ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Готовкиной Т.С.,
Синани А.М.,
при секретаре Ущак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску прокурора города Армянска Республики Крым в интересах Б.А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), третьи лица орган опеки и попечительства Администрации г. Армянска Республики Крым, несовершеннолетние Л.К.Н., Г.Р.Р., Л.В.Р., о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года,
У С Т А Н О В И Л А :
08 апреля 2021 года прокурор города Армянска обратился в суд с иском в интересах Б.А.В. к ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что ответчик не принимает у Б.А.В. заявление для получения выплат на опекаемых ею детей - Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Л.В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установленных Указом Президента Российской Федерации №249 от 07.04.2020 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента Российской Федерации №412 от 23.06.2020 г. «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» по 10 000 руб. на каждого ребенка. Полагая, что пенсионный фонд бездействует, прокурор г. Армянска просил признать это бездействие незаконным, обязать ответчика принять у Б.А.В. полный пакет документов для получения опекуном детей положенных социальных выплат, обязать назначить и выплатить по 10 000 руб. на каждого ребенка, предусмотренных Указом Президента РФ №249 от 07.04.2020 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ №412 от 23.06.2020 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 09.04.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица в интересах детей привлечен орган опеки и попечительства Администрации г. Армянска.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года иск прокурора г. Армянска Республики Крым в интересах Б.А.В. удовлетворен частично. На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) возложена обязанность принять заявление Б.А.В. с документами, согласно Указу Президента Российской Федерации №249 от 07 апреля 2020 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента Российской Федерации №412 от 23 июня 2020 года «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» в отношении Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для рассмотрения по существу с принятием соответствующих решений по каждому из детей. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 11 июня 2021 года ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором в интересах Б.А.В. требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что никаких нарушений при осуществлении полномочий, предоставленных пенсионному органу в процессе рассмотрения заявления Б.А.В. о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», поданного в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, допущено не было, о способе подачи повторного заявления как опекуном, и сроках его подачи Б.А.В. была уведомлена в телефонном режиме. Кроме того, в судебном заседании Б.А.В. лично подтвердила об отсутствии в свидетельствах о рождении двоих детей отметок о гражданстве и обозначила, что у нее не было времени заниматься этим вопросом. Именно бездействие со стороны Б.А.В. привело к тому, что она своевременно не обратилась в пенсионный фонд с заявлением о получении выплат.
Решение суда в неудовлетворенной части заявленных требований ни прокурором города Армянска, ни Б.А.В. не обжаловано.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:
- представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) и представитель третьего лица – органа опеки и попечительства Администрации города Армянска Республики Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в Верховный Суд Республики Крым обратились с ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие;
- третьи лица – несовершеннолетние Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом через опекуна Б.А.В.
Информация о назначении дела к рассмотрению на 11.08.2021 г. в 10:30 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым в телекоммуникационной сети Интернет.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не известивших суд о причинах своей неявки.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором города Армянска в интересах Б.А.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что на личном приеме ДД.ММ.ГГГГ специалист не разъяснила Б.А.В. сроки подачи документов и необходимый список документов, что привело к тому, что Б.А.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ не подала документы, тем самым были нарушены права детей. Вместе с тем, суд также установил бездействие со стороны Б.А.В., которая не решила вопрос по гражданству детей, являясь опекуном детей, не подала лично заявление в пенсионный фонд на единовременные выплаты на детей, ограничившись обращением за выплатами в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг, что не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
С такими выводами суда первой инстанции в полной мере не может согласиться судебная коллегия, исходя из нижеследующего.
Судом установлено, что Б.А.В. (Т.) А.В. является опекуном на возмездной основе малолетнего Л.В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетней Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании решения Армянского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, а также опекуном на возмездной основе несовершеннолетней Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании постановления Администрации города Армянска №-п от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,14,12,16,29,24-25).
Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 года №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено произвести, начиная с 1 июня 2020 г., единовременную выплату в размере 10000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.). Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2020 года №412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» постановлено произвести в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. №249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", единовременную выплату гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - граждане), в размере 10000 рублей на каждого такого ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 года №474 (ред. от 25.06.2020 г.) утверждены Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. №249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. №412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
В соответствии с п.3(1), п.3(2), п.4.2 вышеуказанных Правил единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.
Единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июля 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, на каждого такого ребенка.
Для получения ежемесячной выплаты заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в любое время до 1 октября 2020 г., но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату.
Гражданам, получившим выплаты в соответствии с пунктами 4 и 4(1) настоящих Правил, единовременная выплата, предусмотренная пунктом 3(2) настоящих Правил, осуществляется без подачи заявления и документов.
Пунктами 9(1), 10 Правил также установлено, что единовременная выплата осуществляется опекуну или попечителю ребенка в случае смерти матери, отца, объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
В этих случаях заявление о предоставлении единовременной выплаты подается непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В заявлении о предоставлении единовременной выплаты указываются:
- наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который представляется заявление;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также его статус (мать, отец, ребенок, опекун или попечитель ребенка, мужчина - единственный усыновитель), контактный телефон. В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, данная при рождении;
- адрес места жительства, места пребывания или фактического проживания в Российской Федерации;
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- сведения о документе, удостоверяющем личность;
- фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты актовой записи о рождении (номер, дата и наименование органа записи актов гражданского состояния, составившего запись), дата рождения, место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка (детей);
- сведения о реквизитах счета, открытого на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, для перечисления выплаты (наименование учреждения банка, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), номер корреспондентского счета организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя, номер счета, открытый на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, назначение платежа);
- сведения об ответственности за достоверность представленных сведений.
Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами право на единовременную выплату имею граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, при этом дети также должны иметь гражданство Российской Федерации, а заявление опекуна детей о предоставлении единовременной выплаты должно быть подано непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что являясь на возмездной основе опекуном троих детей (то есть, не являясь их матерью), Б.А.В.ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг подала заявление о предоставлении единовременной выплаты по 10 000 руб. на опекаемых детей в возрасте до 16 лет.
При проведении проверки УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) путем направления межведом-ственного запроса с использованием единой системы межведом-ственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведения о родстве Б.А.В. с детьми подтверждены не были, в связи с чем в единовременной выплате истице было обоснованно отказано. При этом Б.А.В. не отрицала, что ДД.ММ.ГГГГ в телефонном режиме ей была разъяснена причина отказа и необходимость лично до ДД.ММ.ГГГГ подать заявление в клиентскую службу Управления пенсионного фонда или МФЦ с предоставлением всех необходимых документов на детей и документов, подтверждающих ее полномочия опекуна (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГБ.А.В. обратилась в клиентскую службу отдела УПФ, предоставив документы, которые у нее приняты не были, поскольку в двух свидетельствах о рождении детей отсутствовали сведения (штамп) о приобретении детьми гражданства Российской Федерации. Оформить единовременную выплату на одного ребенка, имевшего гражданство Российской Федерации, Б.А.В. отказалась (в этом случае деньги подлежали перечислению на личный счет ребенка), желая получить эту выплату одновременно на всех детей и на свое имя.
Из пояснений Б.А.В. в суде первой инстанции следует, что действительно у детей Л.В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в свидетельствах об их рождении не проставлены отметки о гражданстве, так как при обращении в ФМС ей выдали большой список документов, которые она должна собрать, но она работает и у нее не было времени заняться этим вопросом, поэтому только в сентябре 2020 года она осуществила действия, связанные с гражданством Российской Федерации Л. Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., а по Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не успела, так как девочка ДД.ММ.ГГГГ получила паспорт гражданина Российской Федерации. Вновь в пенсионный орган больше не обратилась, так как ей никто не пояснил, что у нее срок подачи документов истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции также установлено и это подтвердила в судебном заседании суда апелляционной инстанции Б.А.В., что до настоящего времени она в Пенсионный фонд с заявлением о назначении единовременной выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.04.2020 г. №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» с учетом Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2020 г. №412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» в отношении Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Л.В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Л.К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не обратилась.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии каких-либо оснований для признания незаконным бездействия Отдела пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армянске ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) и возложении обязанности на ответчика произвести начисление и выплату истице единовременной денежной выплаты, установленной вышеуказанными Указами Президента Российской Федерации.
Решение суда в данной части не обжаловано ни прокурором, ни Б.А.В.
Частично удовлетворяя требования прокурора в интересах Б.А.В., суд первой инстанции своим решением обязал ГУ УПФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) принять заявление истицы с документами для рассмотрения по существу с принятием соответствующих решений по каждому из детей.
С таким решением суда не может согласиться судебная коллегия, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации решение суда первой инстанции соответствует не в полном объеме.
Так, право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, обеспечивающей эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и равенства (постановления от 2 февраля 1996 года №4-П, от 3 февраля 1998 года №5-П, от 14 июля 2005 года №8-П, от 5 февраля 2007 года №2-П, от 25 июня 2013 года №14-П; Определение от 17 сентября 2013 года №1336-О и др.).
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из приведенной нормы права следует, что решение суда должно быть исполнимым.
Судебная коллегия считает, что способ защиты нарушенных прав истца, избранный судом первой инстанции в виде возложения на ответчика обязанности принять заявление Б.А.В. для рассмотрения по существу с принятием соответствующего решения по каждому из детей, не приведет к ожидаемым истцом результатам полной защиты нарушенных прав, поскольку установленный Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 г. №249 срок (до 1 октября 2020 года) для обращения за назначением ежемесячных выплат и единовременной выплаты, прошел и действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, его восстановление не предусмотрено.
Частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, пересматривая дело в апелляционном порядке по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), исходит из того, что решение суда первой инстанции, отказавшего прокурору в иске в интересах Б.А.В. о признании бездействия пенсионного органа незаконным по тем основаниям, что имело место бездействие именно со стороны Б.А.В., ни прокурором, ни самой Б.А.В. не обжаловано, в связи с чем основания для пересмотра его в этой части у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку избранный судом способ защиты не обеспечит эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия, решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ответчика принять заявление Б.А.В. с документами согласно Указу Президента Российской Федерации №249 от 07 апреля 2020 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента Российской Федерации №412 от 23 июня 2020 года «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» для рассмотрения по существу с принятием соответствующих решений по каждому из детей подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красно-перекопском районе Республики Крым (межрайонное) удовлетворить. Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурору города Армянска Республики Крым в интересах Б.А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), третьи лица орган опеки и попечительства Администрации г. Армянска Республики Крым, несовершеннолетние Л.К.Н., Г.Р.Р., Л.В.Р., о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Синани А.М.
Судьи: Готовкина Т.С.