ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7182/2022 от 12.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД 64

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,

судей Курской А.Г.,

Новикова Р.В.,

при секретаре Устиновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Д.Ю.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица - Д.А.В., несовершеннолетние Д.А.А., Д.Р.А. в лице их законного представителя Д.А.В., о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Я.А.Ю. в интересах Д.Ю.В., на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А :

12 января 2022 г. Д.Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выплате средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что в рамках дополнительной социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, ДД.ММ.ГГГГ ею получен сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, , в соответствии с условиями которого оплата купленного жилья производится как за счет средств материнского (семейного) капитала, так и за счет средств в рамках программы по улучшению жилья. По указанному договору зарегистрирован переход права собственности к истцу и членам её семьи. Пенсионный фонд России произвел отчисления за счет средств материнского капитала продавцу жилья, а Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым отказал в реализации сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий по тем основаниям, что имеют место факты сокрытия доходов, поскольку при проведении проверки было установлено, что доход истицы за 2019 - 2020 годы составил 3 896 395, 62 руб. Кроме того, супруг истицы приобрел в период с декабря ДД.ММ.ГГГГ года по февраль ДД.ММ.ГГГГ года 25 земельных участков сельскохозяйственного назначения. Истец считает данный отказ незаконным и грубо нарушающим её право на реализацию сертификата, так как справка «О доходах и суммах налога физического лица» имеет строгий формат и порядок заполнения, в которой указывается оборот от сделок с ценными бумагами. Однако в Налоговом кодексе Российской Федерации доходом считается сумма, которую инвестор получил от продажи ценных бумаг в течение года. Деньги, истраченные на покупку этих ценных бумаг, не учитываются. Также в эту сумму не входят доходы от роста стоимости акции, если она еще не продана, так как учитываются только реализованные ценные бумаги (п.7 ст. 214.1 НК РФ). Истцом в обоснование отсутствия дохода по операциям с ценными бумагами была предоставлена справка по полученным убыткам от ДД.ММ.ГГГГ, однако это не было учтено при принятии решения о реализации сертификата. Причиной отказа также послужил тот факт, что истицей не указано наличие в собственности 25 земельных участков с целевым назначением - «Для хозяйственного назначения», однако это не имеет правового значения, поскольку истцом указано, что в собственности находится только один земельный участок с целевым назначением - «Для индивидуального жилищного строительства», иные земельные участки приобретены за счет заемных средств и имеют другое целевое значение, поэтому истица просила суд признать отказ Департамента незаконным и обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о реализации сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10.02.2022 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат» и Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (л.д.56).

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Д.Ю.В. отказано.

Не согласившись с таким решением суда, 20 мая 2022 года Я.А.Ю. в интересах Д.Ю.В. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не установил юридически значимые обстоятельства и принял решение с нарушением норм материального и процессуального права. Так, судом первой инстанции в обоснование отсутствия дохода по операциям с ценными бумагами не принята во внимание справка по полученным убыткам от ДД.ММ.ГГГГ, а также разъяснения ФНС, согласно которым доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами. Также основанием для отказа не может служить тот факт, что в собственности супругов находятся земельные участки с видом разрешенного использования не «ИЖС», что прямо предусмотрено законом. Кроме того, истец обратился в суд с административным исковым заявлением, тогда как суд рассматривал дело по нормам гражданского права, что в свою очередь могло повлиять на исход судебного разбирательства.

Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 09 июня 2022 г. Я.А.Ю., действующей в интересах Д.Ю.В., восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2022 г.

ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, а также Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых заявители просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Д.А.В. и несовершеннолетние дети Д.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице их законного представителя Д.А.В.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:

- истица Д.Ю.В., Д.А.В. как третье лицо и как законный представитель несовершеннолетних детей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебных повесток-извещений, которые в соответствии с почтовыми уведомлениями вручены адресатам ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Истица Д.Ю.В. в суд апелляционной инстанции обеспечила явку своего представителя Я.А.Ю.;

- представитель третьего лица – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки-извещения.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не известивших суд о причинах своей неявки.

Заслушав докладчика, пояснения представителя истца Я.А.Ю., представителя Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым Н.Т.В., представителя ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» Д.Е.С., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, судебной коллегией установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГД.Ю.В. выдан сертификат , удостоверяющий право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в размере 856 854 руб. (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ за счет средств жилищного сертификата и заемных средств, предоставляемых КПК «Поволжский ипотечный» в размере 478 500 руб. Д.Ю.В., действующая в своих интересах и как законный представитель Д.А.А. и Д.Р.А., Д.А.В. в общую долевую собственность (по ? доли за каждым) по договору купли-продажи недвижимого имущества за счет заемных средств приобретена в Республики Крым, общей площадью 44,5 кв.м (л.д.123-125).

ДД.ММ.ГГГГД.Ю.В. в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым подано заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым с приложением, в том числе, справок от ДД.ММ.ГГГГ о доходах Д.А.В. за 2021 год, от ДД.ММ.ГГГГ о доходах Д.А.В. за 2020 год и от ДД.ММ.ГГГГ о доходах Д.А.В. в ООО «Альта» за период с марта ДД.ММ.ГГГГ года по февраль ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.31-35).

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. Д.Ю.В. сообщила, что других доходов кроме предоставленных, она и члены ее семьи не имеют (л.д.32 - оборот).

В порядке проведения проверочных и контрольных мероприятий предоставленных Д.Ю.В. документов о доходах и об имуществе семьи на распоряжение средствами единовременной выплаты на приобретение жилья Департамент труда и социальной защиты населения Администрации направил соответствующие запросы (л.д.29-30).

Согласно сведениям, поступившим из Федеральной налоговой службы ДД.ММ.ГГГГ, доход Д.Ю.В. по операциям с ценными бумагами за ДД.ММ.ГГГГ г. составил 1 346 866,70 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 3896395,27 руб. (л.д.27,138).

Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ за Д.А.В. зарегистрировано право собственности на 24 земельных участка сельскохозяйственного использования и на 1 земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, расположенных в и х Республики Крым, приобретенных в декабре ДД.ММ.ГГГГ г. и феврале ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.83-85, 87-122).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения отказал Д.Ю.В. в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей, по тем основаниям, что заявителем предоставлены недостоверные сведения о доходах (сокрытие доходов), среднедушевой доход членов семьи превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым (совокупный доход семьи за месяц составляет 340 550,49 руб., среднемесячный доход на 1 человека – 85137,62 руб.) (л.д.28-28-оборот).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Республики Крым Д.Ю.В. поставлена в известность, что в связи с сокрытием и предоставлением недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, превышением двукратной величины среднедушевого дохода семьи в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий отказано (л.д.27-27-оборот).

Судебная коллегия, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что ответчиком в распоряжении средствами жилищного сертификата отказано обоснованно, исходя из нижеследующего.

Так, на основании Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 14.08.2019 г. принят Закон Республики Крым №631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", действие которого приостановлено до 01.01.2024 г. Законом Республики Крым от 14.10.2020 г. №116-ЗРК/2020.

Статьями 3, 4 Закона Республики Крым от 14.08.2019 г.№631-ЗРК/2019 установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части, возникает однократно.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Основаниями для отказа в выдаче сертификата являются:

- 1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;

- 2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

В соответствии со ст.7 Закона Республики Крым от 14.08.2019 г.№631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом.

Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата.

Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Решение о рассмотрении заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым.

Основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются:

- 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

- 2) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

- 3) гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.

Постановлением Совета министров Республики Крым 10 октября 2019 г. №574 утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (действовало на день подачи Д.Ю.В. заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты. Действие данного документа приостановлено до 01.01.2024 г. постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 г. №656).

Пунктами 26, 29 указанного Положения установлено, что решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

- 1) представления неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

- 2) представления недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

- 3) утраты гражданином права на получение дополнительной меры социальной поддержки.

Средства единовременной выплаты, излишне выплаченные гражданину вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, на исчисление размера единовременной выплаты, возмещаются гражданином добровольно или взыскиваются в судебном порядке.

