Судья Князева О.Г.
дело № 33-7221-2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Казанцевой Е.С., Ворониной Е.И.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
при секретаре Полушкиной Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 июля 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Уховой Людмилы Леонидовны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 мая 2018 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения истца Уховой Л.Л., представителя ответчика ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ Власовой С.Д., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Ухова Л.Л. обратилась в суд с иском к ФГБУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ, ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, с учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным приказ от 31.12.2017 г. об увольнении, восстановить в должности /должность/ отделения медицинского снабжения в ФГБУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ с 31.12.2017 г.; взыскать с ФГБУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 31.12.2017 г. по дату восстановления в должности, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы по оплате медикаментов, признать отказ Филиала №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ в приеме на работу незаконным, возложить обязанность на Филиал №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ заключить с ней трудовой договор в порядке перевода. Исковые требования мотивированы следующим: 01.01.2015 г. она была принята на работу в Филиал №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ на должность /должность/ отделения медицинского снабжения. 31.12.2017 г. она была уволена на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. С увольнением истец не согласна, поскольку уведомление об увольнении в связи с ликвидацией Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ ей было вручено 23.10.2017 г., а уволена она была 31.12.2017 г. (менее чем за 3 месяца). Из Приказа Минобороны РФ от 12.10.2017 №613 (п.2) следует, что на базе (фондах) ликвидируемого Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ создан Филиал №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ, в связи с чем истец считает, что произошла не ликвидация филиала, а реорганизация, изменилась его подведомственность, в связи с чем трудовые отношения с ней должны быть продолжены в силу ст. 75 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика ФГБУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которого исковые требования не признал, поскольку Министерством обороны РФ было принято решение о ликвидации Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ, которое в соответствии со ст. 61 ГК РФ, влечет прекращение его обязательств без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Представитель ответчика ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ в судебном заседании выразила свое несогласие с заявленным иском, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 11.05.2018 г. в удовлетворении иска Уховой Л.Л. было отказано.
В апелляционной жалобе истец Ухова Л.Л. просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на то, что Приказом Министра обороны РФ №613 от 12.10.2017 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Филиал № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ был ликвидирован путем создания на его фондах Филиала № 4 ФГКУ «354 военный госпиталь» Минобороны РФ, при этом организационная структура и штатное расписание практически не изменились, все имущество Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ было передано Филиалу № 4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ, государственная форма собственности не изменилась, что свидетельствует о том, что произошло лишь переподчинение. В силу ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация не может являться основанием для расторжения трудового договора. Прекращение трудового договора по инициативе работодателя возможно лишь в случае отказа работника от продолжения работы в новых условиях на основании п.6 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Все сотрудники Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ подали заявления об увольнении и принятии их в порядке перевода в Филиал № 4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ, однако, ей такой возможности предоставлено не было, что истец считает дискриминацией. Истец имеет 2 действующих сертификата и удостоверение на право работать с наркотическими средствами и психотропными веществами, вновь принятые провизоры такого удостоверения не имеют.
Кроме того, работодателем нарушена процедура увольнения, не получено мотивированное мнение профсоюзной организации по поводу ее увольнения, не поданы сведения о ней, как о высвобождаемом работнике, в Центр занятости населения, за 2 месяца до ее увольнения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Свердловского района г. Перми просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Согласно ч.4 ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).
Согласно ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует,
что Ухова Л.Л. состояла в трудовых отношениях с Филиалом №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ, работала провизором-технологом отделения медицинского снабжения.
ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации осуществляло свою деятельность по месту нахождения следующих филиалов: Филиал № 1 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (г. Пермь); Филиал № 2 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (Самарская обл., Волжский район, пгт. Рощинский); Филиал № 3 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (г. Оренбург), Филиал № 4 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (г. Сызрань); Филиал № 5 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (Оренбургская обл., с. Тоцкое-второе); Филиал № 6 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (г.Ижевск); Филиал № 7 ФГКУ «426 ВГ» Минобороны России (г. Киров). Филиалы действуют на основании доверенности и Положения о филиале, утвержденного руководителем учреждения. Организационная структура ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации определяется штатом, утвержденным в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ. В соответствии с п.4 Устава ФГКУ «426 Военный госпиталь» Минобороны России учредителем учреждения является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ.
