ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-726/2016 от 28.09.2016 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья <...>

Дело № 33-726/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2016 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Токмачева Н.И., Кочева С.Н.,

при секретаре Филатовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО на решение Смидовичского районного суда ЕАО от <...>, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о понуждении к совершению определённых действий удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр сведения о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, расположенных на территории Приамурского городского поселения, по форме и содержанию соответствующие требованиям, установленным п. 1 приложения 2 к Приказу Министерства природных ресурсов России от 21.08.2007 № 214.

Заслушав доклад судьи Токмачевой Н.И., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителей третьего лица Амурского бассейнового водного управления Залевской Л.Н. и Мельниковой Л.Д., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском, уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО (далее - администрация Приамурского городского поселения, Администрация) о возложении обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр сведения о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, расположенных на территории Приамурского городского поселения, по форме и содержанию соответствующие требованиям, установленным п. 1 приложения 2 к Приказу Минприроды России от 21.08.2007 № 214.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения действующего водного законодательства прокуратурой Смидовичского района ЕАО установлено, что Администрацией по состоянию на <...> в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов не направлены сведения для внесения в государственный водный реестр о находящихся на территории Приамурского городского поселения водных объектах, эксплуатируемых МУП <...> «<...>». Не направление Администрацией указанных сведений нарушает права неопределённого круга лиц на получение актуальной, полной и достоверной информации, включенной в государственный водный реестр.

Определением суда от <...> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Амурское бассейновой водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Определением суда от <...> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО уточнённые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте времени его проведения извещены надлежащим образом.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Приамурского городского поселения ФИО просила решение суда отменить и принять новое решение.

Мотивируя жалобу, указала, что решение суда вынесено с неправильным определением обстоятельств, неверным применением норм права.

Считает, что Администрация, являющаяся органом местного самоуправления, обязана предоставлять сведения по форме и содержанию соответствующие требованиям, установленным Приказом Минприроды России от 21.08.2007 № 214, только в отношении водных объектов, являющихся собственностью муниципального образования, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Указывает, что водный объект, в том числе зоны санитарной охраны такого водного объекта, эксплуатируемого МУП <...> «<...>», не является собственностью муниципального образования «Приамурское городское поселение» и Администрация не является стороной договора водопользования в отношении такого объекта, следовательно, у администрации Приамурского городского поселения отсутствует обязанность по представлению сведений о водном объекте, в том числе зоны санитарной охраны такого объекта, эксплуатируемого МУП <...> «<...>», по форме и содержанию, соответствующие требованиям, установленным п. 1 приложения 2 Приказа Минприроды России от 21.08.2007 № 214.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица Амурского бассейнового водного управления Залевская Л.Н. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Указала, что сведения о режимах особой охраны водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, должны предоставляться органами местного самоуправления в соответствии нормами водного законодательства вне зависимости от права собственности на водные объекта и наличия договора пользования водным объектом, стороной которого является муниципальное образование.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Смидовичского района ЕАО ФИО просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Указал, что в решении суда от <...> правильно отмечено, что в соответствии с п. 1 приложения 2 к Приказу Минприроды России от 21.08.2007 № 214 спорные сведения предоставляются органами местного самоуправления вне зависимости от нахождения данных объектов в собственности муниципального образования и наличия в отношении них договоров водопользования, стороной которого является муниципальное образование.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Витютнев К.В. поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица Амурского бассейнового водного управления Залевская Л.Н. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения. Пояснила, что на территории Приамурского городского поселения (<...>) расположен второй и третий пояс зоны санитарной охраны подземного Тунгусского водозабора, в связи с этим Администрация обязана подавать сведения о режимах особой охраны водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов.

Представитель третьего лица Амурского бассейнового водного управления Мельникова Л.Д. поддержала позицию представителя Залевской Л.Н.

Представители ответчика и третьего лица управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с этим, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (п. 1).

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (п. 2).

Государственный водный реестр создаётся в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (п. 3).

В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о бассейновых округах; о речных бассейнах; о водохозяйственных участках; о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; о водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты; о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования; о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях; о местоположении береговой линии (границы водного объекта); об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами (п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра.

Согласно названному Положению реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах (п. 2).

В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (далее - регистрация) (п. 3).

Реестр формируется и ведётся в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (п. 4).

Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (п. 5).

Форма реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (п. 11).

Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе, в том числе органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований (подп. «н» п. 13).

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.08.2007 № 214 утверждены порядок представления органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр (приложение 1) и состав сведений, представляемых органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр (приложение 2).

В соответствии с п. 2 названного Порядка от 21.08.2007 № 214 сведения о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых являются органы местного самоуправления, о принятых органами местного самоуправления решениях о предоставлении в пользование водных объектов представляются органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр в порядке, установленном правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утверждаемыми в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 № 253.

В силу п. 3 Порядка от 21.08.2007 № 214 сведения для внесения в государственный водный реестр, за исключением указанных в п. 2 названного Порядка, представляются органами местного самоуправления в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчётным, актуализированными по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Согласно п. 7 Порядка от 21.08.2007 № 214 органы местного самоуправления несут ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для внесения в государственный водный реестр.

Из анализа приведённых норм права в их совокупности следует, что органы местного самоуправления обязаны представлять в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр сведения не только указанные в п. 2 Порядка от 21.08.2007 № 214 (о договорах, в которых орган местного самоуправления является стороной, или о гидротехнических сооружениях, находящихся в их собственности), но и иные сведения, перечисленные в подп. «н» п. 13 Положения от 28.04.2007 № 253 (о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм).

Состав сведений о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, предоставляемых органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр, определён в п. 1 приложения 2 к приказу Минприроды России от 21.08.2007 № 214.

Из материалов дела следует, что администрацией Смидовичского муниципального района ЕАО по договору аренды от <...>№ <...> МУП <...> «<...>» предоставлен земельный участок, площадью <...> кв.м, кадастровый № <...>, расположенный в пяти километрах на юго-восток относительно ориентира, находящегося по адресу: <...>, для строительства водозабора и очистных сооружений объекта «<...>».

Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО <...> направило МУП <...> «<...>» согласованный проект зон санитарной охраны, в том числе водозабора <...> месторождения, согласно которому населённые пункты Приамурского городского поселения (<...> и <...>) находятся в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны подземного <...> водозабора.

В ходе проверки прокуратурой Смидовичкого района ЕАО установлено, что ответчик по состоянию на <...> не представил в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведения о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, расположенных на территории Приамурского городского поселения, эксплуатируемых МУП <...> «<...>», для внесения в государственный водный реестр.

Установленные выше обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, установив, что Администрацией в срок до <...> не исполнены требования действующего законодательства, пришёл к верному выводу об обязании ответчика исполнить их.

Срок, установленный судом в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса сторон.

У судебной коллегии отсутствуют правовые основания не согласиться с таким выводом.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смидовичского районного суда ЕАО от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи