ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7278/17 от 11.10.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-7278/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2017 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Анненковой К.К.,

судей Синельниковой Л.В., Ярыгиной Е.Н.,

при секретаре Рассейно Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2017 года

по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений норм пожарной безопасности, экологической безопасности, земельного законодательства, запрете деятельности по эксплуатации автозаправочной части,

установила:

Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с названным выше иском, ссылаясь на то, что в соответствии с обращением администрации г. Орска от 07.02.2017 № 281/2, а также обращением ООО «Башнефть-розница» от 10.03.2017 прокуратурой района в период времени с 09.03.2017 по 10.04.2017 проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, о землепользовании, о градостроительной деятельности и о пожарной безопасности при эксплуатации ответчиками автозаправочной станции в (адрес).

ФИО1 29.09.2016 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности является торговля розничным моторным топливом в специализированных магазинах.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.01.2017 года, заключенным между ИП ФИО1 (арендатор) и ИП ФИО2 (арендодатель), ИП ФИО1 передан во временное владение и пользование объект недвижимости часть земельного участка под организацию автозаправочной станции (далее АЗС) размером 62,7х31,5м., площадью – 1975,05 кв.м., расположенный по адресу: (адрес), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автостоянки большегрузного транспорта, срок действия договора аренды до 31.12.2017 года.

В ходе проведения проверки установлено, что на указанном земельном участке осуществляется деятельность АЗС с существенными нарушениями норм законодательства об охране окружающей среды, о землепользовании, о градостроительной деятельности и о пожарной безопасности, а сама организация АЗС не соответствует разрешенному виду использования земельного участка.

Просил суд: обязать ИП ФИО1 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной и экологической безопасности на АЗС, расположенной по адресу: (адрес), а именно: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в срок до 01.07.2017; разработать и направить на согласование (утверждение) в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в срок до 01.07.2017; направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следующую документацию: утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям, согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденный органом исполнительной власти Оренбургской области, в срок до 01.07.2017, разработать и направить на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, в срок до 01.07.2017; провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе деятельности АЗС, в срок до 01.07.2017; после проведения инвентаризации отходов, образующихся в процессе АЗС составить паспорта опасных отходов 4 класса опасности, на песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 9 19 201 02 39 4), 4 класс опасности, а также мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), направить в Управление Росприроднадзора России по Оренбургской области уведомление об их составлении в срок до 01.07.2017; на постоянной основе вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления по форме, и в сроки, установленные Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Порядок учета в области обращения с отходами»; на покрытии дорог автозаправочной станции нанести отличительную разметку или иные визуальные указатели (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции) в срок до 01.07.2017; на въезде и выезде с территории АЗС осуществить монтаж пологих повышенных участков, высотой не менее 0,2 м. или дренажных лотков, в срок до 01.07.2017; площадку для автоцистерн оборудовать отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка автоцистерн в срок до 01.07.2017; покрытие проездов, заправочных островков и площадок для автоцистерн выполнить стойким к воздействию нефтепродуктов в срок до 01.07.2017; разработать декларацию пожарной безопасности в срок до 01.07.2017; резервуары для хранения топлива оборудовать системой контроля их герметичности в срок до 01.07.2017; подземные одностенные резервуары для хранения топлива установить внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров в срок до 01.07.2017; на территории АЗС осуществить монтаж пожарных щитов согласно приложению N 5 к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 «О противопожарном режиме», в срок до 01.07.2017;

запретить ИП ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную по адресу: (адрес), до изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также до устранения выявленных нарушений требований пожарной и экологической безопасности;

запретить ИП ФИО2 эксплуатировать, а также сдавать в аренду под автозаправочную станцию земельный участок до изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Определением суда от 25.05.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена администрация г. Орска.

В судебном заседании прокурор с учетом частичного устранения ответчиками выявленных в ходе проверки нарушений, просил суд: обязать ИП ФИО1 разработать и направить на согласование (утверждение) в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следующую документацию: утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям, согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденный органом исполнительной власти Оренбургской области; разработать и направить на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий; на покрытии дорог автозаправочной станции нанести отличительную разметку или иные визуальные указатели (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции); на въезде и выезде с территории АЗС осуществить монтаж пологих повышенных участков, высотой не менее 0,2 м. или дренажных лотков; площадку для автоцистерн оборудовать отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка автоцистерн; резервуары для хранения топлива оборудовать системой контроля их герметичности; подземные одностенные резервуары для хранения топлива установить внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров; на территории АЗС осуществить монтаж пожарных щитов, согласно приложению N 5 к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 «О противопожарном режиме».

Запретить ИП ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию до изменения вида разрешенного использования земельного участка, до устранения выявленных нарушений требований пожарной и экологической безопасности. Запретить ИП ФИО2 эксплуатировать, а также сдавать в субаренду под автозаправочную станцию земельный участок.

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2017 года исковые требования прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений норм пожарной безопасности, экологической безопасности, земельного законодательства, удовлетворены частично.

Суд обязал ИП ФИО1 устранить нарушения законодательства о пожарной и экологической безопасности на АЗС, расположенной по адресу: (адрес), в срок до 01.01.2018 г, указанные в заявлении прокурора после его уточнения.

Запретил ИП ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную по адресу: (адрес), до устранения нарушений и изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: (адрес).

Запретил ИП ФИО2 эксплуатировать земельный участок под размещение АЗС, а также сдавать в субаренду под автозаправочную станцию до изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: (адрес).

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда в части

запрета эксплуатации АЗС до изменения вида разрешенного использования земельного участка отменить. Ссылается на непредставление прокурором доказательств опасности причинения вреда в будущем деятельностью АЗС.

В суд апелляционной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела ФИО2 и представитель третьего лица Администрации г. Орска, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в апелляционном порядке без участия указанных лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А., ответчика ФИО1, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора на жалобу, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Поскольку решение суда в части возложения на ИП ФИО1 обязанности устранить нарушения требований пожарной, экологической безопасности, земельного законодательства в срок до 01.01.2018 года и в части удовлетворения иска к ФИО2 не оспаривается, судебная коллегия в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность решения только в части запрещения судом деятельности автозаправочной части до устранения нарушений и изменения разрешенного вида использования земельного участка.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с договором аренды земельного участка от 01.01.2017 № 1-2017, заключенным между ИП ФИО1 и ИП ФИО2, ИП ФИО1 арендует под организацию автозаправки часть земельного участка, размером 62,7х31,5м., площадью – 1975,05 кв.м., расположенного по адресу: (адрес). Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство автостоянки большегрузного транспорта, срок действия договора аренды- 31.12.2017.

На указанном земельном участке ИП ФИО1 организовал АЗС, в деятельности которой прокурором установлены многочисленные нарушения закона.

Согласно заключению специалиста ООО «ГеоСтар» от 23.06.2017 г., размещение АЗС на земельном участке возможно только при условии изменения разрешенного использования земельного участка путем формирования документации по проекту планировки данной территории.

В ходе осмотра 15.03.2017, проведённого прокуратурой района совместно со специалистом МПР по Оренбургской области Ж.Д.А. земельных участков, зданий, строений, сооружений АЗС ИП ФИО1 по адресу: (адрес), установлено следующее.

На территории АЗС расположены: две топливораздаточные колонки, которые подключены к контейнерам с топливом под бензин марки АИ-92 и дизтопливом, предназначенные для розничной раздачи топлива покупателям; два заглубленных резервуара для каждого вида топлива (бензин марки АИ-92, дизтопливо); два заглубленных резервуара для воды.В ходе осмотра территории АЗС установлено, что ИП ФИО1 эксплуатирует следующие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: топливораздаточную колонку под бензин АИ-92, являющуюся стационарным неорганизованным источником выбросов; площадку для заправки автотранспорта (источник выделения – топливные баки автомашин при заправке, а так же рейсировании автотранспорта по территории).

ИП ФИО1 не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не были разработаны и не обеспечено установление уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработаны и не согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не проведена инвентаризация отходов, образующихся в процессе деятельности АЗС, не велся в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления по форме, установленной Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Порядок учета в области обращения с отходами».

В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком частично выявленные нарушения устранены.

Суд первой инстанции, установив, что ответчик не принимал мер для устранения выявленных нарушений, и что факт наличия выявленных нарушений пожарной безопасности и природоохранного законодательства установлен в судебном заседании, что подтверждается актами проверки АЗС и ответчиком ФИО1 не оспаривается, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения в срок до 01.01.2018 года.

Решение в этой части не оспаривается ответчиком.

Разрешая требования прокурора о запрещении ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, до устранения нарушений, изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу (адрес), суд пришел к выводу, что выявленные нарушения являются недопустимыми, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые при возникновении пожара вследствие допущенных нарушений могут оказаться в зоне пожара и в зоне проведения аварийно-спасательных работ; нарушение санитарных правил отрицательно сказывается на здоровье и санитарно-эпидемиологическом благополучии сотрудников, а также иных граждан, в связи с чем усмотрел основания для удовлетворения иска прокурора о запрещении деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений и до изменения разрешенного вида использования земельного участка под АЗС, поскольку установленный вид разрешенного использования исключает возможность организации АЗС на земельном участке.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу части 2 указанной нормы нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Проверяя соответствие выводов суда первой инстанции требованиям закона, с учетом доводов апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии необходимо также учесть, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.

Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85, 40, 30.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно положениям статей 40 - 41 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом правильно применены положения части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации при разрешении спора. Как верно указал суд, выявленные нарушения в деятельности АЗС предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, так как дальнейшая эксплуатация объекта с нарушениями норм и правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду того, что жизнь и здоровье людей, работающих и посещающих АЗС, подвергаются опасности.

Таким образом прокурором, установившим указанные выше нарушения в деятельности АЗС, представлены в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательства в обоснование своих требований, а судом дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, сделан правильный вывод о наличии опасности причинения вреда в будущем деятельностью АЗС с нарушениями закона и на земельном участке, где автозаправочная станция не могла быть расположена.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не содержат ни материально-правовых, ни процессуальных оснований к отмене постановленного по делу решения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи