ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-720/2015 от 24.03.2015 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Афонченко Л.В. Дело № 33-720-2015 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 24 марта 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой И.Н.,

судей Шуваевой Е.И. и Курочкиной И.А.,

при секретаре Сошниковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Б., Сол. о признании недействительной (фиктивной) постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, поступившее по апелляционной жалобе (основной и дополнительной) Б. на решение Конышевского районного суда Курской области от 22.12.2014 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области к Б., Сол. о признании недействительной (фиктивной) постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания удовлетворить.

Признать постановку иностранного гражданина Сол., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной».

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав объяснения Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу прокурора отдела прокуратуры Курской области Стародубцевой Т.А., представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Курской области в лице ТП УФМС России по Курской области в Конышевском районе по доверенности С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением к Б., Сол. о признании недействительной (фиктивной) постановки иностранного гражданина Сол. на миграционный учёт по месту пребывания. В обоснование заявленных требований, ссылаясь на ст.ст.2, 4, 11, 12, 21, 22, п.4 ч.1 ст.23 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», п.п.21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9 и нормы Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», указав на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения миграционного законодательства на территории Конышевского района установлено, что по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности Б., в период с 10 октября 2014 г. по настоящее время, зарегистрированы по месту пребывания 23 иностранных гражданина, в том числе Сол.. Вместе с тем, указанное жилое помещение, не стало для указанных иностранных граждан, в том числе и для Сол., местом пребывания, в соответствии с действующим законодательством, которое подразумевает регистрацию по месту пребывания предполагающие наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации. Вместе с тем иностранные граждане по месту временной регистрации фактически не проживали, то есть имеет место фиктивная постановка иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания. Фактическое отсутствие иностранных граждан по месту их регистрации делают невозможным обеспечение исполнения государством функций по защите прав и законных интересов граждан в различных сферах, исполнения ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами и государством, затрудняет контроль за исполнением иностранным гражданином норм действующего законодательства РФ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации на обеспечение национальной и общественной безопасности, в связи с чем прокурор просит признать недействительной (фиктивной) постановку иностранного гражданина Сол. на миграционный учёт по месту пребывания.

Судом постановлено решение об удовлетворении искового заявления.

В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать, поскольку на момент проверки, проведенной прокуратурой, иностранный гражданин Сол. выехал за пределы территории Российской Федерации, что в силу требований п.37 и п.40 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9, влечет за собой обязанность должностных лиц территориального органа Федеральной миграционной службы по снятию иностранного гражданина с учета по месту пребывания.

В суд апелляционной инстанции не явились: соответчик Сол., представитель соответчика Сол. – адвокат В., которые о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Б., возражения на жалобу прокурора Конышевского района Курской области, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования прокурора о признании недействительной (фиктивной) постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, суд первой инстанции исходил из того, что иностранный гражданин Сол. 12.10.2014 г. поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Б. на срок с 17.10.2014 г. по 09.01.2015 г.

Вместе с тем, фактически Сол. по указанному адресу не проживал, так как состояние дома не позволяет использовать его в качестве жилого помещения. Постановка на миграционный учет Сол. по месту пребывания по данному адресу произведена на основании документов, которые содержали заведомо ложные сведения о проживании (пребывании) иностранного гражданина по данному адресу, то есть фактически регистрация Сол. по месту пребывания носила формальный характер, в связи с чем постановка на миграционный учет иностранного гражданина Сол. по месту пребывания по вышеуказанному адресу является недействительной (фиктивной), а также из того, что порядок установления факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении, предусмотренный п.4 ч.1 ст.23 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в настоящее время не определен, основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания будет являться решение суда о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина.

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. №109-ФЗ.

Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в силу п.4 ч.1 ст.2 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При этом, в силу положений п.11 ч.1 ст.2 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

В силу ст.21 Федерального закона №109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего его учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (ГИСМУ).

Основания и порядок снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания определен ст.23 Федерального закона N 109-ФЗ. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе, в случае установления в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении (п.4 ч.1). При этом снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 настоящей статьи, осуществляется органом миграционного учета после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении (п.4 ч.2).

В соответствии со ст.8 Федерального закона №109-ФЗ Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. №9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации», которыми определено, что выявление факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении является основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания (п. «г» п.37). При получении документов, предусмотренных пунктом 37 указанных Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Приказом Федеральной миграционной службы России от 29.08.2013г. №364 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России 23.10.2013 г.№30243) (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия территориальных органов ФМС России с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, гостиницами, организациями федеральной почтовой связи и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в российской Федерации и снятию граждан с миграционного учета в Российской Федерации. Пунктом 104.1 Административного регламента при установлении факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в установленном порядке, а п.105 регламента в данном случае предусматривает обязанность должностного лица территориального органа ФМС в течение трех рабочих дней зафиксировать сведения о снятии с учета по месту пребывания иностранного гражданина в учетных документах и в ГИСМУ.

В соответствии с Положением об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.11.2012г. №1162, федеральный государственный контроль (надзора) в сфере миграции осуществляется Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией. В ходе государственного контроля в сфере миграции должностными лицами проверяется соблюдение положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания иностранных граждан; выявленные факты нарушения миграционного законодательства Российской Федерации фиксируются в установленном порядке, а по результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (п.1,2,5,6, п.п.«б», «г» п.7, п.8 Положения).

Таким образом, установление факта недействительной или фиктивной регистрации иностранного гражданина влечет за собой обязанность территориального органа ФМС по снятию иностранного гражданина с учета по месту пребывания.

Вышеприведенные нормы Федерального закона №109-ФЗ, Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и Административного регламента позволяют сделать вывод, что действующим законодательством регламентирован порядок установления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении, и в силу прямого указания в законе данный факт устанавливается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, а не на основании решения суда.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания будет являться судебное решение о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, так как законодателем не определен порядок установления указанного факта, основаны на неправильном применении норм материального права.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому, в силу п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Конышевского районного суда Курской области от 22.12.2014 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Конышевского района Курской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Б., Сол. о признании недействительной (фиктивной) постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания отказать.

Председательствующий:

Судьи: