ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7214/2016 от 14.10.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-7214/2016

В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Шишкиной Н.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего Кустовой С.В.,

судей Железовского С.И., Масловой Т.В.,

с участием прокурора Доськовой Т.Ю.,

при секретаре Носаль М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 20 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя АО «Федеральная пассажирская компания» - ФИО1, судебная коллегия

установила:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АО «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство – багажный вагон находящегося на балансе Вагонного участка Хабаровск – структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания», возложении обязанности по его реализации, установление срока исполнения решения суда.

В обосновании требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что 22.08.2014 г. ответчик разработал и направил на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов включающую в себя багажный вагон, находящийся на балансе Вагонного участка Хабаровск – структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания». 05.11.2014 г. багажному вагону Росжелдором присвоена первая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий. Срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов истек 05.02.2015 г. Ответчик, до присвоения категории степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства багажному вагону, разработал и направил на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон , без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов. Заключением Росжелдора от 01.10.2014 г. ответчику отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов . До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон с момента присвоения категории безопасности не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор, срок истек 05.08.2015 г.

Просил суд обязать ответчика разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство багажный вагон (, модель: 61-4185, реестровый ), находящегося на балансе Вагонного участка Хабаровск - структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания». Обязать ответчика, с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон , его реализовать. Установить срок исполнения решения суда, в части возложения обязанности ответчика разработать и направить план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - багажного вагона и направления плана обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган, на усмотрение суда. Установить срок реализации плана с момента его утверждения.

Решением Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 20.06.2016 г. исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены, постановлено:

обязать Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» в течение трех месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда, разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство багажный вагон (, модель: 61-4185, реестровый ), находящегося на балансе вагонного участка Хабаровск – структурного подразделения Дальневосточного филиала Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания».

Обязать Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» в течение шести месяцев с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство багажный вагон (, модель: 61-4185, реестровый ), находящегося на балансе вагонного участка Хабаровск – структурного подразделения Дальневосточного филиала Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» реализовать его.

Взыскать с Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылая на его незаконность и необоснованность. Указывает, что багажный вагон нельзя отнести ни к подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров, ни к подвижному составу, осуществляющему перевозку грузов повышенной опасности, следовательно, на момент обращения истца с настоящим исковым заявлением багажный вагон не являлся объектом транспортной инфраструктуры. Требование о разработке и направлении на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон противоречит требованиям ФЗ «О транспортной безопасности».

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Хабаровский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что багажный вагон находится на балансе Вагонного участка Хабаровск - структурное подразделение АО «Федеральная пассажирская компания».

22.08.2014 г. АО «Федеральная пассажирская компания» разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов , включающую в себя багажный вагон , модель: 61-4185, находящийся на балансе ответчика.

05.11.2014 г. багажному вагону Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России присвоена первая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, и его возможных последствий.

Срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в отношении багажного вагона истек 05.02.2015 г.

АО «Федеральная пассажирская компания» разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон до поступления информации от Росжелдора о присвоении категории багажного вагона , а также без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в Росжелдоре.

В нарушение п. 5.7, 5.8 Требований, в отношении багажного вагона проведены мероприятия по оценки уязвимости с превышением установленного трехмесячного срока 12.03.2015 г. путем распространения результатов оценки уязвимости багажного вагона. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон с момента присвоения категории безопасности, не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор. Срок по разработке, утверждению и реализации мер, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности багажного вагона, истек 05.08.2115 г.

Удовлетворяя требования Хабаровского транспортного прокурора, суд первой инстанции, руководствовался положениями приказа Минтранса России от 21.12.2010г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», п. 1 ст. 4, п. «е» ч. 11 ст. 1, ст. 2, ст. 1, ст. 7, ст. 8 ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 5.7, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. № 43, п. 2 приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», исходил из того, что вопреки требованиям законодательства о транспортной безопасности, АО «Федеральная пассажирская компания» разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон до поступления информации от Росжелдора о присвоенной категории багажного вагона , а также без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в Росжелдоре. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон с момента присвоения категории безопасности, не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор. Срок по разработке, утверждению и реализации мер, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности багажного вагона, истек 05.08.2115 г.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Данные требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 5.7, 5.8 данного Приказа субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.

Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно положений статей 8,9 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти.

На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками.

Доводы апелляционной жалобы о том, что багажный вагон не является транспортным средством, несостоятелен, поскольку, вагон является единицей подвижного состава и относится к прицепным рельсовым транспортным средствам, поскольку представляет собой средство для перевозки пассажиров, груза, оборудования, что согласуется с положениями Общероссийского классификатора основных фондов.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого судом решения не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 20 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» - без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Кустова

Судьи: Т.В. Маслова

С.И. Железовский