Судья Кадыкова О.В. Дело № 33-729/2020
УИД76RS0014-01-2019-003439-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Емельяновой Ю.В., Суринова М.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Черничкиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
31 января 2020 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 13 ноября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО1 отказать.»
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», в котором просил взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию за перевозку личного имущества в сумме 34 427,68 руб.
В обоснование иска указано, что 25.07.2018 г. приказом командира войсковой части №№ истец был уволен с военной службы, которую проходил в войсковой части № по адресу <адрес> км. В качестве основного места жительства после увольнения с военной службы был выбран <адрес>. Кратчайший маршрут перевозки личного имущества и автомобиля истца к новому месту жительства железнодорожным транспортом – <адрес>, пункт назначения - <адрес>. Требование истца от 25.10.2018 г. о возмещении расходов, потраченных на перевозку личного имущества в сумме 47 123,30 рублей, ответчик не удовлетворил в полном объеме. Ответчик выплатил истцу 12 695,62 рублей. С размером выплаченных денежных средств истец не согласен.
Судом принято указанное выше решение, с которым не согласен ФИО1
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
На указанную жалобу ответчиком принесены возражения, в которых указано, что не подлежат взысканию транспортные расходы при перевозке личного имущества в 20-тонных контейнерах за услугу, оказываемую ОАО "Трансконтейнер" по предоставлению собственных крупнотоннажных контейнеров и вагонов для перевозки груза.
Исходя положений п. 1.2 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктов 3, 5 Постановления Правительства РФ «О порядке и возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а так же их личного имущества», расходы на перевозку личных вещей к месту постоянного проживания подлежат возмещению в размере стоимости перевоза одного 20- тонного контейнера железнодорожным транспортом, то есть в размере провозной платы, без оплаты дополнительных услуг.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав в поддержание доводов жалобы ФИО1, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом командира войсковой части №№ от 24.07.2018 ФИО1 был уволен с военной службы, которую проходил в войсковой части № адрес: <адрес> км.
При увольнении со службы местом жительства истец избрал <адрес>, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части № от 24.07.2018 № (л.д. 9-10).
В связи с переездом на постоянное место жительства в <адрес> истцу выданы воинские перевозочные документы для перевозки домашних вещей и автомобиля по маршруту от ж/д станции <адрес> железной дороги до ж/д станции <адрес> Северной железной дороги к избранному месту жительства.
Перевозка автомобиля и других личных вещей истца для личных ( бытовых) нужд состоялась в 20-ти футовом контейнере - 20 тонн, принадлежащем ПАО «ТрансКонтейнер» по воинскому перевозочному документу в сентябре -октябре 2018 года от станции <адрес> до станции <адрес> Северной железной дороги.
С целью получения компенсации понесенных расходов ФИО1 представил в военный комиссариат Ярославской области: заказ к договору транспортной экспедиции № от 27.08.2018 года между ФИО1 и ПАО «ТрансКонтейнер» за оказание транспортно-экспедиторских услуг, в соответствии с которым истцом оплачено 29898 рублей 70 копеек, акт о оказанных услугах ( л.д.41, 45-47); договор ФИО1 с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской федерации № на оказание услуг по сопровождению и охране грузов от 27 июня 2018 года по которому оплачено 13 829 рублей 60 копеек (из них сбор за охрану груза в пути следования на сумму 13 505 рублей 10 копеек и сбор за объявленную ценность груза на сумму 324 рубля 50 копеек, л.д. 35), а также счет № от 15.10.2018., по которому истцом оплачено 3304 рубля: сбор за охрану груза в пути следования на сумму 13 505 рублей 10 копеек, сбор за объявленную ценность груза на сумму 324 рубля 50 копеек (л.д. 38). Итого ФИО1 были понесены расходы на общую сумму 47 123 рубля 30 копеек.
По представленным документам ФИО1 возмещены расходы в сумме 12 695, 62 руб., а именно: организация обработки контейнеров/грузов на терминалах/портах/депо/ погрузочно-разгрузочные работы на сумму 4 375, 44 руб.; пользование вагоном/контейнером на сумму 177 руб.; предоставление запорно-пломбировочного устройства на сумму 674, 96 руб.; прочие услуги терминалов/портов/депо/использование контейнерной площадки на сумму 4 164, 22 руб.; погрузочно-разгрузочные работы 20 т контейнеров на сумму 2 997, 20 руб.; снятие ЗПУ с вагонов (контейнеров) на сумму 306, 80 руб.
Не возмещены расходы: погрузка/выгрузка груза на сумму 6 927 рублей 78 копеек, крепление/раскрепление грузов на сумму 12 085 рублей 56 копеек, прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (оформление ж/д накладной) на сумму 383 рублей 50 копеек, прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (получение визы на отправку груза) на сумму 1 201 рубль 24 копейки, оплата на объявленную ценность груза в контейнере на сумму 13 829 рублей 60 копеек, по тем основаниям, что данные услуги являются дополнительными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы на перевозку личных вещей к месту постоянного проживания подлежат возмещению лицам, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров, при этом оплата производится в размере провозной платы, без оплаты дополнительных услуг. Поскольку указанные расходы истцу были возмещены, остальная часть оплаченных денежных средств возмещению не подлежит, поскольку является дополнительными расходами.
Между тем такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного, в том числе условиями прохождения военной службы в месте, отличном от избранного места жительства после увольнения с военной службы, в п.1.2 ст.20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащих при увольнении на перевоз на безвозмездной основе личного имущества к избранному месту жительства.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
О необходимости возмещения Министерством обороны Российской Федерации и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, расходов по перевозу военнослужащими личного имущества при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".
Так, п.4 названного постановления Правительства определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет (п. 6 названного постановления Правительства).
Согласно п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации N 300 от 08 июня 2000 года "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества: расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников); расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.
При этом перечень услуг, подлежащих возмещению в составе расходов, связанных с перевозкой военнослужащими личного имущества железнодорожным транспортом, законодательно не определен.
Оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что расходы по работам - погрузка/выгрузка груза на сумму 6 927 рублей 78 копеек, крепление/раскрепление грузов на сумму 12 085 рублей 56 копеек, прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (оформление ж/д накладной) на сумму 383 рублей 50 копеек, прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (получение визы на отправку груза) на сумму 1 201 рубль 24 копейки, сбор за охрану груза в пути следования на сумму 13 505 рублей 10 копеек, сбор за объявленную ценность груза на сумму 324 рубля 50 копеек, а всего на общую сумму 34 427 рублей 68 копеек, непосредственно связаны с перевозкой багажа, в силу чего являются необходимыми, без оказания которых была бы невозможной перевозка ФИО1 личного имущества железнодорожным транспортом, в силу чего не могут быть отнесены к дополнительным.
Так согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозка грузов, контейнеров начинается с подачи заявки на перевозку грузов и заканчивается выдачей груза грузополучателю. Расходы грузоотправителя на перевозку грузов в контейнерах включают в себя: плату за перевозку грузов за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка; плату за охрану грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути (для перевозки автомобилей и их частей, согласно Перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, содержащемуся в Правилах перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 38 (действовавшего на дату перевозки имущества истца); плату за погрузку контейнеров в вагоны и выгрузку из вагонов; плату за подачу и уборку контейнеров; плату за погрузку и выгрузку грузов; плату за пользование вагонами и контейнерами; плату за размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах; плату за опломбирование запорно-пломбировочными устройствами. Плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон (глава II. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа, статьи 11, 15, 17, 21, 23, 28, 30).
Также судебная коллегия принимает во внимание, что перевозка грузов с объявлением их ценности осуществлялась в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, утвержденных
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 40, действовавших в период осуществления перевозки.
Указанными Правилами установлено, что объявление грузоотправителем ценности грузов обязательно при предъявлении для перевозки грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1).
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в стоимость перевоза домашних вещей входит не только провозная плата от станции отправления, до станции назначения, но и понесенные истцом вышеуказанные расходы, которые являются обязательными для выполнения перевозки.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено.
При этом стоимость перевозки груза в контейнере, в том числе личного имущества (домашних вещей), железнодорожным транспортом не зависит от фактического веса или объема груза, перевозимого в контейнере, и рассчитывается за контейнер.
Так как истец понес фактические необходимые затраты на перевозку личного имущества в сумме 47123 рубля 30 копеек, судебная коллегия приходит к выводу, что ему подлежит возмещению разница между выплаченной ответчиком суммой в 12 695 рублей 62 копейки и фактическим размером понесенных истцом и подлежащих возмещению затрат: 34 427 рублей 68 копеек.
Понесенные истцом расходы подтверждены документально, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО1 о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» расходов, связанных с перевозкой автомобиля и личных вещей, в размере 34 427 рублей 68 копеек.
При изложенных обстоятельствах судебное решение подлежит отмене в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ), с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований и взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в пользу ФИО1 34 427 рублей 68 копеек.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ярославля от 13 ноября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в пользу ФИО1 34 427 рублей 68 копеек.
Председательствующий
Судьи