ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7283/20 от 13.07.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Леонтьева И.В. дело № 33- 7283/2020

УИД 24RS0056-01-2019-007488-14

2.148

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2020 года г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Деева А.В.,

судей Плаксиной Е.Е. и Елисеевой А.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Васильевой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.

гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидации свалки,

по апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва,

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 января 2020 года, которым на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на площади 0, 522 га земельного участка на территории <данные изъяты>, расположенного вблизи <адрес>.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края предъявило в суде иск к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Требования мотивированы тем, что Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края в ходе рейдового мероприятия установлено нахождение на площади 0, 522 га земельного участка на территории <данные изъяты>, расположенного вблизи <адрес> навалами на почве мусора от строительных и ремонтных работ (несанкционированная свалка - географические координаты <данные изъяты>), состоящего из цельного и непригодного шифера, битого кирпича, кусков бетона, обломков штукатурки, дерева, кусков обоев, остатков лакокрасочных материалов, кусков гипсокартонных, керамической плитки. Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ - код 8 90 000 01 72 4 согласно ФККО, утверждённых Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, относятся к отходам 4 класса опасности. По информации администрации Минусинского района земельный участок относится к землям государственного лесного фонда. Поскольку несанкционированная свалка находится на территории, принадлежащей Российской Федерации, полномочия собственника в отношении которого осуществляет территориальный орган Управления Росимущества, истец просит обязать МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории <данные изъяты>, расположенную вблизи <адрес>.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в лице представителя ФИО1 просит решение суда отменить и в иске отказать, ссылаясь на то, что МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку уполномоченным органом по защите имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, заявлений либо ходатайств об отложении дела не представил. Причина неявки истца в судебное заседание признана неуважительной и на основании ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенного Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края в целях предупреждения и пресечения нарушений природоохранного законодательства планового (рейдового) осмотра установлено, что на площади 0.1522 га земельного участка на территории <данные изъяты>, расположенного вблизи <адрес> навалами, на почве находится мусор от строительных и ремонтных работ - несанкционированная свалка, состоящий из цельного и непригодного шифера, битого кирпича, кусков бетона, обломков штукатурки, дерева, кусков обоев, остатков лакокрасочных материалов, кусков гипсокартонных, керамической плитки.

По результатам планового (рейдового) осмотра 5 апреля 2019 года составлен акт № 77-487/1, в котором указано, что отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ – код 8 90 000 01 72 4 согласно ФККО, утв. Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, относится к отходам 4 класса опасности. Местоположение свалки – географические координаты <данные изъяты> (л.д.13-16).

Из ответа администрации Минусинского района Красноярского края от 19 июня 2019 г. усматривается, что земельный участок с географическими координатам <данные изъяты>, ориентир места нахождения – <адрес>, относится к землям государственного лесного фонда и принадлежит Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что п.п.4, 4.1.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утверждённого Приказом Росимущества от 16 декабря 2016 г. № 455, Территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Установив, что зафиксированная Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края несанкционированная свалка расположена на земельном участке, отнесённом к собственности Российской Федерации, пришёл к выводу о возложении обязанности по её ликвидации на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, как территориальный орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении этого земельного участка.

Однако с указанными выводами суда согласиться нельзя.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Исходя из положений ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды.

Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет существо деятельности всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции.

Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, является федеральной собственностью.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, среди обязанностей собственника земельного участка названы использование участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно статей 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена как статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, так и статьёй 5.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" со ссылкой на Федеральный закон от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в пункте 7 статьи 26.3, которого определена возможность передачи соответствующих полномочий федеральными законами.

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно ст.60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу п.3.12 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утверждённых Постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 г. N 374-п (в ред. от 5 марта 2019 г.) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения отнесено к компетенции Министерства лесного хозяйства Красноярского края.

Таким образом, исполнительным органом государственной власти Красноярского края в области лесных отношений является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Однако суд первой инстанции указанные нормы права не применил и, сославшись на п.4.1.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях государственного лесного фонда на территориальный орган Росимущества.

Неправильное применение норм материального права, в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение суд отменить и поскольку в силу приведённых выше норм права Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва является ненадлежащим ответчиком по делу, принять по делу новое решение, которым Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края в иске к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 января 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края в иске к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отказать.

Председательствующий:

Судьи: