ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-725/2015 от 03.03.2015 Томского областного суда (Томская область)

  Судья Титов Т.Н. Дело №33-725/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 марта 2015 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

 председательствующего Петровского М.В.,

 судей Шефер И.А., Миркиной Е.И.,

 при секретаре Горбуновой Ю.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу Ильченко А. Г. на решение Советского районного суда г.Томска от 23.12.2014

 по иску Ильченко А. Г. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о взыскании социальной доплаты к пенсии,

 заслушав доклад судьи Шефер И.А., объяснения Ильченко А.Г. и его представителя Ильченко А.А., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от 12.01.2015, действительной до 31.12.2015, возражавшей против этих доводов,

 установила:

 Ильченко А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области (далее – ГУ – УПФР в г.Томске), в котором просил признать за ним право на доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом №155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», за период с 01.02.2014 по 31.07.2014, взыскать указанную доплату за период с 01.02.2014 по 31.07.2014 в размере /__/ руб.

 В обоснование заявленных требований указано, что с 11.02.1997 ИльченкоА.Г. получает пенсию по старости, как работник авиации в связи с летной работой. Решением ГУ – УПФР в г.Томске от 06.12.2013 №4562 Ильченко А.Г. назначена и одновременно приостановлена ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная Федеральным законом №155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», в связи с тем, что он продолжает работать в должности, которая предусматривает выполнение летной работы. Выплата доплаты возобновлена с 01.08.2014. Приостановление выплаты доплаты к пенсии неправомерно, так как с 01.09.2013 Ильченко А.Г. занимал должность командира первой отдельной эскадрильи летной службы авиакомпании без выполнения полетов в связи со списанием с летной работы.

 Истец Ильченко А.Г., его представитель Ильченко А.А. в судебном заседании иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ГУ – УПФР в г.Томск Томской области Драчева С.Б. в судебном заседании иск не признала, указав, что выплата доплаты была приостановлена в связи с тем, что Ильченко А.Г. продолжал работать в должности командира отдельной авиационной эскадрильи, которая предусмотрена списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом №155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

 Обжалуемым решением на основании статьи 1 Федерального закона №155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 №155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии», статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск оставлен без удовлетворения.

 В апелляционной жалобе Ильченко А.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что предусмотренная Федеральным законом №155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» доплата к пенсии связана с фактическим прекращением летной работы, при этом статья 1 названного закона не исключает продолжение нахождения либо поступление на службу обратившегося за доплатой лица в должности, определенной в списке должностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 №155, без выполнения летной работы. Полагает, что вывод суда об отсутствии правового значения факта осуществления полетов при решении вопросов об установлении доплаты основан на ошибочном толковании закона и неприменении статей 5, 56 Воздушного кодекса Российской Федерации. Считает, что решение суда нарушает принцип единообразия в толковании и применении судами норм права.

 В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ – УПФР в г.Томске Драчева С.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» № 155-ФЗ от 27 ноября 2001 года (в ред. от 03.12.2011) данным Законом определены условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющий особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы) (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ).

 Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

 Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

 Таким образом, право на доплату к пенсии по Федеральному закону «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ имеют граждане, получающие пенсию, имеющие необходимую выслугу  лет, занимающие должности, включенные в Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 №155 и оставивших летную работу.

 Как установлено в судебном заседании, Ильченко А. Г. с 11.02.1997 получает пенсию по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» как работник гражданской авиации в связи с работой в летном составе.

 Решением ГУ – УПФР в г. Томск Томской области от 06.12.2013 № 4562 Ильченко А.Г. была назначена выплата ежемесячной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ с 01.02.2014.

 Этим же решением выплата доплаты с момента ее назначения была приостановлена в связи с тем, что Ильченко А.Г. продолжал работать в должности командира отдельной авиационной эскадрильи, которая предусмотрена Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ.

 То, что истец  занимал в спорный период должность, указанную в Списке- командир отдельной авиационной эскадрильи, Ильченко А.Г. не отрицал в ходе рассмотрения дела, а также подтверждается материалами дела, исследованными судом.

 Поскольку Ильченко А.Г. в спорный период продолжал занимать должность, дающую право на доплату к пенсии, то есть не оставил такую работу, выводы суда об отсутствии у него права на указанную доплату являются обоснованными.

 Невыполнение истцом летной работы, равно как и отсутствие в должностной инструкции обязанностей, связанных с выполнением такой работы, не порождает права истца на получение указанной доплаты к пенсии в период его работы в должности, дающей право на доплату к пенсии, поскольку решающее значение имеет то обстоятельство, что Ильченко А.Г. как пенсионер, продолжал работать в должности, предусмотренной Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работа в который дает право на ежемесячную доплату к пенсии. Таким образом, в период работы на указанных в Списке должностях, даже без налета часов (полетов), выплата доплаты не производится.

 Кроме того, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 № 379-О-О, доплата к пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных, ее введение было обусловлено стремлением повысить уровень материального обеспечения этой категории лиц, способствовать смене поколений на профессиональном рынке труда работников летного состава гражданской авиации, в том числе с учетом особых условий и специфики их профессиональной деятельности. Доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с оспариваемым Федеральным законом, не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования» и от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», она имеет иную правовую природу, что находит отражение, в том числе в порядке финансирования, указанной доплаты, а также механизме ее определения.

 При подсчете доплаты учитывается количество лет стажа работы в должности, дающей право на доплату, в соотношении 0,55 за стаж требуемой выслуги 25 лет, плюс 0,01 за каждый полный год выслуги сверх требуемой, но не свыше 0,75 (абз. 5 ст. 2 Закона от 27.11.2001).

 Размер доплаты также находится в прямой зависимости от суммы уплаченных работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу. На заработную плату по данной должности начисляется дополнительный тариф, поскольку данная должность указана в перечне должностей, дающих право на доплату, следовательно, за счет заработной платы истца, работающего в должности, указанной в перечне, идет формирование бюджета на выплату доплаты.

 Законодатель определил, что работа в должности позволяет формировать бюджет, а оставляя работу в должности, гражданин получает доплату, таким образом, формирование бюджета производится за счет заработной платы работников, которые имеют возможность увеличить стаж выслуги лет и в дальнейшем рассчитывать на доплату, но получать ее они смогут, если освободят должность.

 Истец, связывая свое право на выплату доплаты с осуществлением полетов, тем самым изменяет условия доплаты, расширяя их, предлагая учитывать кроме условия оставления работы в должности, дающую право на доплату, еще и условие осуществление полетов.

 Более того, для истца, оставшегося в спорный период работать в должности, дающей право на выплату доплаты, одновременно, работа в этой должности продолжала включаться в стаж, дающий право на доплату, что может послужить основанием к перерасчету суммы доплаты. Данное обстоятельство противоречит самой сути доплаты, ибо невозможно одновременно приобрести два права, одно учесть период работы в должности в стаж, а второе - получать доплату, так как, хотя и продолжает работать в должности, но не летал, то выплата ему положена. Таким образом, исходя из позиции истца члены летных экипажей, которые не производят полеты, но занимают должности, дающие право на доплату, оказываются в привилегированном положении по сравнению с другими членами летных экипажей, которые продолжают летать. С этим согласиться нельзя.

 На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Ильченко А.Г. отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных им требований. Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего иска правильно определил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил решение в соответствии с требованиями норм материального права, регулирующего настоящие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

 Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Советского районного суда г.Томска от 23.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильченко А. Г. – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: