Судья – Храпылин Т.Н. Дело № 33-7236/14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 апреля 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Бендюк А.К.
судей Заливадней Е.К., Пшеничниковой С.В.
при секретаре Зибиревой И.А.
по докладу Пшеничниковой С.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чертова В.А. на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 05 февраля 2014 года по делу по иску ФКУ Упрдор «Кубань» гор. Краснодар к Мирзаеву А.М. о компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом федеральной собственности - федеральным автомобильным дорогам.
Заслушав доклад, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 05 февраля 2014 года удовлетворены полностью требования ФКУ Упрдор «Кубань» к Мирзаеву А.М. о компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом федеральной собственности - федеральным автомобильным дорогам.
Взыскано с ФИО1 в доход федерального бюджета в счет компенсации ущерба, - <...> а также возврат уплаченной государственной пошлины за подачу искового заявления в размере <...>
В апелляционной жалобе представитель по доверенности ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции, так как считает его незаконным и необоснованным. Так ответчику истцом не было предъявлено специальное разрешение; отсутствие в акте отметок о несогласии с проведенными замерами и лицами составившими акт ( со стороны водителя), само по себе не является доказательством признания ответчиком вины, и не свидетельствует о достоверности сведений, указанных в акте.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором ссылается на то, что действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов. Грузоперевозчик, транспортное средство которого превышает разрешенные весовые параметры, обязан обратиться в уполномоченный орган управления автодорог (ФКУ Упрдор «Кубань» в данном случае), получить в установленном порядке разрешение и оплатить стоимость ущерба нанесенного автодороге.
Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров в рамках предоставленных полномочий осуществляют совместно сотрудники ДПС ГИБДД Краснодарского края с дислокацией на участке автодороги М-27 Джубга-Сочи км 125+550 (в данном случае) и Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН по КК и РА). На пункте весового контроля СПВГК 4, расположенного на федеральной автомобильной дороге М-27 Джубга-Сочи км 125+550, 20.12.2012 установлен факт несанкционированного проезда принадлежащего ФИО1 седельного тягача ФАВ, государственный регистрационный номер <***>, выполняющего грузоперевозку с превышением допустимых весовых параметров, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, причинен ущерб на указанную выше сумму. Факт нарушения подтверждается актом от 20.12.2012 года № 2014 о превышении транспортным средством, установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Российской Федерации. ФИО3 Гаруновичем не было предъявлено разрешение на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Владельцем транспортного средства, осуществляющим грузоперевозку, является ФИО1.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
П. 1.2 устава ФКУ Упрдор «Кубань» определен правовой статус Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства», а именно: «Управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» (л.д. 14-22).
На основании п. 3.3.6 данного Устава, к целям деятельности управления относится согласование маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами и выдача соответствующих разрешений на проезд по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортных средств, масса, нагрузки на ось или габариты которых превышают допустимые значения, кроме международных перевозок.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу частями 1 и 3 ст. 31 данного закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 31 закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов. Грузоперевозчик, транспортное средство которого превышает разрешенные весовые параметры, обязан обратиться в уполномоченный орган управления автодорог - ФКУ Упрдор «Кубань» в данном случае, для получения в установленном порядке разрешения и оплатить стоимость ущерба нанесенного автодороге.
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Российской Федерации № 2014 от 20.12.2012 года на л.д. 11, 20.12.2012 года на пункте весового контроля СПВГК 4, расположенного на федеральной автомобильной дороге М-27 Джубга-Сочи км 125+550, установлен факт несанкционированного проезда, седельного тягача ФАВ, государственный регистрационный номер <***>, выполняющего грузоперевозку с превышением допустимых весовых параметров.
В соответствии со свидетельством о регистрации № 624901, владельцем данного транспортного средства, осуществляющим грузоперевозку, является ответчик ФИО1
При этом установлено, что водителем транспортного средства - ФИО4 не было предъявлено разрешение на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Следовательно, факт получения данного разрешения ничем не подтвержден.
В соответствии со статьей 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, судом первой инстанции был учтен тот факт, что в связи с неисполнением ответчиком обязательств по возмещению причиненного ущерба, истцом в его адрес была направлена претензия с требованием возмещения ущерба, что является доказательством, подтверждающим выполнение истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование правовых норм, являются необоснованными, опровергаются материалами дела и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так необоснованной является ссылка ответчика на то, что он не привлечен к административной ответственности, в связи с чем, его вина не является доказанной. Судебная коллегия не может согласиться с указанным доводом, т.к. обязанность по оформлению документов об административных правонарушениях лежит на органах ГИБДД, а не на ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» /ФКУ УПРДОР «Кубань»/.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно.
Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При изложенном, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 05 февраля 2014 года по делу по иску ФКУ Упрдор «Кубань» гор. Краснодар к ФИО1 о компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом федеральной собственности - федеральным автомобильным дорогам, – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2, – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: