Судья: Черкашина О.А. Дело № 33-7269/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О.Г., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2019 года апелляционную жалобу ФКУ <данные изъяты> на решение Дмитровского городского суда Московской области от 19 декабря 2018 года по делу по иску ФИО1 к ФКУ <данные изъяты> о признании отказа незаконным, включении в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периода нахождения в должности судебного пристава по ОУПДС,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г., объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ <данные изъяты> о включении в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периода работы в должности судебного пристава по ОУПДС. Требования мотивированы тем, что с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года замещал должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Дмитровского подразделения службы судебных приставов Главного управления, в настоящее время проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы.
Ответчиком отказано во включении в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периода нахождения в должности судебного пристава для назначения дополнительного отпуска за стаж службы. ФИО1 просил признать незаконным отказ во включении в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периода замещения государственной должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Дмитровского подразделения службы судебных приставов Главного управления юстиции с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года и возложить на ответчика обязанность включить указанный период в стаж службы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 19 декабря 2018 года иск ФИО1 удовлетворен. Суд постановил: признать незаконным отказ во включении в стаж службы ФИО1 в уголовно-исполнительной системе период замещения государственной должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов <данные изъяты> с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года. Включить в стаж службы ФИО1 в уголовно-исполнительной системе период замещения государственной должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов <данные изъяты> юстиции с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года.
Не согласившись с решением суда, ФКУ <данные изъяты> в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителей ответчика, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции названным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года замещал должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Дмитровского подразделения службы судебных приставов Главного управления юстиции.
С 15 января 2016 года истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы.
12 октября 2018 года истцом подан рапорт на имя исполняющего обязанности начальника ФФКУ <данные изъяты> о включении в стаж службы периода нахождения в должности судебного пристава по ОУПДС и назначении дополнительного отпуска за стаж службы, в чем ему 24 октября 2018 года отказано со ссылкой на то обстоятельство, что замещаемая истцом должность в указанный период не входит в перечень должностей государственных гражданских служащих.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст.ст. 10 и 11 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Суд первой инстанции указал, что в соответствии с дополнительным соглашением № <данные изъяты> к служебному контракту № <данные изъяты> о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации от 31 августа 2006 года, должность, замещаемая гражданским служащим ФИО1, отнесена к старшей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
Указом Президента Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 10.11.2018) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» установлено, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра - категории должности ("руководители" - 1, "помощники (советники)" - 2, "специалисты" - 3, "обеспечивающие специалисты" - 4), четвертая цифра - группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.
С учетом приведенных норм закона суд пришел к выводу о том, что занимаемая истцом в спорный период должность судебного пристава по ОУПДС относится к государственной должности федеральной государственной гражданской службы, включена в Реестр должностей, относится к старшей группе, в связи с чем суд признал требования истца подлежащими удовлетворению.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном определении фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.
Служба в уголовно-исполнительной системе регламентируется Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон № 197-ФЗ).
В статье 38 указанного закона определен порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Частью 2 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются:
1) период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе;
2) период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
4) период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;
5) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации;
6) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
7) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
8) период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
9) период работы судьей;
10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе;
12) иные периоды, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В силу пункта 4 части 4 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе включаются периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении).
Суд первой инстанции приведенные нормы закона, регулирующие порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе не применил, и руководствовался положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», без учета специального Федерального закона № 197-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Одним из видов федеральной государственной гражданской службы является служба в уголовно-исполнительной системе ( п.1 статьи 1 Федерального закона № 197-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.
В силу указанной нормы, стаж государственной службы в уголовно-исполнительной системе должен определяться в соответствии с соответствующим специальным законом, т.е. Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В силу пункта 4 части 4 статьи 38, пунктов 1 - 8 части 2 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для предоставления дополнительного отпуска периоды государственной гражданской службы не включаются.
Пунктом 7 части 2 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для предоставления дополнительного отпуска включается период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Однако, замащаемая ФИО1 в спорный период должность не включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 года № 32 ( с последующими изменениями и дополнениями).
При таких обстоятельствах правовых оснований для включения в стаж службы ФИО1 в уголовно-исполнительной системе для предоставления ему дополнительного отпуска периода замещения должности судебного пристава по ОУПДС с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года, не имелось.
Неправильное применение судом норм материального права привело к вынесению незаконного решения об удовлетворении требований истца.
Данное обстоятельство является основанием для отмены решения суда первой инстанции в силу пункта 4 части первой статьи 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дмитровского городского суда Московской области от 19 декабря 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске ФИО1 к ФКУ <данные изъяты> о признании незаконным отказа во включении в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периода замещения государственной должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов <данные изъяты> с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года, о включении в стаж службы ФИО1 в уголовно-исполнительной системе периода замещения государственной должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов <данные изъяты> с 23 октября 2003 года по 31 июля 2015 года- отказать.
Апелляционную жалобу ФКУ <данные изъяты> удовлетворить.
Председательствующий
Судьи