ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7303/2014 от 19.06.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

  №...

 ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Уфа 19 июня 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.,

 судей: Гаиткуловой Ф.С.,

 ФИО2,

 при секретаре Салиховой Г.Г.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:

 исковое заявление ФИО3 к Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан об обязании предоставить земельный участок в собственность - удовлетворить частично.

 Обязать Администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан включить ФИО3 в список граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как семье, имеющей ребенка-инвалида, в порядке очередности, исходя из даты поступления ее заявления 10 октября 2011 года в Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан по поводу предоставления земельного участка.

 В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.

 Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г.Стерлитамак об обязании включить в список на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставить земельный участок в собственность. В обоснование исковых требований указала, что Законом Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 года, вступившим в законную силу 10 октября 2011 года №437-3, были внесены изменения в Закон РБ «О регулировании земельных отношений в РБ». Она обратилась в Администрация городского округа г.Стрелмитамак с заявлением о выделении земельного участка в соответствии с п.5 ч.2.1 ст.10 Закона РБ «О регулировании земельных отношений» в редакции от 10 октября 2011 года. На момент подачи указанного заявления она воспитывала несовершеннолетнюю дочь - ФИО1, ... года рождения, которая является инвалидом. В ее адрес направлен ответ №... от 31 октября 2011 года о том, что ее заявление не может быть рассмотрено пока Правительство РБ не разработает перечень документов, прилагаемых к заявлению. 30 января 2012 года она получила ответ о том, что ей не может быть предоставлен земельный участок по тем основаниям, что ребенок-инвалид достиг совершеннолетнего возраста. Администрацией городского округа г.Стерлитамак не учтено, что заявление о получении земельного участка подано до достижения ребенком совершеннолетия. Просила обязать ответчика включить ФИО3 в очередь на получение земельного участка с момента обращения от 10 октября 2011 года, обязать ответчика предоставить ФИО3 земельный участок на праве собственности в пределах норм, установленных Законом РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», взыскать с ответчика судебные расходы.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан ФИО4 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что Постановление Правительства РФ №... от 27.07.1996 года не предусматривает постановку на учет граждан для обеспечения земельными участками в первоочередном порядке. На момент обращения ФИО3 не был разработан перечень документов необходимых для предоставления земельного участка, перечень документов установлен Постановлением Правительства РБ №... от 08.11.2011 года. Земельная комиссия создана 05 апреля 2012 года Постановлением Администрации городского округа г.Стрелитамак №.... Информационное сообщение о начале приема заявлений и перечня документов размещено на сайте администрации 02 февраля 2013 года.

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.

 В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан ФИО5, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО3 – ФИО6, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

 Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

 Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

 Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

 Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

 Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.

 На основании ст.3 Закона Республики Башкортостан №59-з от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» органы местного самоуправления устанавливают порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

 В соответствии со ст. 10 Закона РБ №59-з от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи.

 В силу п.5 ч.3.1 ст.10 Закона РБ №59-з от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» граждане, имеющие ребенка-инвалида входят в категорию граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

 В соответствии с ч.2 ст. 10.1 Закона РБ №59-з от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории. Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (далее - заявление), прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.

 В соответствии с ч.4 ст. 10.1 Закона РБ №59-з от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» принятые на учет граждане включаются в книгу учета граждан отдельно по каждой категории (далее - книга учета граждан). Изменения в книгу учета граждан вносятся на основании документов, заверенных должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение книги учета граждан. Книга учета граждан ведется одновременно с применением Автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях".

 Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что ФИО1, дата года рождения, является инвалидом и получает пенсию по инвалидности, что подтверждается удостоверением №... от дата года.

 10 октября 2011 года мать ФИО1 - ФИО3 обратилась Администрацию городского округа г.Стерлитамак с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно, бесплатно.

 31 октября 2011 года Председателем КУС Минземимущества РБ по г.Стерлитамак в адрес ФИО3 направлен ответ о том, что предоставление земельных участков для граждан, имеющих ребенка – инвалида, будет осуществляться после принятия и опубликования Правительством Республики Башкортостан перечня документов, прилагаемых к заявлению граждан на получение земельных участков бесплатно однократно, при наличии в пределах городского округа г.Стерлитамак свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

 30 января 2012 года Председателем КУС Минземимущества РБ по г.Стерлитамак в адрес ФИО3 направлен ответ о том, что заявление на получение земельного участка с приложением необходимых документов вправе подать граждане, имеющие несовершеннолетних детей - инвалидов в возрасте до 18 лет.

 Сведений о наличии у истицы на каком-либо праве земельного участка, предоставленного ей для индивидуального жилищного строительства, в материалах дела не имеется, право на получение однократно и бесплатно земельного участка истицей не использовано.

 Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, возлагая на Администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан обязанность включить ФИО3 в список граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как семье, имеющей ребенка-инвалида, суд обоснованно исходил из того, что в нарушение требований закона обращение ФИО3 от 10 октября 2011 года не рассмотрено ответчиком в течение 10 рабочих дней, чем нарушены ее права на получение бесплатно и однократно земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей ребенка - инвалида, оснований для не рассмотрения ее заявления в связи с отсутствием перечня документов, прилагаемых к заявлению граждан на получение земельных участков бесплатно однократно, и последующего отказа по причине достижения ее ребенком совершеннолетия не имелось.

 Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения, и соответствует установленным по делу юридически значимым обстоятельствам.

 Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на момент обращения ФИО3 не был разработан перечень документов необходимых для предоставления земельного участка, перечень документов установлен Постановлением Правительства РБ №393 от 08.11.2011 года, земельная комиссия создана 05 апреля 2012 года Постановлением администрации городского округа г.Стерлитамак №671, не может быть признана судебной коллегией состоятельной, поскольку отсутствие разработанного Правительством Республики Башкортостан перечня на момент обращения с заявителя за реализацией предоставленного ей законом права, как семье, имеющей ребенка – инвалида, не должно влиять на ее права на включение ее в список для получения бесплатно и однократно земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.

 Кроме того, на момент рассмотрения заявления истицы вступил в законную силу Порядок однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, который определен Законом РБ от 28.09.2011 г. N 437-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

 В силу приведенных правовых норм для постановки ФИО3 в очередь, для включения ее в перечень лиц, обладающих правом на бесплатное предоставление земельного участка, было достаточно установить наличие на ее иждивении ребенка - инвалида.

 Каких-либо препятствий во включении ее в перечень лиц, обладающих правом на бесплатное предоставление земельного участка, не имелось.

 Социальная защита инвалидов, реализация и претворение в жизнь всех предусмотренных законом социальных мер и гарантий являются одной из основных задач правового государства, что нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации.

 В данном случае ответчик в разрешении вопроса о постановке на учет семьи, имеющей ребенка – инвалида для предоставления земельного участка обязан был руководствоваться Конституцией Российской Федерации и специальным законом, регулирующим социальную защиту инвалидов.

 Таким образом, отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, отсутствие механизма применения закона, не может являться препятствием для реализации инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий.

 Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

 При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

 При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.

 Председательствующий Г.Ф. Васильева

 Судьи Ф.С. Гаиткулова

 ФИО2

 Справка: судья Зиннатуллина Г.Р.