ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7241/17 от 03.08.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Алферьевская С.А.

Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-7241/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 августа 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Малиновской А.Л. и Сальниковой Н.А.,

при секретаре Яковенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к военному комиссару Иркутской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в г. Иркутске,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2017 года,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к военному комиссару Иркутской области, просил признать решение военного комиссара Иркутской области выплачивать ему военную пенсию с 01.06.2016 без районного коэффициента незаконным; обязать ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» доплатить ему в период с 01.06.2016 до момента вступления решения суда в законную силу ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента 1,2; обязать ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» с момента вступления решения суда в законную силу выплачивать ему пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в г. Иркутске, до момента подачи им заявления о прекращении выплаты пенсии в связи со сменой места жительства.

В обоснование исковых требований указал, что с 01.10.2007 является военным пенсионером и ежемесячно получает пенсию за выслугу лет. До 31.05.2016 размер получаемой пенсии составлял 22107, 19 руб. Начиная с 01.06.2016, он стал получать пенсию в размере 18422, 66 руб., то есть без районного коэффициента 1,2. При обращении к ответчику пояснили, что выплата пенсии с районным коэффициентом прекращена в связи с тем, что по месту своего жительства он не проживает, а пенсия с районным коэффициентом начисляется в зависимости от местности, где он фактически проживает. Решение ответчика о выплате пенсии с 01.06.2016 без учета районного коэффициента полагает незаконным. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, является его единственным местом жительства. Свое место жительства не изменял, никаких заявлений по изменению регистрационного учету и по выплате пенсии по иному месту жительства не подавал. У него нет нигде возможности регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства, в связи с чем у него отсутствует возможность получать пенсию в ином месте, кроме как по месту своего жительства в городе Иркутске. Полагает, что Военный комиссар Иркутской области не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, а именно факт не проживания в г. Иркутске или факт проживания в ином месте, а также не имеет полномочий самостоятельно изменять размер установленной ему в соответствии с действующим законодательством пенсии.

Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Иркутской области».

В судебное заседание истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Иркутской области» ФИО3 требования ФИО1 не признала, в удовлетворении иска просила отказать.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25.05.2017 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с выпиской из ЕГРН у ФИО1 имеется на праве общей долевой собственности только жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> Однако данное обстоятельство не принято судом во внимание и решение вынесено только на основании докладной записки работника Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области». Считает, что военный комиссар Иркутской области не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, и изменять размер выплаты пенсии военным пенсионерам. Таким образом, решение суда является незаконным и необоснованным.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующий в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с п. «а» ст. 14 названного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В соответствии со ст. 48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.11.2007 ФИО1 обратился к Октябрьскому и Правобережному районному военному комиссару с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с действительной военной службы 30.09.2007. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет указал адрес места проживания: <адрес изъят>. ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с 30.09.3007, в настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет.

Как следует из расчета пенсии, пенсия за выслугу лет назначена и выплачивалась ФИО1 с учетом районного коэффициента 1.2, установленного на территории г. Иркутска, начиная с 01.02.2016 размер пенсии составил 22107,19 руб.

С 01.06.2016 размер выплачиваемой ФИО1 пенсии ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» пересчитан без учета районного коэффициента и составил 18422,66 руб.

31.01.2017 ФИО1 обратился к начальнику центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» с заявлением о выдаче справки о выплате пенсии с указанием причин снятия 4000 руб.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 дан ответ от 01.02.2017 № 2ГИ-37729 о том, что согласно докладной записке начальника отдела по Октябрьскому и Правобережному административным округам г. Иркутска ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» по адресу регистрации: <адрес изъят>, он не проживает. В связи с не проживанием пенсионера в местности, где к заработной плате служащих устанавливаются районные коэффициенты, оснований для выплаты пенсии с районным коэффициентом с 01.06.2016 не имеется. Вопрос о возобновлении выплаты районного коэффициента может быть рассмотрен только при его личной явке (обращении) в военный комиссариат (Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутск Иркутской области) и постоянном фактическом проживании на территории Иркутской области.

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтвержден факт постоянного проживания ФИО1 на территории г. Иркутска, где установлен районный коэффициент в размере 1.2. Так как 25.04.2016 ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» установлено отсутствие ФИО1 по месту регистрации в г. Иркутске и его нахождение за переделами Иркутской области, то есть обстоятельство, влекущее за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения, без учета районного коэффициента, то учреждением правомерно, в соответствии с п. «а» ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 произведен перерасчет размера пенсии ФИО1 с 01.06.2016.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с выпиской из ЕГРН у ФИО1 имеется на праве общей долевой собственности только жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, не принимаются во внимание.

Согласно протоколу судебного заседания от 25.05.2017, представитель истца в судебном заседании пояснил, что ему неизвестно место нахождения ответчика в настоящее время, на территорию Иркутской области ответчик периодически приезжает, у ФИО1 нет другого жилья в других регионах.

Материалами дела факт постоянного проживания ФИО1 на территории г. Иркутска не подтверждается.

Факт наличия у ФИО1 регистрации по месту жительства на территории г.Иркутска и факт наличия в его собственности только одного жилого помещения в данном городе не является доказательством действительного проживания истца на территории г. Иркутска, и как следствие, не является основанием для выплаты ему пенсии с учетом районного коэффициента, установленного в г. Иркутске.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что военный комиссар Иркутской области не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, и изменять размер выплаты пенсии военным пенсионерам, не основана на нормах материального права. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, пенсионным органом Министерства обороны является военный комиссариат субъекта Российской Федерации (по настоящему делу - ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области»). Таким образом, сотрудники ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» вправе устанавливать основания, влияющие на размер пенсии. В связи с этим, военный комиссар обоснованно поставил резолюцию на докладной записке о снятии районного коэффициента до выяснения места пребывания пенсионера.

Судебная коллегия также учитывает, что в случае обращения истца к ответчику и подтверждения фактического проживания на территории г. Иркутска в будущем, выплата ему районного коэффициента к пенсии будет возобновлена.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи А.Л. Малиновская

Н.А. Сальникова