, в период с февраля 2016г. по май 2017г. ею была внесена плата за содержание в полном объеме за счет средств материнского (семейного) капитала, однако Управлением образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска ей незаконно не была выплачена компенсация в размере 50% от внесенных денежных средств.

Истица ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке ФИО4 исковые требования не признал, сославшись на доводы указанные в письменных возражениях. Пояснил, что права истца действиями Департамента не нарушены, поскольку полномочия по выплате компенсации родительской платы относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Представитель ответчика МБДОУ №<данные изъяты>» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что по условиям заключенного договора истицей вносилась плата за содержание ребенка в детском саду за счет средств материнского капитала в полном объеме.

Ответчик Управление образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания дела извещен. В письменных возражениях указало на незаконность исковых требований, поскольку направленные на оплату содержания ребенка в детском саду средства материнского (семейного) капитала не подлежат компенсации.

Представитель третьего лица ГУ-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г.Смоленска ФИО5 в судебном заседании считала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку направленные на оплату содержания ребенка в детском саду средства материнского (семейного) капитала не подлежат компенсации.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 06.12.2017г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как необоснованное, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права. Указывает, что расчет оплаты за детский сад был произведен без средств, подлежащих возврату в качестве компенсации родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.5 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть меньше двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст.3 Закона Смоленской области от 31.10.2013г. №122-з «Об образовании в Смоленской области» Администрация Смоленской области устанавливает порядок обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Смоленской области, и порядок ее выплаты.

Постановлением Администрации Смоленской области от 02.12.2013г. №993 утвержден Порядок обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Смоленской области, и ее выплаты.

Согласно п.2 Порядка право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, находящейся на территории Смоленской области, при условии признания семьи малоимущей.

В силу ч.3 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распорядиться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе по направлению получения образования ребенком (детьми).

По правилам ч.2 ст.11 Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. №926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов.

В силу п.8.1 Правил средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Согласно совместным разъяснениям Пенсионного фонда и Минобрнауки РФ, изложенных в Письме ПФР №ЛЧ-28-24/843, Минобрнауки РФ №МД-36/03 от 27.01.2012г. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г. №926», если лицо, получившее сертификат, принимает решение направить средства МСК на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, то в договоре рекомендуется также указывать: расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, включающей в себя сумму средств, подлежащих возврату в качестве компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, с указанием суммы средств для направления органами Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении; срок (сроки) направления средств (ежемесячно, ежеквартально, одной суммой за учебный год); возможность учета при последующих платежах сумм образовавшихся в конце учебного года в результате превышения перечисленных по договору сумм над фактическими расходами за содержание ребенка в образовательном учреждении (при условии использования образовательным учреждением расчета платы размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка, учитывающего его фактическое пребывание в образовательном учреждении); возможность возврата образовательным учреждением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации неиспользованных средств в случае расторжения договора по причинам, указанным в пункте 12 Правил, или истечения срока действия договора.

Согласно п.3 ч.9 Правил №926, в случае внесения в договор об оказании платных образовательных услуг, и (или) договор найма жилого помещения в общежитии, и (или) договор между образовательной организацией и лицом, получившим сертификат, включающий в себя расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в образовательной организации, изменений, касающихся размеров платы и сроков перечисления средств, лицо, получившее сертификат, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением об уточнении размера и (или) сроков направления средств на оплату оказываемых образовательной организацией платных образовательных услуг, и (или) на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, и (или) на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, к которому прилагается дополнительное соглашение к соответствующему договору.

Согласно п.4 Порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Смоленской области, и ее выплаты, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 02.12.2013г. №993, для получения компенсации родитель (законный представитель) представляет в образовательную организацию в том числе копию банковского лицевого счета на имя родителя (законного представителя), на который будет зачисляться компенсация.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 имеет двоих детей: Часовая Елизавета, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.18,19).

Истица является получателем компенсации платы, взимаемой с родителей, за присмотр и уход за ребенком ФИО7 в дошкольном образовательном учреждении в размере 50%.

13.01.2016г. между ФИО1 и МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>» был заключен договор, в котором установлен порядок оплаты за содержание ребенка Часового Андрея за счет средств материнского (семейного) капитала за период с 01.02.2016г. по 01.05.2017г. в сумме 40399 руб.20 коп. (л.д.5-7).

Указанный выше договор не содержит условия о внесении части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении для получения компенсации, сумма платы за содержание рассчитана исходя из стоимости одного дня содержания и на период с 01.02.2016г. по 01.05.2017г. в размере 40399 руб.20 копеек.

Судом также установлено, что ФИО1 не вносилась плата за содержание ребенка в МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>» за счет собственных средств. Указанная плата была произведена ФИО1 за счет средств материнского (семейного) капитала в полном объеме в сумме 40399 руб.20 коп. на основании заявления ФИО1 от 10.02.2017г. (л.д.93-94).

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 о распоряжении средствами МСК от 10.02.2016г. Управлением Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска было вынесено решение от 09.03.2016г. <данные изъяты> об удовлетворении заявления и направлении средств МСК на оплату за содержание (присмотр и уход) ФИО7 в размере 40399 руб.20 коп.

Платежным поручением от 30.03.2016г. оплата услуг по присмотру и уходу в МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>» за ФИО7 была произведена ОПФР по Смоленской области средствами материнского (семейного) капитала в размере 40399 руб.20 коп. (л.д.40).

Согласно информации от МКУ «ЦБ» на ребенка ФИО6, посещавшего МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>», средства материнского (семейного) капитала использованы не в полном объеме. Оставшаяся сумма средств материнского капитала в размере 169 руб.78 коп. перечислена в ОПФР по Смоленской области на основании приказа МБДОУ «Детский сад №<данные изъяты>» от 07.06.2017г. <данные изъяты>

При разрешении настоящего спора, судом первой инстанции не установлено нарушения ответчиками прав истицы на получение компенсации оплаты содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, поскольку возможность возвратить сумму платежа за содержание ребенка путем использования права на компенсацию была связана с условиями договора, заключенного между истицей и МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>» - в договоре могло быть предусмотрено условие об уплате платежа за содержание ребенка за счет средств материнского капитала и самой истицы ФИО1

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ) (п.4 ст.421 ГК РФ).

В представленном договоре, заключенном между истицей и МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>», сторонами определен порядок оплаты за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении – за счет средств материнского (семейного) капитала в полном объеме, без учета родительской платы.

При компенсации части родительской платы присмотр и уход за ребенком в дошкольном учреждении средства возвращаются родителям на банковский счет (в личное пользование), а учитывая целевое расходование средств МСК, которое не предполагает предоставление наличных денежных средств родителям в случае использования средств МСК по рассматриваемому направлению, возврат средств МСК в виде компенсации родительской платы будет противоречить нормам Закона № 256-ФЗ.

Ссылка истицы на Федеральный закон №181-ФЗ от 23.06.2016г. «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году» не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку не регулирует спорные правоотношения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам, его выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, иные доводы жалобы правильности выводов суда не опровергают. Оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: