ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7196-19 от 22.01.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Джабраилова А.Д.

Дело № 33-7196-19 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 22 января 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Хавчаева Х.А. и Бейтуллаевой З.А.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М. Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Каспий Универсальный рынок» Дагпотребсоюза по доверенности Рамазанова Н.Б. на решение Каспийского городского суда РД от 18 октября 2018 года, которым постановлено:

«Иск прокурора г.Каспийск в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза о признании незаконным бездействия и запрете деятельности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия 000 «Каспийский Универсальный рынок» Дагпотребсоюза по непринятию мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Запретить деятельность вещевого рынка 000 «Каспийский
универсальный рынок» до устранения следующих нарушений:

демонтировать торговые павильоны вещевого рынка из сгораемого и дымообразующего материала на путях эвакуации, в павильонах установить электророзетки не на горючую основу, электрические лампочки заключить в защитные плафоны, проводку с одинарной изоляцией проложить в гофр шлангах.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза Рамазанова Н.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Гаджимагомедова М.Г, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Каспийск обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза о признании незаконным бездействия и запрете деятельности до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, указывая в обоснование о том, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы №3 по г. Каспийск и Карабудахкентскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка соблюдения ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза требований законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения ООО «Каспийский универсальный рынок» требований указанного законодательства.

В частности, в нарушение Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» имеющаяся в здании автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре на момент проверки частично находится в нерабочем состоянии;

- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - ПНР в РФ №390), руководитель организации не обеспечивает выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;

к работе допускаются сотрудники, не прошедшие противопожарный инструктаж (п.3 ППР в РФ №390);

помещения вещевого рынка не оборудовано системой дымоудаления (п.7.2(з) СП 7.13130.2013);

некоторые помещения рынка не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (ст. 84 Закон №123, п. 5.1 НПБ 104-03);

на путях эвакуации рынка не произведен монтаж эвакуационного освещения от независимого источника питания (НПБ 104-03* таб. 1, п. 1 «Б»; п. 7.62 СНиП 23-05);

не обеспечивается свободный проезд пожарной техники на случай пожара, как по периметру здания рынка, так и внутри. В боковых проездах рынка допускается стоянка автотехники (газели) и т.д. Местами проезжие части здания со стороны ул. Назарова застроены временными и капитальными торговыми строениями, препятствующими проезду техники и эвакуации (ППР в РФ №390);

не разработана декларация пожарной безопасности на здание рынка ст. 64 Закона №123);

не все участки вещевого рынка оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС). Имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация в торговых павильонах не соответствует по типу установленных датчиков, а именно: части зданий в торцах над павильонами не оборудованы лучевыми установками, обеспечивающими обнаружение пожара на воздушной зоне над павильонами (НПБ 110-03, НПБ 104-03, СП 13130.2009);

территория рынка не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, осуществляемого от установленных на пожарных гидрантов их работоспособности не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующего акта (п. 55 ППР в РФ №390);

торговые павильоны вещевого рынка на путях эвакуации предусмотрены из сгораемого, дымообразующего материала (Закона №123);

руководитель организации не обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (специальных красок, лаков) строительных конструкций, горючих отделочных материалов, а также не осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) не проводится не реже 1 раза в год (ст.4 Закона №123, п.21ППРвРФ№390);

Электроосветительная сеть на территории рынка местами проведена с нарушениями требований ПУЭ, а именно: проведена временная проводка, местами свисает, соединения проводов местами оголены, в помещениях павильонов электро-розетки установлены на горючую основу, электро­лампочки в помещениях торговых павильонов и в других помещениях не заключены Дальнейшая эксплуатация ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза с указанными нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду чего жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих в ООО Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза, подвергаются опасности.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Каспий Универсальный рынок» Дагпотребсоюза по доверенности Рамазанов Н.Б. просит решение Каспийского городского суда РД отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что на момент проверки проведенной прокуратурой города и специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы №3 по г.Каспийск и Карабудахкентскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в исковом заявлении имели место.

В последующем, администрация ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза, приняла экстренные меры, направленные на устранение выявленных прокурорской проверкой недостатков, и на момент вынесения судом обжалуемого решения перечисленные в акте нарушения были устранены, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и отражено в решении суда от 18.10.2018 г.

Суду были представлены доказательства, свидетельствующие, о том, что большая часть нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на момент рассмотрения дела в суде устранены.

В частности, суду были представлены договора: на техническое обслуживание автоматической системы пожарной сигнализации от 02.10.2018 года; на выполнение работ по монтажу и наладке системы дымоудаления от 02.10.2018 года; акт приемки выполненных работ огнезащитной обработки чердачных помещений от 25.09.2018 года; представлена декларация пожарной безопасности, журнал учета и регистрации противопожарных инструктажей, установлены противопожарные гидранты, обеспечен свободный проезд пожарной техники, и пр.

На момент рассмотрения дела в суде в полном объеме не приведена в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности электроосветительная сеть и не демонтированы торговые павильоны вещевого рынка из сгораемого и дымообразующего материалов.

Администрация рынка своевременно и незамедлительно приступила к устранению указанных недостатков, однако, работы по демонтажу торговых павильонов вещевого рынка из сгораемого и дымообразующего материалов требуют значительных финансовых вложений, а также необходимо время для их проведения.

В то же время, выполнить пункт, обязывающий привести в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности электроосветительную сеть, возможно лишь после демонтажа вышеуказанных павильонов, в противном случае, это не имеет смысла, потому как суд обязал ООО «в павильонах установить электророзетки не на горючую основу, электрические лампочки заключить в защитные плафоны, проводку с одинарной изоляцией проложить в гофр шлангах».

Установленный решением суда запрет на деятельность вещевого рынка приведет к тому, что более 200 граждан города останутся без работы.

Вместе с тем, реконструкцию и демонтаж павильонов можно осуществить и без закрытия вещевого рынка и Администрацией рынка ведутся активные работы в этом направлении, необходимо лишь какое то время.

При вынесении указанного решения судом были допущены нарушения.

Ддемонтаж торговых павильонов вещевого рынка ООО «Каспийский городской рынок » не может быть произведен единовременно, это длительный процесс, на который требуется значительное время.

Кроме того демонтаж производится за счет 000 и также требует финансовых средств, которые формируются из арендной платы, вносимой арендаторами павильонов, приток которых в случае закрытия вещевого рынка прекратится. Соответственно, отсутствие денежных средств сделает невозможным демонтаж павильонов.

Суд мог ограничиться предоставлением ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза разумного срока на демонтаж павильонов, при этом отказав в удовлетворении требований прокурора о наложении запрета на деятельность вещевого рынка.

Кроме того, судом установлено, что в основном нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, проведенной прокуратурой города и специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы №3 по г.Каспийск и Карабудахкентскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, администрацией 000 «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза устранены до рассмотрения дела судом, однако в резолютивной части решения указано на бездействие ООО, которое судом признано незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как установлено судом и этого не отрицают стороны, при проведении проверки соблюдения ООО «Каспийский универсальный рынок» Дагпотребсоюза требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Как пояснил в суде представитель ответчика Рамазанов Н.Б. нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в исковом заявлении, на момент проверки имели место.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд правомерно принял во внимание, что на территории рынка выявлены нарушения пожарной безопасности в местах массового пребывания, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать опасность для жизни и здоровья граждан, а также опасность причинения вреда в будущем.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

Факт нарушения правил пожарной безопасности на момент рассмотрения дела судом был установлен, в доводах апелляционной жалобы не оспаривается, следовательно, авторами жалоб признано наличие таких фактических данных, которые свидетельствуют о наличии указанных в решении суда нарушений.

Частично нарушения были устранены в ходе рассмотрения дела судом, за исключением торговых павильонов, состоящих из сгораемых и дымообразующих материалов, они постепенно демонтируются.

Суду были представлены доказательства, свидетельствующие, о том, что большая часть нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на момент рассмотрения дела в суде устранены.

В частности, представлены договора: на техническое обслуживание автоматической системы пожарной сигнализации от 2 октября 2018 года, на выполнение работ по монтажу и наладке системы дымоудаления от 2 октября 2018 года; акт приемки выполненных работ огнезащитной обработки чердачных помещений от 25 сентября 2018 года, представлена декларация пожарной безопасности, журнал учета и регистрации противопожарных инструктажей, установлены противопожарные гидранты.

Обеспечен свободный проезд пожарной техники, что подтвердил представитель отделения надзорной деятельности и профилактической работы № 3 по г. Каспийск и Карабудахкентскому району УНД и ПР ГУ МЧС России ( на территории рынка после проверки проводились учения с участием пожарных машин).

В то же время судом учтено, что на момент рассмотрения дела в суде в полном объеме не приведена в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности электроосветительная сеть, работа ведется и не демонтированы торговые павильоны вещевого рынка из сгораемого и дымообразующего материалов.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Каспийского городского суда РД от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя - без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:.