ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7196/2013 от 24.07.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №33-7196/2013

24 июля 2013 года г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Зайнуллиной Г.К.

судей Нурисламовой Э.Р.

Старичковой Е.А.

при секретаре Гареевой Г.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Анкудинова А.Ю. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о понуждении к заключению договора аренды земельного участка.

Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия

установила:

Анкудинов А.Ю. обратился с иском (с последующим уточнением исковых требований) к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключить договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, мотивируя требования тем, что он имеет право заключить договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Испытателей, кадастровый номер 02:55:011107:1058, для строительства индивидуального жилого дома. При обращении в администрацию городского округа г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка по вышеуказанному адресу (с учетом уточнения требований кадастровый номер участка 02:55011107:1053) общей площадью 1490 +/– 14 кв.м. ответчиком ответ не был дан, что он расценивает как отказ, который противоречит ст. 29 Земельного кодекса РФ. Вместо дачи письменного ответа Администрация ГО г.Уфа РБ подала заявление в ФБУ Кадастровая палата по РБ 09.12.2012 года о снятии испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета. Полагает, что ответчиком нарушены статьи 30, 30.1, 32, 59 и 60 Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 24 Федерального закона №221 от 24.07.2007 года.

С учетом уточнений исковых требований истец просил признать недействительным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении Анкудинову А.Ю. земельного участка с кадастровым номером №02:55:011107:1058 в аренду для строительства индивидуального жилого дома, признать незаконными действия администрации ГО г. Уфа по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, обязать ФБУ «кадастровая палата» по РБ восстановить земельный участок на кадастровом учете, обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Анкудиновым А.Ю. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Испытателей, кадастровый номер № 02:55:011107:1058, общей площадью 1459+/-13 кв.м., сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома.

Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 16 марта 2013 года исковые требования истца удовлетворены. Суд признал недействительными отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении Анкудинову А.Ю. земельного участка с кадастровым номером № 02:55:011107:1058 в аренду для строительства индивидуального жилого дома и снятие Администрацией ГО г. Уфа с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № 02:55:011107:1058, общей площадью 1459 +/- 13 кв.м., обязав Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № 02:55:011107:1058, общей площадью 1459 +/- 13 кв.м., а Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Анкудиновым А.Ю. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Испытателей, кадастровый номер № 02:55:011107:1058, общей площадью 1459 +/- 13 кв.м., сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома.

Не согласившись с указанным решением суда, Латыпов Ф.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить постановленное решение, указав, что обжалуемым решением нарушены его права, поскольку постановлением мэра г. Уфы от 21 февраля 1994 года «Консорциуму по строительству жилья при администрации Кировского района г. Уфы» предоставлен земельный участок площадью 66 га из городских земель, из них 53 га для строительства жилья и 13 га под ограждающую дамбу. Право землепользования также подтверждается свидетельством на право владения и пользования землей № 877 от 01 марта 1994 года, постановлением главы Администрации города от 29 декабря 1995 года № 3110. На основании данных документов «Консорциум по строительству жилья при администрации Кировского района г. Уфы» заключил с ним 01 ноября 1999 года договор № 61 выделил ему земельный участок под строительство дома по адресу: г.Уфа, ж/р «Кузнецовский затон», квартал Г, участок № 136 площадью 1459 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011107:676, на котором он начал строительство жилого дома. Кадастровый номер участка идентичен кадастровому номеру 02:55:011107:1058 земельного участка, предоставленного Акундинову на основании обжалуемого решения суда. Таким образом, фактически суд решением лишил его права собственности на недвижимое имущество, находящееся на земельном участке и права землепользователя. Полагает, что материальные нормы Земельного кодекса, на которых основано решение суда, не предусматривают преимущественного права Анкудинова А.Ю. на приобретение спорного земельного участка в собственность или в аренду, при этом суд не привел ни одной нормы закона, обязывающей собственника земли – Администрацию города заключить договор аренды именно с Анкудиновым А.Ю, Администрацией города аукцион по продаже права аренды спорного земельного участка не проводился, объявление о проведении аукциона не публиковалось.

При проверке материалов дела судебная коллегия установила, что указанное гражданское дело необоснованно рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица Латыпова Ф.Р., разрешив при этом вопрос о правах и обязанностях указанного лица, в связи с чем, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 11 июня 2013 года принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Анкудинов А.Ю. не явился. Судебные извещения, направленные по месту регистрации истца, а также месту его фактического проживания согласно заявлению его представителя возвращены почтовой службой в связи с истечением срока хранения. В связи с вышеуказанными обстоятельствами рассмотрение дела неоднократно откладывалось. Учитывая, что о времени и месте судебного заседания 24 июля 2013 года истец заблаговременно извещен судом телефонограммой, а также путем направления телеграммы по фактическому месту проживания: г. Уфа, ул. Б Бикбая, 38/1, кв.2, заявления от истца об отложении судебного заседания не поступили, доказательства об уважительных причинах неявки в суд истец не представил, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии истца, обеспечившего участие в судебном заседании своего представителя.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Анкудинова А.Ю. – Анкудинов Ю.Г., действующий по доверенности от 17.10.2012г., исковые требования подержал в полном объеме, пояснив, что по обращению истца в администрацию города о предоставлении конкретного земельного участка в аренду для строительство жилого дома решение ответчиком принято не было, что фактически приравнивается к отказу. Так как ответчик снял спорный земельный участок с кадастрового учета, соответственно испрашиваемого земельного участка сейчас нет. Апеллянтом заявление о предоставлении земельного участка не подавалось. Считает, что нарушен принцип публичности. Иск подан о понуждении к заключению договора аренды именно спорного земельного участка. Считает, что ответчик пренебрег норами Земельного кодекса РФ. Решение суда исполнено, заключен договор аренды.

Представитель истца Анкудинова А.Ю. – Бакуров С.В., действующий по доверенности от 10.01.2013 г., исковые требования подержал в полном объеме, пояснив, что статьей 30 Земельного кодекса предусмотрено два способа предоставления земельного участка: путем проведения торгов и без проведения торгов. В случае поступления одного заявления, должна быть произведена публикация, которой не было, так как земельный участок снят с кадастрового учета. После этого данный земельный участок вновь поставлен на кадастровый учет под другим номером. Участок был снят с кадастрового учета, когда на него был наложен арест. Исковые требования были удовлетворены по тем основаниям, что администрация города Уфы злоупотребила своим правом. Считает, что решением суда права и законные интересы апеллянта не затронуты, судом не возложено на него никаких обязанностей.

Ответчик – администрация городского округа г. Уфа РБ, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направила, ходатайство об отложении не заявила.

Третье лицо Латыпов Ф.Р., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, обеспечив участие в суде своего представителя по доверенности.

Представитель Латыпова Ф.Р. – Асянов Р.Р., действующий на основании доверенности от 30.05.2012 г., исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку считает, что если бы торги по реализации земельного участка были проведены в установленном законом порядке, Латыпов Ф.Р. мог бы участвовать в аукционе, тем самым его права не были бы нарушены. Лица, нуждающиеся в получении земельного участка и желающие его получить, должны обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, а не с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка.

Представитель третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайство об отложении не заявил, об уважительности причин неявки на момент рассмотрения дела доказательства не представил.

Поскольку доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, неявившиеся стороны по делу не представили, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п.п.2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям принятое по делу решение суда не отвечает.

Судебной коллегией при проверке доводов, изложенных в апелляционной жалобе Латыпова Ф.Р., установлено, что суд первой инстанции, принимая решение по делу, не принял во внимание с учетом характера спорного правоотношения, положения ст.43 ГПК РФ, не определил круг лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты и необоснованно разрешил спор без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Латыпова Ф.Р., в пользовании которого находился спорный земельный участок, на который претендует истец, в связи с чем, имелись основания к тому, что его права затрагиваются при рассмотрении иска Анкудинова А.Ю.

В соответствии со ст.43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения, суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

Приведенные требования правовых норм судом первой инстанции выполнены не были.

Указанное нарушение является существенным нарушением норм процессуального права и влечет за собой в соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловную отмену решения суда независимо от доводов апелляционной жалобы.

При отмене решения, судебная коллегия на основании п.2 ст.328 ГПК РФ находит необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с гл.25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из следующих оснований: отсутствие полномочий на принятие решения или совершение действия; не соблюдение порядка принятия решений, совершения действий в случае установления таких требований нормативными правовыми актами; несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Судом апелляционной инстанции установлено, что 21 ноября 2011 года Анкудиновым А.Ю. в администрацию городского округа г. Уфа подано заявление о предоставлении под индивидуальное жилищное строительство в аренду без предварительного согласования места размещения объекта земельного участка, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Испытателей, кадастровый номер земельного участка 02:55:011107:676, с приложением к заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого участка земли (л.д.10, 7-9).

Согласно иску, Анкудинов А.Ю., обращаясь в суд, указал на то, что на его заявление администрация города ответ не дала, что он расценивает как отказ, подлежащий обжалованию в порядке гл.25 ГПК РФ. При этом материалы гражданского дела не содержат отказа администрации ГО г. Уфа истцу в предоставлении испрашиваемого участка земли.

Из ответа Управления по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа от 06 февраля 2012 года №А-8308 следует, что кадастровые сведения земельного участка с кадастровым номером 02:55:011107:676  имеют аннулированный статус (л.д.60).

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок по заявлению представителя администрации ГО г. Уфа РБ о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости № 1/0200/11-23239 от 09 декабря 2011 года, решением Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по РБ№ Ф/11-86120 от 14 декабря 2011 года согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п. 53 Порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010г. №42, снят с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и исключен из сведений государственного кадастра недвижимости (л.д.26-31).

При этом установлено, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:55:011107:676 поставлен на учет 02 августа 2010 года.

Как следует из предоставленного представителем третьего лица Латыпова Ф.Р.- адвокатом Асяновым Р.Р. кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г.Уфа, ул.Испытателей от 02.08.2010 года № 02/10//1-495494, сформированный земельный участок по вышеуказанному адресу имеет статус «временный», поставлен на учет Латыповым Ф.Р. с присвоением кадастрового номера участку площадью 1459 кв.м+/- 13 кв.м 02:55:011107:676 (л.д.165-166).

В обоснование постановки на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка Латыповым Ф.Р. суду апелляционной инстанции предоставлены следующие документы.

В соответствии с постановлением мэра г.Уфы РБ № 338 от 21.02.1994 года Консорциуму по строительству жилья при Администрации Кировского района г.Уфы предоставлен земельный участок 53 га под строительство нулевого цикла 1 и 2 очереди жилого района «Кузнецовский затон», для чего Консорциуму поручено заключить для решения вопросов финансирования проектирования и строительства жилого района договора с организациями и гражданами на долевое участие. Постановлением главы Администрации г.Уфы № 3110 от 29 декабря 1995 года Консорциум по строительству жилья при Администрации Кировского района г.Уфы определен Генеральным заказчиком по проектированию строительства микрорайона «Кузнецовский затон» Кировского района. Согласно свидетельству № 877 от 01.03.1994 года землепользователю Консорциуму по строительству жилья предоставлены во временное пользование на период строительства 66 га земель. 01 ноября 1999 года ТОО «Консорциум по жилью» заключило договор с Латыповым Ф.Р. о строительстве жилого дома в микрорайоне «Кузнецовский затон», в рамках которого Латыповым Ф.Р. внесена оплата в сумме 90000 руб. согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру.

На сформированном земельном участке с кадастровым номером 02:55:011107:676 Латыповым Ф.Р. возведен объект незавершенного строительства, о признании права собственности на который Латыповым Ф.Р. подан иск.

Решением Кировского районного суда г.Уфы РБ от 21 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на незавершенный строительством объект по адресу: г.Уфа, Кузнецовский затон, квартал «Г», расположенный на земельном участке площадью 1459 кв.м с кадастровым номером 02:55:011107:676, отказано ввиду отсутствия у Концорциума по жилью полномочий на предоставление земельных участков гражданам под строительство индивидуальных жилых домов (л.д.221-223).

На основании вышеизложенных обстоятельств, земельный участок с кадастровым номером 02:55:011107:676 был аннулирован и исключен из государственного кадастра недвижимости 14.12.2011 года.

По заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 16 января 2012 года № 1/0200/12-460 и приложенного к нему Межевого плана, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:011107:1058, идентичный характеристикам аннулированного участка 02:55:011107:676, местоположение границ которых полностью совпадает (л.д.255-257).

Согласно письму ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ №00619 от 16 февраля 2012 года земельный участок, сведения о котором были аннулированы и исключены из ГКН, в частности 02:55:011107:676, и вновь образованный земельный участок 02:55:011107:1058 является одним и тем же объектом недвижимости. В период с 06 февраля по 9 февраля 2012 года сведения о земельном участке вновь были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (л.д.46-48).

Анализ приведенных выше норм земельного законодательств в их правовой связи позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в аренду должно производиться исключительно с соблюдением принципа публичности, в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать населению информацию о предоставлении земельных участков, независимо от целей, для которых они предоставляются.

Исходя из толкования правовых норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, опубликование указанных сведений в печатном издании является обязательным.

Несоблюдение указанных требований норм права свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка предоставления земельных участков в аренду.

Доказательств об опубликования сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования до обращения Анкудинова А.Ю. с иском в суд и по настоящее время материалы дела не содержат, суду апелляционной инстанции не представлено.

В связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Анкудиновым А.Ю. исковых требований, поскольку фактически иск направлен на получение земельного участка без соблюдения публичного порядка. Требования истца сводятся к предоставлению ему спорного земельного участка в аренду без опубликования сообщения в средствах массовой информации и аукциона, что не предусмотрено нормами земельного законодательства.

Изложенное не лишает истца права на получение спорного земельного участка с соблюдением процедуры его предоставления, предусмотренного ст. 30.1 ЗК РФ. Истцу не отказано в предоставлении конкретного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Предусмотренных законом оснований для заключения с Анкудиновым А.Ю. договора аренды испрашиваемого земельного участка не имеется.

Анализ предоставленных сторонами по делу доказательств свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца при совершении администрацией города действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, поскольку согласно ст. 2 ГПК Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.

Таким образом, необходимым условием для признания действий (бездействия) недействительным является нарушение прав и свобод гражданина.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспариваемого права, поэтому при обращении с требованиями о признании незаконными действия администрации городского округа г. Уфа РБ по снятию спорного участка земли с кадастрового учета, заявитель обязан в порядке ст. 56 ГПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет или снятие его с учета не могли повлиять на отсутствующее у Анкудинова А.Ю. право на испрашиваемый земельный участок.

Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета, Администрацией ГО г.Уфа препятствий для заявителя в получении земельного участка в аренду не создано, так как положениями подпункта 1 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, а именно:

1) обращение с заявлением;

2) проведение работ по формированию земельного участка, что включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов; публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;

3) государственный кадастровый учет;

4) проведение торгов;

5) подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления.

Государственный кадастровый учет земельного участка является третьим этапом в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, и отсутствие у лица, обратившегося с заявления о предоставлении участка земли без предварительного согласования места размещения, кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, само по себе не является препятствием в оформлении прав на землю в установленном законом вышеприведенном порядке.

Вместе с тем, Положением о землепользовании в г. Уфе, утвержденным решением 5 сессии ХХIII созыва Уфимского городского Совета РБ от 30 сентября 1999 года, установлен единый порядок действий городского Совета, администрации г. Уфы, юридических лиц и граждан по регулированию земельных отношений на территории города Уфа, в пункте 1.3.5 которого установлено, что при обращении с заявлением для рассмотрения вопроса об отводе земельного участка для граждан предусмотрен в Приложении № 1 перечень документов, а именно: заявление на имя главы с просьбой о предоставлении земельного участка, заключение Главархитектуры г. Уфы, копия генплана города, ходатайство администрации соответствующего района г. Уфы, справка, заключения необходимых служб города, паспорт. Кадастровый паспорт земельного участка не предусмотрен в качестве обязательного документа при обращении с заявлением об отводе, поскольку только с момента принятия положительного решения по рассмотрению заявления на право предоставления земельного участка, администрация города организует и подготавливает землеустроительное дело (п. 1.3.7 Положения о землепользовании в г. Уфы).

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального Закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок может быть поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления любого заинтересованного лица. Обязательным приложением к Заявлению о постановке на государственный кадастровый учет является межевой план, подготовленный в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

В материалах дела доказательства обращения Анкудинова А.Ю. с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет с предоставлением межевого плана, получения отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка или уклонения соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, отсутствуют, на обстоятельства такого обращения истец не ссылается и доказательств не приводит.

Следовательно, правовых оснований для признания действий Администрации города по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета незаконными не имеется.

Частью 5 ст. 24 вышеуказанного Закона установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета, администрация города реализовала свое право, предусмотренное ч. 5 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Анкудинова А.Ю.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 марта 2012 года отменить

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Анкудинова Александра Юрьевича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №02:55:011107:1058 в аренду для строительства индивидуального жилого дома, признании незаконными действия администрации по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером №02:55:011107:1058 общей площадью 1459 +/– 13 кв.м., обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок и заключить договор аренды земельного участка по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Испытателей, кадастровый номер № 02:55:011107:1058 общей площадью 1459 +/– 13 кв.м. сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома - отказать.

Председательствующий: Г.К. Зайнуллина

судьи Э.Р. Нурисламова

Е.А. Старичкова