Судья Такушинова О.М. дело № 33-7193/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 26 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,
Судей Берко А.В., Горкуна В.Н.,
при секретаре Тациевой А.С.,
с участием истца ФИО1 представителя истцов ФИО1, ФИО2 по доверенностям ФИО3, представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности ФИО4 решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 июня 2017 года, по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, (третье лицо - администрация муниципального образования с. Кочубеевского Ставропольского края) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
заслушав доклад судьи Берко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что в 1990 годы в связи с национальным конфликтом, переехали из Республики Казахстан на постоянное место жительство в Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Ивановское.
22 апреля 1998 года Миграционной службой Ставропольского края в соответствии с п.4 ст.5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» им было выдано удостоверение вынужденного переселенца, сроком действия на пять лет, а при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия указанного статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
С 2002 года и по настоящее время они ежегодно обращались в администрацию по месту жительства с соответствующим заявлением для подтверждения статуса «вынужденного переселенца» и участника программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края письмом от 31 августа 2016 года им было отказано во включении в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 года в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Свое решение Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края аргументировало тем, что на момент принятия на учет ФИО1 и ФИО2 проживали и были постоянно зарегистрированы в одном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери ФИО1 - ФИО5
С принятым решением не согласны, считают незаконным и необоснованным.
Учитывая изложенное, истцы просили суд обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края выдать государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 июня 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности ФИО4 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Приводит доводы, аналогичные доводам возражений на исковое заявление.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов ФИО2, ФИО1 по доверенностям ФИО3 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего обжалуемое решение суда отменить, истца ФИО1, представителя истцов ФИО1, ФИО2 по доверенностям ФИО3, не признавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №4530-1 от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции от 20 мая 2017 года) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 зарегистрирована по адресу: <...> с 05 сентября 1997 года, что подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ОВД Кочубеевского района Ставропольского края 29 марта 2006 года.
Истец ФИО2 зарегистрирован по адресу: <...> с 15 февраля 2000 года, что подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ОВД Кочубеевского района Ставропольского края 08 июля 2003 года.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 14 июня 2016 года № 00-00-4001/5060/2016-5665 следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество ФИО1 отсутствуют.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 14 июня 2016 года № 00-00-4001/5060/2016-5543 следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество ФИО2 отсутствуют.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 14 июня 2016 года № 00-00-4001/5060/2016-5616 следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество ФИО6 отсутствуют.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 14 июня 2016 года № 00-00-4001/5060/2016-5591 следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество ФИО7 отсутствуют.
Согласно справке № 28 от 17 января 2017 года, выданной Администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета ФИО2 состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий за № 5, граждан имеющих право на получение жилых помещений получивших статус вынужденных переселенцев за № 1.
Согласно справке № 29 от 17 января 2017 года, выданной Администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета ФИО1 состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий за № 6 граждан имеющих право на получение жилых помещений получивших статус вынужденных переселенцев за № 2.
28 июня 2016 года ФИО1 обратилась в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края с заявлением о решении вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата ей и ее сыну, ФИО2
Письмом Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края № 01-05/10762 от 22 июля 2016 года в адрес ФИО1 указано, что в сводном списке на 2016 года ФИО2 состоит под № 69, состав семьи 3 человека; ФИО1 под № 70, состав семьи 1 человек, дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 19 августа 2002 года.
Из письма Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 31 августа 2016 года № 01-12/12296 в адрес администрации Кочубеевского района Ставропольского края следует, что на момент принятия на учет, ФИО1 и ее сын ФИО2 проживали в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери ФИО1 - ФИО5 Администрация Кочубеевского района превысила полномочия, рассмотрев вопрос о раздельной постановке ФИО1 и ФИО2 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ФИО2 может претендовать на получение сертификата только в составе семьи матери. При этом его супруга и дочь могут претендовать на получение социальной выплаты в составе семьи ФИО1 при условии, если будут признаны членами семьи ФИО1 на основании судебного решения. ФИО1 и ФИО2 не включены министерством в сводный список.
В соответствии с подп. «ж» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 (в ред. от 28 июля 2017 года) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» (п.2).
Согласно п. п. 24, 26 указанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.
Сводный список в отношении граждан, указанных в пп. "ж" п. 5 указанных выше Правил до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору).
В данном случае все приведенные выше положения закона в отношении ФИО1 и ФИО2 соблюдены.
Как следует из п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «е» - «и» пункта 5 настоящих Правил, - территориальные органы федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору), на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Таким образом, анализ приведенных выше положений действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления жилищных сертификатов вынужденным переселенцам, свидетельствует о том, что на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность сформировать список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, с разбивкой по конкретным категориям граждан, имеющих право на его получение, и представить этот список в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения.
Превышение должностных полномочий органом местного самоуправления при постановке на учет истцов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, судебной коллегией не установлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимной связи по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ФИО1 и ФИО2 статус вынужденных переселенцев не утратили, изменения жилищных условий истцов за этот период не произошло, ссуда, субсидия на строительство (приобретение) жилья, компенсация за утраченное жилье истицам не выплачивались, руководствуясь положениями Федерального закона №4530-1 от 19 февраля 1993 года, а также Правилами выпуска и реализации государственный жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, исходил из того, что для участия в подпрограмме необходимо наличие двух условий - наличие статуса вынужденного переселенца и включение в список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Данные условия у истцов имеются: статус вынужденных переселенцев у ФИО1 и ФИО2 подтвержден соответствующими удостоверениями №1107-025886-02 и № 1107-025886, истец ФИО1 и истец ФИО2 по настоящее временя включены в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия с вышеприведенными выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их соответствующими требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела также усматривается, что факт проживания истцов в домовладении по адресу: <...> носит временный характер, обусловлен достигнутыми соглашениями, вытекающими из договоров найма от 15 марта 2010 года, заключенного между ФИО1 (Наниматель) и ФИО5 (Наймодатель), от 27 января 2011 года, заключенного между ФИО1 (Наниматель) и ФИО5 (Наймодатель), от 27 мая 2012 года, заключенного между ФИО1 (Наниматель) и ФИО5 (Наймодатель), от 17 мая 2013 года, заключенного между ФИО2 (Наниматель) и ФИО5 (Наймодатель), от 23 февраля 2015 года, заключенного между ФИО2 (Наниматель) и ФИО8 (Наймодатель).
При этом, факт наличия права пользования жилым помещением по вышеприведенному адресу по договорам социального найма не свидетельствует об отсутствии нуждаемости ФИО1 и ФИО2 в жилых помещениях и не влечет их автоматическое снятие с учета.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны доводам возражений на исковое заявление, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности ФИО4 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: