ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7268В от 24.10.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-7268 В суде первой инстанции дело рассмотрено

судьей Шкатовым Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Лукъянченко Р.В.,

судей Шиловой О.М., Аноприенко К.В.,

при секретаре Лыткиной А.Г.,

рассмотрела 24 октября 2018 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, по апелляционному представлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителя истца прокурора Страшко Д.А., представителей ответчика ФИО1, ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод». В обоснование требований указано, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. В силу пункта 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ выдается при условии разработки проекта предельно допустимых выбросов, а также инвентаризации источников таких выбросов. При наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов и при условии, что достижение нормативов обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов. В мае 2018 года Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» законодательства об охране атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что ответчик имеет следующую разрешительную документацию в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха: проект предельно допустимых выбросов; инвентаризацию источников выбросов; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу 31 декабря 2014 года . В ходе проведения проверки прокурором выявлено, что в процессе процедуры пропарки оборудования и выполнения ответчиком мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, имело место повышение в атмосферном воздухе концентрации вредных загрязняющих веществ, таких как диоксида азота и меркаптана. Прокуратурой установлена тенденция осуществления ответчиком выбросов вредных веществ – диоксида серы в атмосферный воздух с превышением предельно-допустимых концентраций. На основании статей 1, 3, 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор просил суд возложить на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» обязанность со дня вступления решения суда в законную силу соблюдать требования проекта нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденного 13 ноября 2014 года санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, при проведении работ по пропарке технологического оборудования и коммуникаций на всех установках предприятия. Также просил возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внедрить наилучшие доступные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 июля 2018 года исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. На ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» возложена обязанность по соблюдению требований проекта нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденного 13 ноября 2014 года санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, при проведении работ по пропарке технологического оборудования и коммуникаций на всех установках предприятия со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционном представлении Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований. Принятое по делу решение суда в указанной части, по мнению прокурора, основано на ошибочном выводе о неприменении к спорным отношениям информационно-технического справочника по наилучшим технологиям (ИТС) 47-2017, поскольку указанный справочник не охватывает такую область как переработка нефти, производство кокса и нефтепродуктов. Судом не учтено, что производство топлива и нефтехимия являются подотраслью химической промышленности, на которую распространяется действие ИТС 47-2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности». Материалы дела содержат доказательства тому, что ответчик систематически допускает выброс вредных веществ в атмосферный воздух, вырабатываемых в процессе осуществления переработки нефти; нарушает условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, имеется тенденция осуществления ответчиком вредных выбросов, что свидетельствует об отсутствии применения наилучших доступных технологий для системы обработки (обращении) с отходящими газами в химической промышленности. Ответчик не предоставил суду подтверждение тому, что применяет наилучшие доступные технологии в производственном процессе. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы ответчик просит решение суда оставить без изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционного представления.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционного представления, возражений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» осуществляет эксплуатацию нефтеперерабатывающего завода, расположенного по улице Ленинградская, 115 в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В процессе хозяйственной деятельности ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183, предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ выдается при условии разработки проекта предельно допустимых выбросов, а также инвентаризации источников таких выбросов. При наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов и при условии, что достижение нормативов обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов.

В 2014 году ООО «ГЦЭ – экология» для ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» был разработан Проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) (т. 1 л.д. 64).

31 декабря 2014 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу было выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», период действия которого указан по 15 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 67).

В мае 2018 года ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» осуществляло пропарку технологического оборудования и коммуникаций перед проведением капитального ремонта технологических установок.

В связи с массовыми обращениями жителей города Комсомольска-на-Амуре на качество атмосферного воздуха Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу были проведены проверки соблюдения ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» законодательства об охране атмосферного воздуха.

Актами проверки Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 16 апреля 2018 года , от 14 июля 2018 года были зафиксированы факты превышения выброса в атмосферный воздух диоксида серы (сернистый ангидрид), оксида углерода относительно выбросов, установленных разрешением 197/14 (т. 1 л.д. 16-32, 81-88).

Департаментом были даны предписания ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» об устранении нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

По фактам нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» обязанности со дня вступления решения суда в законную силу соблюдать требования проекта нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденного 13 ноября 2014 года санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, при проведении работ по пропарке технологического оборудования и коммуникаций на всех установках предприятия, районный суд исходил из установленных и подтвержденных представленными в деле доказательствами фактов нарушения ответчиком нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В указанной части решение суда является законным и обоснованным, сторонами спора не обжалуется.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внедрить наилучшие доступные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, районный суд исходил из того, что истец не указал конкретную наилучшую доступную технологию, указанную в информационно-техническом справочнике (ИТС), которую должен внедрить ответчик. Истец не представил доказательства тому, что ответчик не внедряет наилучшие доступные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, не осуществляет планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Также судом сделан вывод об отсутствии оснований для применения к указанной части требований ИТС 47-2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности», область применения которого распространяется на системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности и не охватывает переработку нефти, производство кокса и нефтепродуктов, для области которых разработан ИТС 30-2017 «Переработка нефти», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2017 года № 2424.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с приведенными выводами районного суда, положенными в основу принятого по делу решения.

В абз. 4 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников (ИТС) по наилучшим доступным технологиям», разработка справочников осуществляется под руководством уполномоченного органа по запросу федеральных органов исполнительной власти, ответственных за создание информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 года № 2178-р, с учетом перечня областей применения наилучших доступных технологий, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа выделены в отдельную область применения наилучших доступных технологий, для которой приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2017 года № 2424 утвержден ИТС 30-2017 «Переработка нефти».

В обоснование доводов апелляционного представления о необходимости применения к спорным отношениям в указанной части исковых требований прокурора ИТС 47-2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности» суду не были представлены надлежащие доказательства, в связи с чем такие доводы подлежат отклонению за необоснованностью.

Доводы апелляционного представления прокурора о неприменении ответчиком наилучших доступных технологий в технологических процессах переработки нефти также подлежат отклонению за необоснованностью в связи с отсутствием подтверждающих эти обстоятельства доказательств.

Оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционного представления прокурора не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 июля 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха – оставить без изменений, апелляционное представление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Лукъянченко

Судьи О.М. Шилова

К.В. Аноприенко