ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7224 от 11.07.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья: Шерстобитова Е.Н.

Дело № 33-7224

Г. Пермь 11.07.2018

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Валуевой Л.Б.,

Судей Чулатаевой С.Г., Горбуновой О.А.,

При секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 11 июля 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Александровского городского суда Пермского края от 11 апреля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Военному комиссару городов Александровск и Кизел Пермского края о признании приказа № 101 от 14.07.2017года « О неисполнении должностных обязанностей страшим помощником по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе ФИО1» незаконным – отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Военному комиссару городов Александровск и Кизел Пермского края об отмене приказа № 101 от 14.07.2017года « О неисполнении должностных обязанностей страшим помощником по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе ФИО1» незаконным – отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Военному комиссару городов Александровск и Кизел Пермского края об отмене и признании неправомерным Акт проведения служебного расследования от 07.07.2017года, на основании которого был вынесен приказ №101 от 14.07.2017года, в связи с нарушением процедуры проведения служебного расследования – отказать.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., пояснения представителя Военного комиссара Пермского края ФИО2, просившего об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края» (далее -военный комиссариат Пермского края), Военному комиссару городов Александровск и Кизел Пермского края о признании приказа за № 101 от 14.07.2017года незаконным и его отмене.

Уточнив исковые требования, просила также отменить и признать неправомерным Акт проведения служебного расследования от 07.07.2017года, на основании которого был вынесен приказ № 101 от 14.07.2017года в связи с нарушением процедуры проведения служебного расследования.

Заявленные требования мотивировала следующим: находится в трудовых отношениях с военным комиссариатом Пермского края на основании трудового договора за № ** от 28.11.2016 года, занимает должность старшего помощника военного комиссара по финансово-экономической деятельности, социальной и пенсионной работе военного комиссариата городов Александровск и Кизел Пермского края. В соответствии с должностной инструкцией, являющейся приложением №1 к трудовому договору, установлено подчинение военному комиссару городов Александровск и Кизел Пермского края. 14.07.2017года военным комиссаром городов Александровск и Кизел Пермского края был издан приказ за №101 «О неисполнении должностных обязанностей страшим помощником по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе ФИО1» которым истице ФИО1 был объявлен выговор. 04.07.2017г. у неё было затребовано письменное объяснение по фактам неисполнения служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 32, 40-44,46, 47 должностной инструкции (приложение №1 к трудовому договору №**). При этом ФИО1 не была поставлена в известность, по каким именно фактам ей необходимо дать письменное объяснение и в чем выразилось нарушение. Со служебными записками №№ 1951, 1952, указанными в требовании о предоставлении объяснений, ФИО1 до дачи ею объяснений ознакомлена не была. Акт о проведении служебного расследованияот 07.07.2017г., на основании которого был вынесен приказ №101 от 14.07.2017г., также не содержит описания нарушения (дата, время, фактические обстоятельства). При этом в акте от 07.07.2017г. не указаны и пункты должностной инструкции, за нарушение которых ФИО1 привлечена к ответственности, в связи с чем факт дисциплинарного проступка не установлен. Приказ №101 от 14.07.2017г. не содержит оснований для применения дисциплинарного взыскания, поскольку в нем указано лишь о нарушении должностных обязанностей, предусмотренных п.п. 42, 44, работодателем не установлены основания для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истица ФИО1, полагая его незаконным и необоснованным. В жалобе излагает конкретные обстоятельства дела, полагает необоснованной ссылку суда на то обстоятельство, что ранее она не имела претензий к исполнению своих обязанностей. Суд не учел, что она не приняла дела у В., П1., З. по тем обязанностям, которые впоследствии она оспаривала в суде, приняла дела только по сокращаемой должности. К материалам дела не приобщены приказы о возложении обязанностей на других работников на время отсутствия ФИО1

В возражениях на апелляционную жалобу Военный комиссариат Пермского края просит решение суда оставить без изменения.

Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, рассмотрев дело в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ФИО1 извещена надлежащим образом.

В силу ст. 15 Трудового Кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 56 Трудового Кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу ст. 57 Трудового Кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: … трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела: 28.11.2016года между Военным комиссариатом Пермского края в лице Военного комиссара Пермского края М. (работодатель) и истицей ФИО1 (работник) был заключен трудовой договор **, в соответствии с которым работник ФИО1 переведена на работу в Военный комиссариат городов Александровск и Кизел на должность старшего помощника военного комиссара (городов Александровск и Кизел) по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе.

В соответствии с п.7 трудового договора работник обязан добросовестно выполнять должностные обязанности по своей должности согласно приложению №1 к трудовому договору.

Приложением №1 к трудовому договору ** от 28.11.2016 года предусмотрены должностные обязанности старшего помощника военного комиссара (городов Александровск и Кизел) по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе, подписанные военным комиссаром (городов Александровск и Кизел Пермского края) П2., утвержденным военным комиссаром Пермского края М., с которыми ФИО1 была ознакомлена 28.11.2016г., 22.05.2017 года ознакомлена с измененной редакций должностных обязанностей.

Согласно пункту 60 должностных обязанностей старший помощник военного комиссара (по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе) обязан выполнять приказы, распоряжения и указания военного комиссара городов Александровск и Кизел Пермского края в соответствии с трудовым договором.

Из трудового договора ** от 18.11.2016 г., заключенного между Военным комиссариатом Пермского края в лице военного комиссара Пермского края М. и начальником отдела (военного комиссариата Пермского края по городам Александровск и Кизел) П2., следует, что военный комиссар определяет обязанности подчиненного ему личного состава военного комиссариата

В соответствии с приложением № 1 к трудовому договору ** от 18.11.2016, утвержденным Военным комиссаром Пермского края М., военный комиссар обязан: издавать приказы в пределах возложенных на него полномочий: определять обязанности личному составу военного комиссариата; осуществлять контроль за исполнением трудовых обязанностей сотрудниками военного комиссариата контролировать соблюдение трудового законодательства; руководить pаботой военного комиссариата по организации пенсионного и социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных законодательством РФ пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других видов, и в том числе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных па военные сборы, а также по увековечиванию памяти погибших (умерших) военнослужащих, изготовлению и установке надгробных памятников допускается возложение военного комиссара и подчиненных ему должностных обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. Постановлениями, распоряжениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.

Во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 29.06.2016 № 314/2/3169, начальника штаба Центрального военного округе от 02.08.2016 № 14/20/1/751 в целях совершенствования организационно-штатной структуры военного комиссариата Пермского края приказом Военного комиссара Пермского края от 12.09.2016 № 293 «О переводе Военного комиссариата Пермского края со штата № 3/154-51(01) на штат № 3/753-51(01)» отделы военного комиссариата Пермского края по муниципальным образованиям переименованы в военные комиссариаты муниципальных образований, и в них сокращены две должности - старшего помощника начальника отдела (по финансово-экономической работе), начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения) и введена одна должность - старший помощник военного комиссара (по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе). Следствием таких организационно-штатных мероприятий явилось совмещение обязанностей двух должностей в одну должность.

До 01.12.2016года ФИО1 занимала должность старшего помощника начальника отдела военного комиссариата Пермского края по городам Александровск и Кизел (по финансово-экономической работе), в период проведения организационно-штатных мероприятий работник в установленном законом порядке предупреждена о сокращении штата, ей предложена вновь вводимая должность, она ознакомлена с уведомлением и новыми должностными обязанностями, ею дано согласие на перевод, что подтверждается ее подписями в уведомлении и должностных обязанностях.

Должностные обязанности старшего помощника военного комиссара городов Александровск и Кизел Пермского края (по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе) определены военным комиссаром городов Александровск и Кизел Пермского края П2. на основании доверенности на осуществление служебной деятельности, который военным комиссаром Пермского края уполномочен определять обязанности личному составу в пределах возложенных на военный комиссариат основных задач в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609.

Решением Ленинского районного суда г.Перми 06 июня 2017 года отказано удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Пермского края и признании незаконными и подлежащими отмене пунктов должностной инструкции (п.п. 5, 36, 37, 41-55, 57, 62) как избыточных и дискриминационных, пунктов приказов.

При рассмотрении указанного гражданского дела в пределах достигнутых между сторонами договоренностей работодатель внес изменения в должностную инструкцию ФИО1 В частности, из должностных обязанностей были исключены пункты, касающиеся обязанностей по организации хранения и использования бланков строгой отчетности, государственной и иной охраняемой законом тайны (п. 5), организации и ведения работы по учету и оформлению документов безвозвратных потерь личного состава (п. 36). Пункты 37, 41, 55, 57, 62 должностной инструкции ФИО1 были уточнены и изложены в новой редакции. 22.05.2017 ФИО1 ознакомлена с новыми должностными обязанностями.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела Пермского краевого суда от 18.10.2017 года решение суда оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 30.11.2017 по гражданскому делу № 2-5111/2017 в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными пунктов должностной инструкции 27, 32, 35, 40-50, 52 было отказано.

26.06.2017года на имя военного комиссара П2. от работника З. поступила служебная записка о том, что она в период с 01.12.2016года по 27.06.2017года выполняла работу, не входящую в ее функциональные обязанности, связанную с оформлением приказов по строевой части, больничных листов, трудовых договоров, трудовых книжек, командировочных удостоверений.

Помощник начальника отделения (ППП и УМР) (по ВУ) В. в служебной записке (вх. № 1952 от 28.06.2017) сообщает, что с 01.12.2016 года она также выполняла работу, не входящую в ее функциональные обязанности, связанную с приемом граждан, оформлением запросов в архивы, отчетов и иных документов по вопросам выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.

В связи с этим 03.07.2017года военный комиссар городов Александровск и Кизел издал приказ за № 94, в соответствии с которым назначил комиссию по проведению расследования по поводу неисполнения функциональных обязанностей старшим помощником военного комиссара по ФЭС и ПР ФИО1, которым также была утвержден и состав комиссии по расследованию указанных обстоятельств.

При этом ФИО1 04.07.2017года было вручено уведомление о начале служебного расследования, с которым последняя ознакомлена 04.07.2017года, также в этот же день ФИО1 было вручено уведомление о предоставлении письменного объяснения. ФИО1 07.07.2017года дала письменное пояснение о том, что указанные обязанности оспариваются ею в судебном порядке, решение Ленинского районного суда г.Перми на 06.07.2017года не вступило в законную силу.

В результате служебного расследования было выявлено, что старший помощник военного комиссара по финансово- экономической, социальной и пенсионной работе ФИО1 действительно не выполняет должностные обязанности по кадровой работе с ветеранами боевых действий (ДРА,СКР, респ. Чечня), мотивируя тем, что вышеуказанные пункты обязанностей оспаривались в суде.

07.07.2017года составлен Акт о проведении служебного расследования, которым был установлен факт неисполнения истицей ФИО1 своих функциональных обязанностей, связанных с кадровой работой и работой с ветеранами боевых действий.

Приказом военного комиссара городов Александровск и Кизел Пермского края от 26.05.2017 № ** ФИО1 объявлено замечание за не оформление командировочных удостоверений работникам военного комиссариата.

Приказом военного комиссара городов Александровск и Кизел Пермского края от 06.07.2017 № ** ФИО1 объявлено замечание за самоустранение от проведения занятия с личным составом военкомата о порядке оформления командировочных документов.

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Делая такой вывод, суд первой инстанции исходил из следующего:

доводы истца не могут служить основанием для признания Акта о проведении служебного расследования от 07.07.2017года неправомерным, все обстоятельства, указанные в Акте, нашли свое подтверждение в ходе служебного расследования, Акт основан на тех письменных доказательствах, которые были установлены комиссией при проведении служебного расследования, в том числе на личных объяснениях ФИО1 о фактическом отказе от исполнения должностных обязанностей;

довод ФИО1 о нарушении процедуры проведения служебного расследования ничем не подтвержден, служебное расследование проведено на основании действующего законодательства, доводы об отсутствии печати, порядкового номера, времени и даты совершения проступка, не могут служить основанием для признания Акта служебного расследования неправомерным, допущенные ФИО1 нарушения указаны в должностных записках З. и Н.;

вывод истицы о том, что обжалование пунктов инструкции приостанавливает действие должностной инструкции в указанной части, является ошибочным;

ФИО1 не могла не знать, за неисполнение каких именно обязанностей с нее требуется объяснение, в приказе военного комиссара городов Александровск и Кизел Пермского края за № 101 от 14.07.2017года четко и конкретно указывается, что она привлечена к дисциплинарной ответственности, а именно: за отказ выполнять п.п. 42, 44 должностных обязанностей; 28.06.2017, 04.07.2017, 06.07.2017 ФИО1 писала объяснение на имя военного комиссара городов Александровск и Кизел Пермского края с формулировкой: «Обязанности, которые с меня спрашиваете, оспариваются в судебном порядке. Решение суда.. . не вступило в законную силу...»;

военный комиссар городов Александровск и Кизел Пермского края П2., издавая приказ № 101 от 14.07.2017 года «О неисполнении должностных обязанностей старшим помощником военного комиссара по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе ФИО1», действовал в пределах предоставленных ему военным комиссаром Пермского края полномочий, законно и правомерно привлек ФИО1 к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих должностных обязанностей, наложение дисциплинарного взыскания на работника в виде выговора является адекватной мерой дисциплинарного взыскания, соразмерного характеру проступка, действия истца были правильно квалифицированы как дисциплинарный проступок, влекущий наступление предусмотренной законом ответственности.

Выводы суда являются обоснованными и мотивированными, соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы фактически сводятся к изложению конкретных фактов, не содержат ссылки на обстоятельства, которые не учитывались бы судом первой инстанции, выводы суда не опровергают.

Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в иске было отказано правомерно, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, аналогичны основаниям заявленного иска, соответственно, проверялись судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Александровского городского суда Пермского края от 26 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: