ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7258/20 от 01.10.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-7258/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Церцвадзе Г.Д.

УИД 91RS0013-01-2020-000933-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Мотиной И.И.

судей Чистяковой Т.И., Притуленко Е.В.

при секретаре Лыфарь Л.В.

рассмотрела 01 октября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Кировского района Республики Крым к председателю Кировского сельского совета – Главе администрации Кировского сельского поселения ФИО1, Администрации Кировского сельского поседения Кировского района Республики Крым, ФИО2 об изменении формулировки увольнения,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда Республики Крым от 23 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кировского района Республики Крым, действующий в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к председателю Кировского сельского совета – Главе администрации Кировского сельского поселения, ФИО2 о признании незаконным основание увольнения ФИО2 по ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации – по соглашению сторон, об изменении формулировки увольнения на увольнение в связи с утратой доверия по ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», о возложении обязанности на ФИО2 в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым для внесения записи об изменении основания увольнения, о возложении обязанности на председателя Кировского сельского совета- главу администрации сельского поселения Кировского района Республики Крым по внесению записи в трудовую книжку ФИО3 об изменении основания увольнения в связи с утратой доверия по ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В обоснование требований прокурор сослался на результаты проверки прокуратуры района, которой было установлено, что на основании распоряжения администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым от 14.10.2019 № 42-л ФИО2 принят на должность ведущего специалиста по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым.

При трудоустройстве при заполнении анкеты ФИО2 не указал о своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также не предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также справку о наличии (отсутствии) судимости. Также, как указывает истец, в период прохождения муниципальной службы ФИО2 не предпринял меры по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и исключению соответствующих сведений из ЕГРЮЛ.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района 31.03.2020 в адрес председателя Кировского сельского совета вынесено представление об устранении нарушений закона в сфере прохождения муниципальной службы и противодействии коррупции путем принятия в отношении начальника отдела по земельно-имущественным отношениям, вопросам ЖКХ и обращения граждан администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым ФИО2 мер, предусмотренных ч. 2 ст. 27.1, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, направленных на расторжение трудового договора в связи с утратой доверия. Однако, распоряжением председателя Кировского сельского совета - главы администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым от 07.05.2020 N 22-л ФИО2 был уволен в соответствии со ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон. Полагая указанное распоряжение незаконным, прокурор обратился с иском в суд.

Решением Кировского районного суда Республики Крым от 23 июня 2020 года исковые требования прокурора Кировского района Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации удовлетворены.

Суд признал незаконным основание увольнения ФИО2 по ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации «по соглашению сторон», формулировка основания увольнения « по соглашению сторон» изменена на увольнение по ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - в связи с утратой доверия. Данные решение на ФИО2 возложена обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым для внесения записи об изменении основания увольнения, на председателя Кировского сельского совета - главу администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым ФИО1 судом возложена обязанность по внесению записи в трудовую книжку ФИО2 об изменении основания увольнения в связи с утратой доверия по ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Не согласившись с указанным решением суда, ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований прокурора. В апелляционной жалобе ФИО2 полагает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и исследовании представленных по делу доказательств. По мнению апеллянта, он реализовал свое право на расторжение трудового договора, предусмотренное ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации, спор между ним и работодателем отсутствовал, служебная проверка по представлению прокурора не была завершена к моменту увольнения. Так же апеллянт считает, что требования прокурора противоречат разъяснениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2020 года.

Представитель прокурора Кировского района Республики Крым –Хижняк Е.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Ответчики ФИО2 не принимал участия в судебном заседании, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил об отложении дела, в связи с тем, что его представитель принимает участие в рассмотрении уголовного дела.

Представитель ответчика администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым, ответчик - председатель Кировского сельского совета – глава администрации Кировского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании участия не принимали, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Прокурор - в своем заключении указал, что суд принял обоснованное решение, просил решение суда оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Федеральный закон N 273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (Федеральный закон N 25-ФЗ) установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от18.05.2009года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» органам местного самоуправления рекомендовано определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах (п.3).

Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими администрации Кировского сельского поселения, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым от 30.12.2015 года №137, предусмотрено, что обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» и от 02.03.2007года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» возлагается на граждан, претендующего на замещение должности муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень должностей (реестр муниципальных служащих), муниципальные служащие, замещающие должности муниципального служащего в администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым, предусмотренные этим перечнем должностей.

Должность ведущего специалиста по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Кировского сельского поселения Республики Крым, которую замещал ФИО2, входит в указанный перечень муниципальных служащих.

Прокуратурой Кировского района была проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым требований законодательства в сфере прохождения муниципальной службы и противодействия коррупции.

В ходе указанной проверки было установлено, что Распоряжением председателя Кировского сельского совета от 14.10.2019 года -л ФИО2 был принят на должность ведущего специалиста по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Кировского сельского поселения Республики Крым с испытательным сроком 1 месяц.

Согласно Уведомлению от 14.11.2019 года работодатель переименовал указанную должность на должность начальника отдела по земельно-имущественным отношениям, вопросам ЖКХ и обращения граждан администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым.

При трудоустройстве ФИО2 предоставил анкету, в которой не указал о деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также не были представлены сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также справка о наличии (отсутствии) судимости.

Кроме того, в период прохождения муниципальной службы ФИО2, согласно сведениям из ЕГРИП, являлся индивидуальным предпринимателем, не принял меры к прекращению такой деятельности и исключению соответствующих сведений из ЕГРИП (л.д.34).

Распоряжением Главы администрации Кировского сельского поселения от 25.02.2020года № 7-л ФИО2 был уволен по собственному желанию (ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации) (л.д.15).

28.02.2020 года ФИО2 вновь обратился с заявлением о принятии его на должность начальника отдела по земельно-имущественным отношениям, вопросам ЖКХ и обращения граждан администрации Кировского сельского поселения, а также предоставил сведения их ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.14, 69).

Распоряжением Главы администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым от 02.03.2020 года -Л ФИО2 был назначен на указанную должность, ознакомлен с должностной инструкцией и с ним был заключен трудовой договор (л.д.13, 57-68).

При этом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО2 не предоставлял, что также подтверждается результатами кадрового аудита, проведенного с 01.02.2020года по 12.05.2020 года по Распоряжению главы администрации Кировского сельского Совета Кировского района от 09.01.2020 года № 1 (л.д.91-96). На основании п.1 ст. 28 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки достоверности предоставляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В силу п.3. ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в качестве одной из основанных мер по профилактике коррупции является проведение проверки в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.

По результатам проведенной проверки в адрес председателя Кировского сельского совета - главы администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым внесено представление от 31.03.2020 года № Исорг-20350013-665-20/- 20350013 об устранении нарушений закона в сфере прохождения муниципальной службы и противодействии коррупции путем принятия в отношении начальника отдела по земельно-имущественным отношениям, вопросам ЖКХ и обращения граждан администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым ФИО2 мер, предусмотренных ч. 2 ст. 27.1, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, направленных на расторжение трудового договора в связи с утратой доверия.

Материалами служебной проверки, проведенной по распоряжению главы администрации Кировского сельского поселения, сведения, изложенные в представление прокурора района, были подтверждены (л.д.83-100).

Распоряжением главы администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым от 07.05.2020 N 22-л ФИО2, на основании заявления об увольнении, был уволен в соответствии со ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон (л.д.90).

Удовлетворяя требования прокурора Кировского района Республики Крым, суд исходил из того, что при поступлении на государственную гражданскую службу ФИО2 не предоставил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что в силу Федерального закона "О противодействии коррупции" является основанием для увольнения в связи с утратой доверия, как единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, в силу следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

Такого рода профессиональная деятельность осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией муниципальными служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус таких служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, наличие которых компенсируется, в том числе, предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Кроме того, специфика данного вида публичной службы обусловливает и право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования отношений в сфере муниципальной службы - исходя из стоящих перед ней задач, принципов ее организации и функционирования, а также необходимости поддержания высокого уровня ее отправления - предусматривать специальные правила поступления на указанную службу (включая требования к лицам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы), равно как и особые основания прекращения служебных отношений и увольнения с соответствующей службы.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в частности, в случае непредставления установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (Федеральный закон N 25-ФЗ) установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (часть 1.1 настоящей статьи).

В силу части 2 статьи 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Из вышеуказанных норм следует, что применение к муниципальному служащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению представителю нанимателя сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса муниципального служащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Принимая во внимание, что обязанность по соблюдению ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, может быть возложена только на муниципальных служащих, т.е. лиц, которые уже приобрели соответствующий публично-правовой статус в силу самого факта поступления (приема) на муниципальную службу, в то время как в отношении лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, допустимо установление лишь определенных требований, обусловленных спецификой данного вида публичной службы, неисполнение которых в буквальном смысле не является противоправным поведением и лишь исключает возможность поступления (приема) на муниципальную службу, правовые последствия несоблюдения соответствующих ограничений муниципальным служащим, с одной стороны, и неисполнения такого рода требований лицом, поступающим на муниципальную службу, с другой стороны, должны быть различными.

Это означает, что применение мер юридической ответственности (включая увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным законом) возможно только в отношении муниципального служащего, совершившего противоправное виновное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении государственным гражданским служащим по его вине возложенной на него обязанности по соблюдению ограничений, связанных с прохождением данного вида публичной службы.

Неисполнение же лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы, установленных законом требований, необходимых для поступления (приема) на соответствующую службу, исключает применение к такому лицу мер юридической ответственности и должно влечь за собой лишь отказ в поступлении (приеме) на государственную гражданскую службу.

Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П следует, что устанавливая требования к лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, а также ограничения, связанные с прохождением данного вида публичной службы, и определяя правовые последствия несоблюдения этих требований и ограничений, федеральный законодатель должен не только учитывать такие закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы демократического правового государства, как приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость, юридическое равенство, соразмерность устанавливаемых ограничений конституционно одобряемым целям (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3), но и следовать предписаниям ее статьи 54 (часть 2), согласно которой юридическая ответственность может наступать лишь за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Данное конституционное требование в широком смысле распространяется как на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к юридической ответственности за их совершение, так и на отношения, предполагающие наступление для граждан любых негативных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2020 года N 8-П).

Исходя из приведенной правовой позиции, конституционное требование о недопустимости привлечения к юридической ответственности за деяния, которые не являются правонарушениями, предполагает, что правовые последствия таких деяний, во всяком случае, не могут быть связаны с применением мер юридической ответственности.

В данном случае ФИО2, как гражданин, поступающий на муниципальную службу, не представил необходимые сведения при поступлении на службу и при этом вопреки закону был назначен на должность, однако это нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П, п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2020 года), так как он не совершал деяния, являющегося правонарушением, за которое он должен нести соответствующие правовые последствия.

Назначение ФИО2 на должность муниципального служащего при отсутствии документов, предусмотренных федеральным законом, было обусловлено не противоправными виновными действиями (бездействием), совершенными гражданином при поступлении на муниципальную службу, а неисполнением соответствующим муниципальным органом (его подразделением по вопросам муниципальной службы и кадров), возложенной на него обязанности по соблюдению установленного порядка поступления (приема) граждан на муниципальную службу.

С учетом изложенного судебная коллегия считает неверными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении прокурора Кировского района Республики Крым.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда Республики Крым от 23 июня 2020 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Кировского района Республики Крым.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи Т.И. Чистякова

Е.В. Притуленко