ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7235/2023 от 09.11.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0023-01-2022-007749-30

Строка 2.148; госпошлина 3 000 руб.

Судья Дружинин И.А. 09 ноября 2023 г.

Докладчик Мананникова Т.А.

Дело № 33-7235/2023

г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

судей Рассошенко Н.П., Фериной Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Кашутиной А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» к ФИО11 о возложении обязанности устранить препятствия в эксплуатации железнодорожного пути, взыскании судебной неустойки по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» на решение Северодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО16, судебная коллегия

установила:

закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» (далее – ЗАО «<данные изъяты>») обратилось в суд с иском к ФИО11 о возложении обязанности устранить препятствия в эксплуатации железнодорожного пути, взыскании судебной неустойки.

В обоснование заявленного требования указано, что истцу на праве собственности принадлежит подъездной железнодорожный путь от стрелочного перевода до стрелочного перевода с кадастровым номером , расположенный в <адрес>. Железнодорожный путь располагается в пределах земельных участков с кадастровыми номерами , , , . Смежным является земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ответчику. На земельном участке ответчика осуществлено асфальтирование и установка бордюрного камня с нарушениями, создающими угрозу при эксплуатации железнодорожного пути, поскольку расстояние от оси железнодорожного пути истца до асфальта и бордюрного камня, размещенных на земельном участке ответчика, составляет менее 3 100 мм.

На основании изложенного, истец просил суд возложить на ответчика обязанность по устранению препятствия в эксплуатации железнодорожного пути путем выполнения в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу работ по переносу асфальтового покрытия и бордюрного камня на расстояние не менее 3 100 мм от оси железнодорожного пути, а также обязать произвести контрольные замеры, подтверждающие устранение препятствий. В случае неисполнения указанных обязательств истец просил суд взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 1 000 рублей в день.

Ответчик с иском не согласилась.

Рассмотрев дело, суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований ЗАО «<данные изъяты>» к ФИО11 о возложении обязанности устранить препятствия в эксплуатации железнодорожного пути, взыскании судебной неустойки, отказал.

С данным решением не согласился истец ЗАО «<данные изъяты>», подав апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО17 считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене. Указывает, что «габарит приближения строения» содержится в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», утвержденном решением комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ. Данный технический регламент распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. В соответствии с п. 4 данного регламента «габарит приближения строений» - предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого, помимо железнодорожного подвижного состава, не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве связано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновение с другими частями железнодорожного подвижного состава. Аналогичное понятие термина содержит «ГОСТ 9238-2013. Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений». Исходя из толкования данных источников, следует, что во внутригабаритное пространство железнодорожного пути не должны попадать не только части строений, но и иные вещи (предметы), даже если они не являются объектами капитального строительства. Истец полагает, что в данном случае асфальтовое покрытие и бордюрный камень, размещенные ответчиком на земельном участке с кадастровым номером , являются плоскостным сооружением, и их нахождение на расстоянии 2761 мм от оси железнодорожного пути, принадлежащего истцу, нарушает требования технического регламента и «ГОСТ 9238-2013. Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений», поскольку в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 9238-2013 установлено общепринятое расстояние 3 100 мм от оси пути до линии приближения существующих зданий, сооружений и устройств.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО18 просит оставить решение суда без изменения, указывает, что замощение земельного участка не является сооружением, а также не попадает под понятие «хранение материалов».

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО17, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Способы защиты гражданских прав осуществляются, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ).

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Условием для удовлетворения иска об устранении препятствий в осуществлении права владения является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что законный владелец претерпевает нарушения своего права, а также того, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом принадлежащего ему имущества, не соединенные с лишением владения и носящие реальный характер.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО «<данные изъяты>» является собственником подъездного железнодорожного пути от стрелочного перевода до стрелочного перевода с кадастровым номером , расположенного в <адрес> (л.д. 8-9).

Железнодорожный путь располагается в пределах земельных участков с кадастровыми номерами .

Смежным является земельный участок с кадастровым номером , площадью 13269 +/- 40 кв. м, принадлежащий на праве собственности ФИО11 (л.д. 10-20).

На указанном земельном участке ФИО11 осуществлено асфальтирование, а также установлен бордюрный камень, которые расположены на расстоянии от 2 761 мм до 2 935 мм от оси железнодорожного пути истца (л.д. 21).

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что асфальтовое покрытие земельного участка, а также установленный на участке бордюрный камень не являются частью какого-либо строения, сооружения, линейного объекта, а относятся к неотделимым улучшениям земельного участка и представляют собой элементы благоустройства земельного участка. Несоблюдение расстояния равного 3100 мм от асфальтового покрытия и бордюрного камня до оси железнодорожного пути не свидетельствует о нарушении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 10 ранее действовавших Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, габарит приближения строений это предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава.

В соответствии с пунктом 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, габариты приближения строений должны соблюдаться у всех эксплуатируемых железнодорожных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным в настоящем пункте габаритам.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 9238-2013 установлено общепринятое расстояние 3100 мм от оси пути до линии приближения существующих зданий, сооружений и устройств.

Данным пунктом также предусмотрено, что расстояние 3100 мм от оси пути до линии приближения существующих зданий, сооружений и устройств в трудных условиях допускается, по разрешению владельца инфраструктуры, уменьшать, но принимать до внутреннего края опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров, подпорных стенок не менее 2750 мм на перегонах и 2450 мм на железнодорожных станциях. Под трудными условиями в настоящем стандарте следует понимать сложные топографические, геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных габаритных размеров связано со значительным увеличением объема и стоимости строительно-монтажных работ, с необходимостью переустройства существующего земляного полотна, станционных путей, инженерных сооружений, со сносом строений.

По мнению судебной коллегии, элементы благоустройства земельного участка ответчика не могут рассматриваться в качестве сооружений и устройств, следовательно, их расположение на расстоянии менее 3100 мм от оси пути не препятствует эксплуатации истцом принадлежащему ему железнодорожного пути.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда, изложенные в решении, не опровергают.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» – без удовлетворения.

Председательствующий ФИО16

Судьи ФИО110

ФИО110