Судья Боброва А.В. Дело №33-7322/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25.05.2018
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
с участием прокурора Смольникова Е.В.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Верхотурского района, в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному казенному учреждению «71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области на решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 05.02.2018.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Смольникова Е.В., представителя ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области - Рублевой Е.Д., действующей на основании доверенности № 248-15-9 от 15.11.2017, судебная коллегия
установила:
прокурор Верхотурского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» (далее - ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области»), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области), в котором просил:
возложить на ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой - 71 пожарной частью;
возложить на ГУ МЧС России по Свердловской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решение суда в законную силу, обеспечить финансирование за счет средств федерального бюджета проведения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой - 71 пожарной частью ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области».
В обоснование иска указал на обстоятельства проведения проверки соблюдения законодательства об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, аварийно-спасательной службой - 71 пожарной частью ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области», не пройдена аттестация на проведение аварийно-спасательных работ. Не прохождение аварийно-спасательной службой аттестации на проведение аварийно-спасательных работ нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга.
Решением Верхотурского районного суда Свердловской области от 05.02.2018 иск прокурора Верхотурского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ГУ МЧС России по Свердловской области подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе прокурору Верхотурского района в удовлетворении иска, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25.04.2018 постановлено перейти к рассмотрению апелляционной жалобы по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением правила о тайне совещания судей при принятии решения.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания к отмене оспариваемого решения по мотиву нарушения судом норм процессуального закона (п.7 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также о наличии оснований для повторного рассмотрения искового заявления по правилам суда первой инстанции (абз. 2 ч.1 ст. 327, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель ГУ МЧС России по Свердловской области, настаивавший на доводах апелляционной жалобы, представитель истца, указавший на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции путем направления судебного извещения (№33-7322/2018 от 25.04.2018).
Также лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ под аварийно-спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Под аварийно-спасательными работами, в свою очередь понимаются действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Положения ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ содержат перечень видов аварийно-спасательных работ, который включает в себя, в том числе аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ.
В своей деятельности аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами (ч.1 ст.11 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, предусмотрено, что в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.
В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.
Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (п.5 Положения).
Приказом МЧС России от 20.02.2013 №102 утверждено Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», п.п. «б» п.8 которого предусмотрено, что проведение аттестации подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области создана аттестационная комиссия Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, к полномочиям которой, в соответствии с п.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2012 №1102-ПП отнесено проведение аттестации подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению возложенных на них аварийно-спасательных работ на территории Свердловской области;
В соответствии с п. 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Верхотурского района проведена проверка соблюдения законодательства об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, аварийно-спасательной службой - 71 пожарной частью ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области», не пройдена аттестация на проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии с Уставом ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области», в состав которой входит 71 пожарная часть, основным видом деятельности учреждения является осуществление профилактики пожаров и их тушения в населенных пунктах, а также проведение аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах на территории населенных пунктов Свердловской области.
Решением аттестационной комиссии Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Свердловской области от 21.07.2014 №2 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» присвоен статус профессиональной аварийно-спасательной службы, о чем 29.05.2014 выдано свидетельство об аттестации на право ведения поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
29.05.2017 срок действия свидетельства истек.
Рассматривая исковое заявление прокурора Верхотурского района по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит ошибочными суждения апеллянта о том, что в отношении 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» не подлежат применению требования Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, которые основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что созданная на постоянной основе 71 пожарная часть ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области», является профессиональной аварийно-спасательной службой, основным видом деятельности которой является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в связи с чем на указанное структурное подразделение в полной мере распространяются положения Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ и изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актов, которые в части прохождения аттестации на проведение аварийно-спасательных работ, носят для него обязательный характер.
Не прохождение аварийно-спасательной службой аттестации на проведение аварийно-спасательных работ нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга.
Ссылки апеллянта на обстоятельства добровольного прохождения 71 пожарной частью ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» в 2014 году аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, не основаны на установленных по делу обстоятельствах, надлежащими средствами доказывания не подтверждены.
Напротив, приказом министра МЧС России от 25.05.2016 №281, установлен минимальный перечень аварийно-спасательных работ, к проведению которых привлекаются пожарно-спасательные подразделения противопожарной службы: поисково-спасательные работы, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, перечень которых полностью соответствует видам аварийно-спасательных работ, право на ведение которых 71 пожарная часть ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» приобрела в 2014 году по итогам аттестации.
Этим же приказом, на руководителей территориальных органов МЧС России возложена обязанность организовать подготовку к аттестации всех подразделений Федеральной противопожарной части, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Недостаточность бюджетных средств для проведения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, основанием для освобождения от исполнения возложенной на ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» законом обязанности не является.
Финансовые обязательства ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» при осуществлении аварийно-спасательной деятельности обеспечиваются ГУ МЧС России по Свердловской области путем осуществления бюджетных ассигнований на указанные цели.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, финансирование на цели проведения аттестации аварийно-спасательной службы ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» ответчиком ГУ МЧС России по Свердловской области не обеспечено.
С учетом изложенного, на ГУ МЧС России по Свердловской области следует возложить обязанность за счет средств федерального бюджета обеспечить финансирование ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» для проведения аттестации аварийно-спасательной службы - 71 пожарной части.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, судебная коллегия с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей на ГУ МЧС России по Свердловской области в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу, на ФГКУ «71 ОФПС по Свердловской области» до 01.09.2018.
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 05.02.2018 отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокурора Верхотурского района, в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному казенному учреждению «71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Возложить на федеральное государственное казенное учреждение «71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» обязанность в срок до 01.09.2018 провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой - 71 пожарной частью.
Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование за счет средств федерального бюджета проведения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой - 71 пожарной частью федерального государственного казенного учреждения «71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области».
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова