Судья: Тимофеев А.И. Дело № 33-718/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 03 марта 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Скакуна А.И.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием п редставителя истицы Гриб Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 года, которым по делу по исковому заявлению Гриб Р.П. к главе Муниципального образования «Кобяйский улус (район) РС (Я) Спиридонову И.Н. об обязании внести соответствующие изменения в сводные списки граждан, находящиеся в Министерстве труда и социального развития РС(Я)
постановлено:
Исковое заявление Гриб Р.П. - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с действующим законодательством список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категории «пенсионеры», а именно: дату выхода граждан на пенсию, проверить даты подачи заявлений, основания постановки на учет, проверить подлинность поданных документов, истребовать с Управления федеральной регистрационной службы РС (Я) документы об отсутствии у граждан состоящих на учете и членов семьи в списке жилого помещения на территории Российской Федерации, завести книгу регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в которой регистрировать поданные заявления, привести учетные дела в порядок, т.е. документы привести в систематизацию, по датам, каждое дело пронумеровать, составить опись.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения представителя, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гриб Р.П. обратилась в суд с иском указывая, что с января 2003 г. вступил в действие федеральный закон № 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее ФЗ № 125-ФЗ) в соответствии с которым органы местного самоуправления должны были в 3-х месячный срок привести списки граждан в соответствие с Положением № 879. Указывает, что в связи с принятием закона списки и учетные дела граждан, сформированные в 1998 году не подлежали изменению.
Между тем, администрация муниципального образования своевременно работу по учету граждан не провела. Книга учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии не соответствует документу строгой отчетности, подлинный экземпляр книги отсутствует. Она составлена из скопированных листов, не прошнурована, не пронумерована. Ряд граждан, по ее мнению, поставлены в очередь раньше ее в нарушение закона.
Просила суд обязать администрацию МО «Кобяйский улус (район) РС(Я) привести в соответствии с законодательством сводные списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «пенсионеры».
Судом вынесено указанное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. В жалобе указывается, что суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства дела, не установлено бездействие ответчика, списки граждан составлены в соответствии с требованиями законодательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражение на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 названного Федерального закона устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей;
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
Как следует из ч.3 ст.2 указанного Федерального закона, граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст.4 указанного Закона предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
На основании п.п. 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 (ред. от 03.11.2011 г.) -регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Как установлено судом, с 1998 года в администрации Кобяйского улуса ведутся работы по формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, но книги учета с 1998 года по 2005 год были утрачены. В связи с этим нарушена очередность постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
У ответчика имеется книга граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий за пределами РС (Я), начатая с 01 января 2005 года, только в электронном виде, что противоречит закону и Положению.
При этом ответчиком не представлено доказательств того, что Гриб была включена в списки с учетом сохранения ее права на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Между тем, согласно п.п. 10, 14, 16, 17 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 03.11.2011) книга регистрации и учета является документом строгой отчетности. При поступлении заявления гражданина оно регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения.
На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.
Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению № 3.
Как установлено судом, в нарушение указанных требований Положения Книга учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, не соответствует документу строгой отчетности, подлинный экземпляр книги отсутствует. Она составлена из скопированных листов, не прошнурована и не пронумерована. Из имеющихся в администрации документов невозможно определить дату и время постановки на учет граждан каждой соответствующей очереди, отсутствуют номера очереди и дата принятия решения о постановке на учет, что создает неопределенность при проверке очередности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав истицы и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы в жалобе о соблюдении всех требований закона при составлении списков граждан выезжающих за пределы районов Крайнего Севера, отклоняются судебной коллегией, поскольку они опровергаются материалами дела.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что учетные дела граждан в администрации муниципального образования ведутся бессистемно, в них отсутствуют заявления датированные 1998 годом, учетные дела отдельных граждан отсутствуют, документов подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не имеется, сведения из Росреестра о наличии жилых помещений у граждан, поставленных на учет не запрашиваются.
Ответчиком не представлено доказательств того, что предпринимаемые им действия по учету граждан нуждающихся в получении жилищных субсидий соответствуют закону.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка, нормы материального права применены правильно. Нормы процессуального права соблюдены.
Ссылка в жалобе на неправильное применение судом норм процессуального права не состоятельна и отмену решения суда повлечь не может.
В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В связи с этим, указание в резолютивной части о действиях, которые необходимо совершить ответчику отображают заявленные исковые требования Гриб Р.П. и соответствуют положениям ст.196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 года по делу по исковому заявлению Гриб Р.П. к главе Муниципального образования «Кобяйский улус (район) РС (Я) Спиридонову И.Н. - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Скакун А.И.