По смыслу и содержанию вышеуказанных региональных нормативных правовых актов при рассмотрении заявления Д.Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий следовало установить следующие юридически значимые обстоятельства:

- наличие сертификата (дубликата сертификата), выданного в соответствии с вышеуказанным Положением;

- наличие договора купли-продажи жилого помещения;

- информация об оформлении жилого помещения, приобретенного с использованием средств единовременной выплаты, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей в равных долях;

- наличие документа, содержащего сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора;

- сведения о банковском счете физического лица, осуществляющего отчуждение приобретаемого жилого помещения;

- сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.

В соответствии с п.26, п.29 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" №574, в распоряжении средствами единовременной выплаты могло быть отказано в том случае, когда непредставление (сокрытие) сведений о доходах (за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты) могло повлиять на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, на исчисление размера единовременной выплаты.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 г. №659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года №631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года №116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", согласно п. 33 которого решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах;

3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния;

6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки;

7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.

Справка Федеральной налоговой службы о доходах и суммах налога Д.Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что истицей в декабре ДД.ММ.ГГГГ года получен доход от операций с ценными бумагами в размере 2482569,88 руб., проведенных АО «Инвестиционная компания «Финам», о чем брокер предоставил сведения в налоговую службу (л.д.138), сведения о которых Д.Ю.В. не были предоставлены при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучщения жилищных условий.

При этом не заслуживает внимания и не может быть принят как основанный на неправильном толковании закона, довод истицы об ошибочном определении суммы ее дохода с оборота от сделок с ценными бумагами, поскольку по мнению Д.Ю.В., доходы, полученные физическим лицом, следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Так, в соответствии с положениями ст.5 Федерального закона от 05.04.2003 г. №44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода, одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 г. №512, включены, в частности, доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации.

При таких обстоятельствах справка АО «Инвестиционная компания «Финам» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.139) по полученным Д.Ю.В. убыткам от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правового значения для определения суммы доходов истицы не имеет.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий Д.Ю.В. отказано правомерно.

Доводы апелляционной жалобы истицы относительно рассмотрения дела в порядке гражданского, а не административного судопроизводства внимания не заслуживают как не основанные на законе.

Так, определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 января 2022 г. исковое заявление Д.Ю.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия принято к производству, возбуждено производство по гражданскому делу (л.д.18-19).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, в том числе оптимизировать сроки рассмотрения дел, и в результате - обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов; принцип процессуальной экономии позволяет избежать неоправданного использования временных, финансовых и кадровых ресурсоворганов судебной власти государства в ходе рассмотрения дела; при этом процедуры, учитывающие данный принцип, имеют значение не столько с точки зрения рационального расходования публичных ресурсов, которое само по себе не могло бы являться достаточным конституционно-правовым основанием для отступления от порядка судопроизводства на основе публичного слушания с участием сторон в судебном заседании, сколько с точки зрения создания условий для скорейшего предоставления лицам, участвующим в деле, судебной защиты, своевременность осуществления которой, учитывая характер поставленного перед судом вопроса, может оказаться не менее значимой, чем сама возможность ее получения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля2007 года №О 2-П, от 19 марта 2010 года №О 7-П и от 30 ноября 2012 года №О 29-П).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы,созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности. Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежатзащите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Именно на стадии принятия заявления к производству судаопределяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правиласудопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации содержит нормы о прекращении производства по административному делу в случае, если заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке (пункт 1 части 1 статьи 194 и пункт 1 части 1 статьи128).

Исходя из смысла приведенных предписаний федеральногозаконодателя, суд в случае прекращения производства поадминистративному делу, принятому им ошибочно к рассмотрению впорядке Кодекса административного судопроизводства РоссийскойФедерации, должен передать (принять) дело для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.

Поскольку в соответствии с требованиями ч.4 чт. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются предусмотренные процессуальным законом основания для отмены решения суд первой инстанции и принятия по делу нового решения об отказе в иске Д.Ю.В.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске Д.Ю.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.

Председательствующий судья Любобратцева Н.И.

Судьи Курская А.Г.

Новиков Р.В.