Приказом Министерства обороны РФ N 613 от 12.10.2017 г. предусмотрена ликвидация Филиала N 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ, создание Филиала N 4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, изменение типа учреждения ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ на ФГБУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ, переподчинение ФГБУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ командующему войсками Центрального военного округа, срок проведения мероприятий установлен до 01.01.2018 г.
Приказом начальника ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ № 210 от 07.11.2017 г. предписано ликвидировать в срок до 31.12.2017 г. Филиал №1 (на 150 коек г.Пермь) ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ, начальнику ликвидируемого Филиала провести организационно-штатные мероприятия.
31.12.2017 членами комиссии подписан Ликвидационный акт по расформированию Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ.
Приказом начальника ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ от 29.12.2017 г. №266 с 01.01.2018 г. изменен тип учреждения на Федеральное государственное бюджетное учреждение «426 военный госпиталь» Минобороны РФ.
С 01.01.2018 г. Федеральное государственное казенное учреждение «426 военный госпиталь» Минобороны России в соответствии с директивой Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 13.12.2017 г., указаниями Штаба Объединенного стратегического командования Центрального военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации от 30.12.2017 № 20/1/4023 переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, из штата ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны России исключен Филиал № 1. 20 декабря 2017 года утвержден новый Устав ФГБУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, согласно которого ФГБУ «426 военный госпиталь Минобороны России является правопреемником ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны России.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в составе ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ с 01.01.2018 г. создан и зарегистрирован филиал № 4 с местом нахождения г. Пермь, ул. Петропавловская, 9.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что была проведена ни реорганизация ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ и ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, а ликвидация Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ без перехода прав и обязанностей и создание Филиала № 4 в ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, соответственно сотрудники Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ подлежали увольнению по п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (ликвидация организации) с предоставлением гарантий и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 178, 180 ТК РФ, либо по п.5 ст. 77 Трудового кодекса РФ (перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю).
Судебная коллегия не принимает доводы истца о том, что произошло лишь изменение подведомственности, переподчинение филиала ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ другому юридическому лицу ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ. Действующее законодательство не предусматривает переподчинение структурных подразделений, филиалов одного юридического лица, другому юридическому лицу, возможна лишь ликвидация филиала в структуре одного юридического лица и создание филиала в структуре другого юридического лица, что влечет увольнение работников ликвидируемого филиала и прием их на работу к другому работодателю.
У ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ и ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ один учредитель – Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, который вправе передавать имущество от одного юридического лица другому юридическому лицу, с созданием на его базе структурного подразделения другого юридического лица.
В соответствии с ч.1, 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
То есть, согласно вышеуказанной нормы права, возможна только реорганизация юридических лиц, реорганизация структурных подразделений или филиалов юридических лиц, которые не обладают правоспособностью, невозможна, поэтому доводы Уховой Л.Л. о том, что произошла реорганизация не состоятельны.
Порядок увольнения Уховой Л.Л. из ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ был соблюден, 23.10.2017 г. Уховой Л.Л. вручено уведомление об увольнении в связи с ликвидацией Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ.
Приказом начальника Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ № 234 от 22.12.2017 (параграф 1, п.26) Ухова Л.Л. уволена с занимаемой должности с 31.12.2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (ликвидация Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны России) с выплатой ежемесячной премии в размере 25% должностного оклада пропорционально отработанного времени за декабрь 2017 года, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
С приказом об увольнении Ухова Л.Л. ознакомлена должным образом, о чем свидетельствует ее личная подпись.
Судебная коллегия не соглашается с доводом Уховой Л.Л. о том, что она подлежала предупреждению о предстоящем увольнении за три месяца до увольнения, при этом истец не указала норму права, на которой основано ее утверждение. Согласно ч.2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работник предупреждается работодателем, не менее чем за 2 месяца до увольнения.
Согласно ст.82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
То есть при увольнении работников по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора, действующим законодательством не предусмотрено, поэтому довод Уховой Л.Л. о том, что работодатель не запросил мотивированное мнение профкома первичной профсоюзной организации, а потому ее увольнение незаконно, не состоятелен.
Доводы истца о незаконности увольнения в связи с тем, что ответчик ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны России не уведомил орган занятости населения о ее предстоящем увольнении, не влекут ее восстановление в ранее занимаемой должности, поскольку в соответствии положениями пункта 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" ответчик 16.10.2017 г. направил сведения об увольнении 197 работников в ГКУ Центр занятости населения г. Перми в связи с предстоящей ликвидацией 31.12.2017 г. Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны России. В сообщении также указаны сведения о том, что на основании Приказа Минобороны РФ № 613 на фондах ликвидируемого филиала будет создан Филиал № 4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Минобороны России, в связи с чем 85-95% увольняемых сотрудников будет трудоустроено. К сообщению приложены сведения о работниках, предполагаемых к увольнению. Не представление в службу занятости в письменной форме сведений о должности, профессии, специальности и квалификации, условиях оплаты труда каждого конкретного работника, при отсутствии других нарушений со стороны работодателя не является нарушением порядка увольнения и не может служить основанием для признания увольнения незаконным. Истец не обосновала, каким образом не представление о ней данных сведений нарушило ее права. При увольнении по п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ работодатель содержит работника в течение трех месяцев после увольнения посредством выплаты выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства. Из материалов дела не следует, что при представлении ответчиком вышеуказанных сведений об истце она могла бы быть трудоустроена немедленно после увольнения.
Таким образом, увольнение Уховой Л.Л. из ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ являлось законным и обоснованным, оснований для восстановления ее в ранее занимаемой должности не имеется.
В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 01.01.2018 г. Ухова Л.Л. подала в ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ заявление о приеме на работу в порядке перевода в Филиал №4 на должность /должность/ с 01.01.2018 г.
Письмом ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ от 15.01.2018 г. Уховой Л.Л. сообщено, что ее заявление рассмотрено, однако на работу в Филиал №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ переводом из Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ она не может быть принята, поскольку приказом начальника Филиала №1 ФГКУ «426 ВГ» от 22.12.2017 №237 она уже уволена по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ (в связи с ликвидацией организации).
09.01.2018 г. Уховой Л.Л. было подано заявление начальнику ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ о предоставлении ей письменного отказа в приеме на должность /должность/. На экземпляре данного заявлении Уховой Л.Л. был дан ответ, что вакантных должностей /должность/ в отделении медицинского снабжения и аптеке не имеется.
Согласно выписке из штатного расписания №27/418 Филиала №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в штате филиала имелось 3 должности /должность/ (1 должность в отделении медицинского снабжения, 2 должности в аптеке). При этом Приказом №2 от 06.01.2018 на должность /должность/ аптеки с 09.01.2018 г. была принята Х.; на две других должности /должность/ были приняты в порядке перевода с 01.01.2018 г. из Филиала № 1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Минобороны РФ К. и В.
При решении вопроса о принятии на работу во вновь созданный Филиал №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ работодатель вправе был учесть деловые качества лица, желающего поступить на работу, в том числе характеристику на Ухову Л.Л., составленную начальником отделения медицинского снабжения Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ, согласно которой Ухова Л.Л. допускала случаи приобретения медицинского оборудования без регистрационных документов, выписывала через отделение военного госпиталя медицинские препараты для личного использования, допускала нарушения трудовой дисциплины, не всегда выполняла поручения руководителя в установленный срок, конфликта, на замечания не реагирует, не всегда адекватно оценивает свои возможности, не признает и не исправляет свои ошибки.
Таким образом, отказ в приеме на работу Уховой Л.Л. был связан с тем, что по состоянию на 09.01.2018 г. вакансий по должности /должность/ в Филиале №4 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ не было, прием на работу Уховой Л.Л. в данное медицинское учреждение не был обязателен для данного работодателя, поскольку из Филиала №1 ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ она была уволена не по п.5 ч.1 ст. 77 ТК РФ, а по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, также работодатель вправе был принять во внимание деловые качества Уховой Л.Л., проявленные ею по прежнему месту работы.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба истца не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Уховой Людмилы Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: