ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7304/2021 от 09.12.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

УИД: 36RS0006-01-2021-004580-62

Дело № 33-7304/2021

Строка № 204

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2021 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Готовцевой О.В.,

судей Данцер А.В., Шаповаловой Е.И.,

при секретаре Еремишине А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Данцер А.В.,

гражданское дело по иску Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронежа к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 сентября 2021 г.

(судья Васина В.Е.)

У С Т А Н О В И Л А:

Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО5 с 23.08.2021 являлся собственником нежилого здания площадью 222,5 кв.м. с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, являясь собственником объекта недвижимости, фактически использовал земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> под объектом по вышеуказанному адресу с момента государственной регистрации права собственности. На основании свидетельства о праве на наследство по закону, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное на спорном земельном участке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Пользование ответчиком данным земельным участком обусловлено фактом нахождения на нем принадлежащего ему недвижимого имущества. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства истец просил взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, за период с 01.12.2017 по 17.12.2020 в сумме 689786,03 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.01.2018 по 17.12.2020 в сумме 66116,35 руб. (л.д. 2-7).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 13.09.2021 с ФИО6 в пользу Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж взыскана сумма неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, за период с 01.12.2017 по 17.12.2020 в сумме 689786,03 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.01.2018 по 17.12.2020 в сумме 66116,35 руб., в доход муниципального бюджета с Загреба И.С. взыскано 10759,02 руб. (л.д. 71, 72-75).

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка относительно его рыночной стоимости (л.д. 81).

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронежа возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ч.1 ст.327 и ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя УИЗО администрации городского округа г. Воронежа по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 с 23.08.2013 обладал правом собственности на нежилое здание площадью 222,5 кв.м. с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости было зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

ФИО5, являясь собственником объекта недвижимости, фактически использовал земельный участок с кадастровым номером: 36:34:0604035:1 под объектом по вышеуказанному адресу с момента государственной регистрации права собственности.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное на спорном земельном участке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-23, 59).

При этом, ответчик, являясь собственником данного объекта недвижимости, фактически использует земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> под объектом по вышеуказанному адресу.

В соответствии со сведениями общедоступного информационного ресурса «Публичная кадастровая карта» (https://pkk5.rosreestr.ru) с 01.01.2016 кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 11 322 090,15 руб. (л.д. 12).

В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 9, ст. 36, ч.ч.1 и 3, Конституции РФ).

Конституция РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.07.2000 № 133-О, исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства, что, в частности, нашло отражение в ст. 3 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, а имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, охватывающие совокупность возникающих из сделок (иных правомерных юридических действий) гражданско-правовых обязательств, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Положениями п. 2 ст. 36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Из положений пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ следует, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.

Согласно п.1 ст. 65 ЗК РФ (в редакции на дату возникновения неосновательного обогащения) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.

Реализуя свои полномочия в области правовой регламентации земельных отношений, федеральный законодатель установил в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; порядок исчисления и уплата земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (подп. 7 п. 1 ст. 1 и п.п. 1, 2 и 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ), при этом в п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ установлен перечень земель, земельные участки из которых могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с абзацем третьим п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также - если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положениями ст. 10.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 4 ст. 6 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к полномочиям правительства Воронежской области в сфере земельных отношений в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Воронежской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2.2.9 Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 26.09.2012 № 940-III, к основным функциям управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж относятся: ведение администрирования доходов бюджета городского округа в части, касающейся муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Воронеж.

В соответствии с п. 2.2.52 указанного Положения к функциям управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж так же отнесены: проведение досудебной претензионной работы, обращение в судебные органы с исковыми заявлениями, инициирование в отношении должников процедур несостоятельности (банкротства), осуществление полномочий взыскателя, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве в части, касающейся земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Воронеж.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, если земельный участок используется без правовых оснований, взысканию подлежит не земельный налог или арендная плата, а сумма неосновательного обогащения, которая равна арендной плате, определенной в соответствии с Правилами определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.

В соответствии с п. 1.2 Постановления Администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» годовой размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, определяется настоящим Положением одним из следующих способов: по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночной стоимости земельного участка, рыночной стоимости арендной платы за земельный участок, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; на основании кадастровой стоимости земельного участка с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земли, определяемого на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

Для расчета размера неосновательного обогащения по аналогии с арендной платой применяется постановление администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», которое содержит формулу для расчета неосновательного обогащения за использование земельного участка.

Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества и отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.

В данном случае под неосновательностью пользования следует понимать отсутствие оснований у ответчика для безвозмездного пользования спорным земельным участком, а под неосновательным обогащением - денежные средства, которые исходя из принципа платности землепользования, установленного пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ, должно выплачивать лицо, пользующееся земельным участком в размере, предусмотренном для правоотношений аренды земельного участка.

В силу положений ст. ст. 1102, 1107, 1105, ГК РФ, п. 2 ст. 160.1 БК РФ, принимая во внимание, в том числе, решение Воронежской городской думы от 18 декабря 2019 г. № 1306-1V «О бюджете городского округа город Воронеж на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», согласно которому управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж является администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также Положение об управлении имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж, утвержденное решением Воронежской городской думы от 26 сентября 2012 г. № 940-III, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данными выводами суда, поскольку они соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

В соответствии с абзацем третьим статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции действовавшей на момент рассмотрения спора судом), сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения абзаца пятого названной статьи, согласно которому, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке статьи 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы апелляционной жалобы о существенном завышении кадастровой стоимости относительно рыночной стоимости земельного участка, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанная кадастровая стоимость, внесенная в сведения ЕГРН, в установленном законом порядке не оспорена.

Ссылок на иные факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2021 г.

Председательствующий:

Судьи коллегии: