ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7187/2022 от 09.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Царьков О.М. Дело № 33-7187/2022

Уникальный идентификатор дела

50RS0011-01-2021-002537-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Петруниной М.В.,

при помощнике судьи Колесникове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 марта 2022 г. апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Жуковского городского суда Московской области от 29 ноября 2021 г. по гражданскому делу по иску Норрис К. О. к Министерству социального развития Московской области в лице Жуковского управления социальной защиты населения об обязании назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 16.02.2020 года по 22.06.2021 года,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Норрис К.О. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области в лице Жуковского управления социальной защиты населения об обязании назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком, указав, что ей было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком НЕ<данные изъяты> года рождения, до 1,5 лет за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> В назначении пособия за период с <данные изъяты>, то есть с даты рождения ребенка и по <данные изъяты> отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей. Полагая отказ в назначении пособия по уходу за ребенком за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> незаконным, просила суд обязать ответчика назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком за указанный период.

Решением Жуковского городского суда Московской области от 29 ноября 2021 г. постановлено:

«Исковые требования Норрис К. О. к Жуковскому управлению социальной защиты населения о начислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - удовлетворить.

Обязать Жуковское управление Социальной защиты назначить Норрис К. О. ежемесячного пособия по уходу за ребенком Норрис Евой за период 16.02.2020 года и по 22.06.2021 года, т.е. с момента рождения НЕ».

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Выслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.

При разрешении настоящего дела суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 7, части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», установил факт совместного проживания ребенка с матерью на территории Российской Федерации на момент подачи заявления, принял во внимание причины непроживания ребенка с матерью на территории Российской Федерации до июня 2021 года и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для назначения и выплаты Норрис К.О. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с момента его рождения.

Судом установлено, что 07.07.2021г. Норрис К.О. обратилась к ответчику с заявлением о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком НЕ, <данные изъяты> года рождения, до 1,5 лет, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации Норрис К.О.; паспорт гражданина иностранного государства Норрис К.Б.; свидетельство о заключении брака, выданное компетентным органом иностранного государства; выписку из домовой книги; копию трудовой книжки; свидетельство о регистрации по месту жительства.

13.07.2021 Норрис К.О. ответчиком направлено уведомление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 23.06.2021 года по 16.08.2021 года, то есть с момента регистрации по месту жительства, подтверждающей совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей, и по достижении полутора лет.

Из пояснений Норрис К.О. усматривается, что с <данные изъяты> она состоит в браке с гражданином Канады Норрисом К.Б.; <данные изъяты> у Норрис К.О. родилась дочь Ева; для въезда на территорию Российской Федерации необходимо было оформить заграничный паспорт, а для его оформления получить свидетельство о рождении; <данные изъяты>Норрис К.О. получила свидетельство о рождении и записалась в консульство на консульский перевод свидетельства (необходимая процедура при получении гражданства и паспорта) на апрель 2020 года; ввиду сложной эпидемиологической обстановки получить консульский перевод Норрис К.О. смогла только в августе 2020 года, оформить гражданство – в сентябре 2020 года, паспорт получила в марте 2021 года; в июне 2021 года Норрис К.О. вернулась в Россию и сразу же приступила к оформлению всех необходимых документов, после чего обратилась за ежемесячным пособием по уходу за ребенком, указав объективные причины позднего оформления документов.

Судебная коллегия находит решение суда правильным, при этом исходит из следующего.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (пункт ж.1 части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, одними из основных задач которой являются: повышение уровня рождаемости посредством усиления государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, развития системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции); привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции посредством содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов.

В целях реализации приведенных конституционных принципов и гарантий Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ предусмотрены категории граждан Российской Федерации, на которых не распространяется действие данного Федерального закона.

В статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ перечислены виды государственных пособий, в числе которых ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Согласно абзацу 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Согласно части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

В соответствии с часть 1 статьи 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий, за исключением ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 № 668н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок от 29.09.2020 № 668н).

Данным приказом признан утратившим силу ранее действовавший приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее – Порядок от 23.12.2009 г. № 1012н).

Согласно подпункту «д» пункта 39 Порядка от 23.12.2009 г. № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях).

Лицам, указанным в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях), выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет (подпункт «в» пункта 46 Порядка от 23.12.2009 г. № 1012н).

Подпунктом «о» пункта 54 Порядка от 23.12.2009 г. № 1012н было предусмотрено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо предоставить документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 39 настоящего Порядка.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 42 Порядка от 29.09.2020 № 668н, действовавшего на момента обращения Норрис К.О. с заявлением о назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях).

В редакции Порядка от 29.09.2020 № 668н, действовавшей на момент обращения Норрис К.О., ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначалось и выплачивалось в органах социальной защиты населения по месту жительства (подпункт «в» пункта 48).

Лицам, указанным в подпункте «д» пункта 42 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях), выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет (подпункт «в» пункта 49 Порядка от 29.09.2020 № 668н).

Подпунктом «п» пункта 56 Порядка от 29.09.2020 № 668н было предусмотрено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (за исключением случая, предусмотренного пунктом 56.1 настоящего Порядка) представляется документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 42 настоящего Порядка.

С 01.01.2022 г. Подпункт «п» пункта 56 Порядка от 29.09.2020 № 668н утратил силу (подпункт «л» пункта 32 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.12.2021 № 896н).

Из системного толкования приведенных норм материального права в их взаимосвязи следует, что гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, относящимся к категории лиц, указанных в абзаце 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается за весь период со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет, если обращение за назначением пособия последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, при этом до 01.01.2022 г. таким лицам необходимо было предоставить документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу.

Как усматривается из материалов дела и ответчиком не оспаривалось, на момент обращения за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то есть на 07.07.2021г. Норрис К.О. и ее дочь Норрис Ева, <данные изъяты> года рождения, имели гражданство Российской Федерации, проживали на территории Российской Федерации (в Московской области), обращение за назначением пособия последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, при этом к заявлению был приложен документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с матерью.

Таким образом, имелись предусмотренные законодательством основания для назначения и выплаты Норрис К.О. ежемесячного пособия за весь период со дня рождения НЕ, <данные изъяты> года рождения, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Назначение Норрис К.О. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с даты регистрации не основано на положениях Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 № 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», поскольку данными нормативными правовыми актами во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» право на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за весь период со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет у лиц, указанных в абзаце 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, связано не с наличием регистрации по месту жительства, а с наличием гражданства Российской Федерации, проживанием на территории Российской Федерации и осуществлением одним из родителей обязанности по уходу за ребенком.

Судебным разбирательством установлено, что указанные юридически значимые обстоятельства на момент обращения Норрис К.О. за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком имелись.

Ограничительное применение предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ мер материальной поддержки материнства, отцовства и детства к проживавшим за рубежом и добровольно переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественникам, имеющим детей, получивших гражданство Российской Федерации, противоречит Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в части реализации задачи по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также в части стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов.

Кроме того, судом установлено, что непроживание ребенка с матерью на территории Российской Федерации до июня 2021 года было обусловлено уважительными причинами, объективно препятствовавшими переезду в Российскую Федерацию и своевременному оформлению необходимых документов.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Норрис К.О. с детьми и мужем постоянно проживают на территории Канады, опровергается выпиской из домовой книги по адресу: <данные изъяты>, свидетельством о регистрации Норрис Евы, <данные изъяты> года рождения, по месту жительства от 23.06.2021 г. № 2390 и пояснениями истца.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда, отраженными в судебном решении, в связи с чем судебной коллегией отклоняются по изложенным выше основаниям, поскольку являются субъективным мнением автора жалобы, основанным на неправильном толковании норм материального права и иной оценке представленных по делу доказательств.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены правильного по существу решения суда.

В целях надлежащего исполнения принятого по делу решения судебная коллегия считает необходимым изложить абзац 2 резолютивной части решения в иной редакции путем указания то, что назначить и выплатить Норрис К. О. ежемесячное пособие по уходу за ребенком Норрис Евы, <данные изъяты> года рождения, за период с 16.02.2020 года по 22.06.2021 года обязано Министерство социального развития Московской области (в лице Жуковского управления социальной защиты населения), поскольку согласно пункту 14 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 № 642/29, назначение и выплата пособий, включая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, относится к непосредственным полномочиям Министерства в лице его территориальных структурных подразделений, а не самих территориальных структурных подразделений Министерства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Жуковского городского суда Московской области от 29 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Жуковского управления социальной защиты населения назначить и выплатить Норрис К. О. ежемесячное пособие по уходу за ребенком НЕ<данные изъяты> года рождения, за период с 16.02.2020 года по 22.06.2021 года».

Председательствующий

Судьи