Дело № 33- 7237/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Масловой Т.В., Романовой И.А.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 октября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 21 июня 2016 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Марченко Ю.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчику. В обоснование исковых требований указал, что проверкой установлено, что ответчик 22.08.2014 г. разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов ГРО №_ПЧХ3243173, включающую в себя багажный вагон ( № 09651118, модель 61-4185). Находящейся на балансе Вагонного участка – структурного подразделения АО «ФПК». 05 ноября 2014 года багажному вагону № 09651118 Росжелдором присвоена первая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий. Срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов истек 05 февраля 2015 года. Таким образом, ответчик до присвоения категории степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства багажному вагону, разработал и направил на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон № 09651118, без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов. Заключением Росжелдора от 01 октября 2014 года ответчику отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов ГРО №_ПЧХ3243173. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон № 09651118 с момента присвоения категории безопасности не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор, срок истек 05 августа 2015 года. Данное бездействие может повлечь угрозу актов незаконного вмешательства, незащищенность транспортных средств. Просит возложить на ответчика обязанность разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство - багажный вагон (№ 09651118, модель: № 61-4185, реестровый № ПЧХ7961118), находящегося на балансе Вагонного участка Хабаровск - структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания». Обязать ответчика с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство - багажный вагон (№ 09651118, модель: № 61-4185, реестровый № ПЧХ7961118), его реализовать. Установить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности ответчика разработать и направить план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - багажного вагона (№ 09651118, модель: № 61-4185, реестровый № ПЧХ7961118) и направления плана обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган, на усмотрение суда. Установить срок реализации плана с момента его утверждения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 21 июня 2016 года на ответчика возложена обязанность разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство багажный вагон( № 09651118, модель: № 61-4185, реестровый № ПЧХ7961118), находящегося на балансе Вагонного участка Хабаровск - структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
Возложена обязанность с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон (№ 09651118, модель: № 61-4185, реестровый № ПЧХ7961118), его реализовать, установить срок исполнения – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе АО «Федеральная пассажирская компания» просит отменить решение суда, указав, что багажный вагон не является объектом транспортной инфраструктуры. Следовательно, требования о разработке и направлении на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности противоречат требованиям Закона № 16-ФЗ. Багажные вагоны является пассажирскими, но не предназначены для перевозки пассажиров, а для перевозки багажа и грузобагажа.
Представитель ответчика, представители третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежащем образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просили, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (подп. 10); обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (подп. 4); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (подп. 9).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Данные требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 5.7, 5.8 данного Приказа субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно положений статей 8,9 ст. 8, ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что АО «ФПК» 22.08.2014 г. разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов № ГР0_ПЧХ3243173, включающую в себя багажный вагон (№ 09651118, модель: № 61-4185) (далее - багажный вагон № 09651118), находящийся на балансе Вагонного участка Хабаровск -структурного подразделения АО «ФПК».
05.11.2014 багажному вагону № 09651118 Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России (Росжелдор) присвоена первая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий (реестровый № ПЧХ7961118, уведомление Росжелдора о присвоении категории от 05.11.2014 № УТБ-6/501-ис).
Срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в отношении багажного вагона № 09651118, установленный п. 5.7 Требований, истек 05.02.2015г.
Заключением Росжелдора от 01.10.2014 компании АО «ФПК» отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов № ГР0_ПЧХ3243173.
До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности на Багажный вагон № 09651118, с момента присвоения категории безопасности, не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор.
Срок по разработке, утверждению и реализации мер, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности багажного вагона № 09651118, установленный п. 5.8 Требований, истек 05.08.2015.
Суд первой инстанции, руководствуясь ч.1, 4 ст.2, ст.1, 4, ст.8, п.1 ст.9 Федерального закона « О транспортной безопасности», п.10 раздела II Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010. № 286, Приказами Минтранса России от 08.02.2011 г. № 43, от 12.04.2010 г. № 87 « О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», установив, что, вопреки требований законодательства о транспортной безопасности, АО «ФПК» разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон № 09651118 до поступления информации от Росжелдора о присвоенной категории багажного вагона № 09651118, а также без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в Росжелдоре, до настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон с момента присвоения категории безопасности не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор, срок разработки, утверждения и реализации мер, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности багажного вагона истек 05.08.2015 г., учитывая, что неисполнение вышеуказанных требований законодательства может повлечь за собой угрозу применения к категорированным транспортным средствам - вагонам АО «ФПК» актов незаконного вмешательства, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований транспортного прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что багажный вагон не является объектом транспортной инфраструктуры, не предназначен для перевозки пассажиров, не освобождает от исполнения возложенной нормами действующего законодательства обязанности по разработке и направления на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон, который, в соответствии с подп.11 ст.1 Федерального закона « О транспортной безопасности» относится к транспортным средствам.
В соответствии с п.10. Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.201 г. № 286, пассажирскими вагонами являются вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории. Следовательно, багажные вагоны относятся к пассажирским, в соответствии с п. «е» ч.11 ст.1 Федерального закона « О транспортной безопасности», багажные вагоны входят в перечень категорируемых транспортных средств.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку доказательств, исследованных судом, оценка которым дана судом в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 21 июня 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности – оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» - без удовлетворения.
Председательствующий Верхотурова И.В.
Судьи Маслова Т.В.
ФИО1