Судья Любимова Л.А. Изготовлено 10.02.2022г.
Дело № 33-725/2022
УИД 76RS0023-01-2021-001349-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Равинской О.А.,
судей Гушкана С.А., Кутузова М.Ю.,
при секретаре Клиновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Ю. Кутузова
03 февраля 2022 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ПАО «ТрансКонтейнер» на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 25 августа 2021 года, которым постановлено:
«Признать деятельность Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Желдорконтент» по обучению Кузнецова Сергея Викторовича в период с 25.09.2020 по 12.10.2020 по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта» незаконной.
Признать недействительным удостоверение о повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта» в объеме 80 часов, выданное 12.10.2020 Частным учреждением дополнительного профессионального образования «Желдорконтент» Кузнецову Сергею Викторовичу за регистрационным номером 99-дпп-2020.
Взыскать с Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Желдорконтент» в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000,00 руб.».
По делу установлено:
Ярославский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ЧОУ ДПО «Желдорконтент», ПАО «ТрансКонтейнер», Кузнецову Сергею Викторовичу о признании деятельности по обучению незаконной, признании удостоверения недействительным.
В исковом заявлении указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства при оказании образовательных услуг в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности ЧУ ДПО «Желдорконтент» установлено, что указанная организация среди прочих реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта, разработанную образовательной организацией в соответствии с приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» и утвержденную 15.02.2017 директором ЧОУ ДПО «Желдорконтент» (далее также – Программа ОТИ и ТС).
В период с 25.09.2020 по 12.10.2020 обучение в ЧУ ДПО «Желдорконтент» по программе ОТИ и ТС на основании Договора № № на оказание образовательных услуг от 21.09.2020 г. прошел Кузнецов С.В., получивший после обучения документ о квалификации – удостоверение о повышении квалификации рег. №.
Поскольку обучение Кузнецова С.В. произведено не в соответствии с учебным планом и с нарушением Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 31.07.2014 г. № 212 (далее также – Порядок), в частности, в отсутствие учебно-тренажерной базы и без проведения 20 часов практических занятий, а также без проведения 10 часов выездных занятий, в порядке заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, прокурор в целях защиты интересов неопределенного круга лиц просил признать деятельность ЧУ ДПО «Желдорконтент» по обучению Кузнецова С.В. в период с 25.09.2020 по 12.10.2020 по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта» незаконной; признать удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта» в объеме 80 часов, регистрационный номер №, выданное 12.10.2020 ЧУ ДПО «Желдорконтент» Кузнецову Сергею Викторовичу, недействительным.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик ПАО «ТрансКонтейнер», подав на решение апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе просит решение суда изменить и указать об отказе в удовлетворении исковых требований к ПАО «ТрансКонтейнер». Доводы жалобы сводятся к отсутствию нарушений законодательства в действиях ПАО «ТрансКонтейнер».
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя ПАО «ТрансКонтейнер» по доверенности Свирина А.Ю., исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что ЧУ ДПО «Желдорконтент» реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта, разработанную образовательной организацией в соответствии с приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» и утвержденную 15.02.2017 директором ЧОУ ДПО «Желдорконтент» (л.д. 26).
Общая трудоемкость программы составляет 80 академических часов с учетом всех видов учебной нагрузки, в том числе: на практические занятия отводится 20 академических часов, на выездное занятие – 10 академических часов, на итоговую аттестацию – 8 академических часов. Форма обучения – очно-заочная с применением дистанционных технологий. Трудоемкость заочного (дистанционного) обучения 30 академических часов, включая 1 час на проведение итогового занятия в форме теста. Продолжительность обучения 7 дней из расчета 4-5 академических часов занятий в день при обучении слушателей без отрыва от производства. Трудоемкость очного обучения 42 академических часа; продолжительность очного обучения 5 дней: 4 дня по 8 академических часов аудиторных занятий и 1 день занятий на выезде (10 академических часов). Выездное занятие проводится на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве и имеет целью наглядную демонстрацию реализации мер обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС железнодорожного транспорта.
21.09.2020 г. между ЧУ ДПО «Желдорконтент» и ПАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» был заключен Договор № № на оказание образовательных услуг (далее также – Договор), в соответствии с которым Учреждение обязалось оказать ПАО «ТрансКонтейнер» платные образовательные услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта в соответствии с учебным планом, приведенным в Приложении № к Договору, в отношении среди прочих Кузнецова С.В.
Обучение Кузнецова С.В. проводилось в дистанционной форме на основании Учебного плана, приведенного в Приложении № к Договору, с применением аппаратно-программного комплекса с программным обеспечением, предоставленным ООО «Научно-производственное объединение автоматизация на железнодорожном транспорте» на основании соглашения об электронном обмене данными.
Поскольку пункт 2 Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212, предусматривал теоретическую, практическую и тренажерную подготовку сил ОТБ, суд правильно пришел к выводу, что обучение Кузнецова С.В. по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве железнодорожного транспорта исключительно в дистанционной форме с применением аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего обучение (тренировку) учащегося и проверку усвоенного им материала, в отсутствие практической подготовки в виде выездных занятий, не соответствовало ни Типовой программе, ни Программе ОТИ и ТС как с точки зрения форм обучения, так и с точки зрения трудоемкости программы.
Такой вывод следует исходя из требований законодательства – ч.6 ст.76, ч.3 ст.85.1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года, пункта 2 Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212, Типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, действовавшей в период обучения Кузнецова С.В., по 31.12.2020 г., утвержденной Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243, при сопоставлении и анализе с Учебным планом, приведенным в Приложении № к Договору № № от 21.09.2020 года на оказание образовательных услуг и фактическими условиями обучения Кузнецова С.В. в дистанционной форме с применением аппаратно-программного комплекса с программным обеспечением ООО «Научно-производственное объединение автоматизация на железнодорожном транспорте».
Судом полно исследованы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правильная правовая квалификация в соответствии с законодательством. Оснований для переоценки доказательств, установленных обстоятельств по делу, а также для иного применения норм права, судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы имеют целью изменение решения суда и указание дополнительного вывода в резолютивной части об отказе в иске к ПАО «ТрансКонтейнер», содержат доводы об отсутствии результатов оценки суда действий этого ответчика, отсутствии вывода по доводам о ненадлежащем ответчике ПАО «ТрансКонтейнер».
Такие доводы не являются основанием к отмене либо изменению решения суда.
Суд первой инстанции рассмотрел спор в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ по заявленным требованиям. ПАО «ТрансКонтейнер» был заявлен в исковом заявлении ответчиком Ярославским транспортным прокурором. Приведенные в жалобе положения процессуального закона – абзац 4 статьи 148, пункт 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ не предоставляют суду право на исключение кого-либо из числа ответчиков в отсутствие волеизъявления истца, указавшего такое лицо в качестве ответчика, и при наличии данных об участии такого лица в рассматриваемом правоотношении. ПАО «ТрансКонтейнер» являлось заказчиком по договору об оказании образовательных услуг. Поскольку судом исследовалось фактическое содержание оказываемых услуг, их правовая оценка, оснований для исключения заявленного ответчика ПАО «ТрансКонтейнер» на стадии подготовки дела не имелось. По итогам разрешения спора судом не установлено каких-либо нарушений в действиях ПАО «ТрансКонтейнер», но поскольку истцом требований материально-правового характера к такому ответчику не было заявлено, правовые основания для дополнительного указания об отказе в удовлетворении требований к ПАО «ТрансКонтейнер» отсутствовали.
Таким образом, права ПАО «ТрансКонтейнер», как и требования процессуального закона судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения нарушены не были.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 25 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «ТрансКонтейнер» оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи